Цели урока:
- продолжить формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию;
- закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста;
- научить девятиклассников определять структуру текста, выделять существенную информацию, выполнять информационную обработку текста;
- выполнить упражнения на освоение приёмов сжатия текста.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: карточки-задания, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщить учащимся тему и цели урока.
3. Вступительное слово учителя.
Завершение 9-го класса является для школьников определённым рубежом в изучении курса русского языка. Объём знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих нормативных документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной аттестации.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.
Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение побуждает выпускников выполнить информационную обработку текста.
4. Речевая разминка.
- Как вы понимаете слово "сжатый"? Каково, по-вашему, значение этого слова?
- Почему на экзамене предпочтение отдано сжатому, а не подробному изложению?
- Какие вы знаете основные приёмы сжатия информации? В каких случаях стоит применять каждый из них?
5. Ознакомление с критериями оценивания изложения (Презентация).
Итак, основные критерии оценивания изложения следующие:
ИК 1. Содержание изложения.
ИК 2. Наличие сжатия исходного текста.
ИК 3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
6. Практическая работа (карточки-задания).
Это упражнение поможет вам отработать несколько важных действий по сжатию текста. Во-первых, в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей, цитаты из художественных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно, поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания. Во-вторых, автор исходного текста может аргументировать свою мысль несколькими примерами, каждый из которых играет важную роль. Нужно "сжать" эти примеры, сохраняя при этом их смысловую функцию - аргументировать мысль автора. В предлагаемом упражнении даётся материал для отработки таких действий.
1) Прочитайте текст.
В 1836 году русский критик Н. И. Надеждин писал: " У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор учёного, разговор военного, разговор помещика: Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров:"
Перед нами рассказ А. П. Чехова "Новая дача". Герои его - образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. Живя бок о бок на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и - языка. То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.
Инженер спрашивает крестьян, зачем они пускают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. Он говорит: "Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою".
Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.
В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущённый бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнёт презирать мужиков. Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.
Как видим - полное непонимание. Случайность? Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? Ни то, ни другое. Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.
(По Л. П. Крысину) (257 слов)
2) Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. Какое название отражает проблему этого текста?
А) Жители "разных миров".
Б) Плоды просвещения.
В) Любовь к родному языку.
Г) Долг платежом красен.
2. Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста.
1) Крестьяне перепутали слова "презирать" и "призирать".
2) Инженер просит крестьян "платить ему той же монетой".
3) Каждое сословие живёт в своём замкнутом мире.
4) Надеждин пишет о том, что "у нас нет общего языка".
3. Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО? (Предложение № 6).
А) просто
Б) ложно
В) непостоянно
Г) легко
4. Какой вывод делает автор из приведённых примеров?
А) Всё происшедшее - досадная случайность, которая вызвана невнимательностью.
Б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян.
В) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова.
Г) Из-за социальной разобщённости нет взаимопонимания между людьми разных сословий.
САМОПРОВЕРКА
1. А)
2. 1 - 4; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 3.
3. Б)
4. Г)
3) Напишите сжатое изложение.
Обратите внимание на цитату в начале текста. В ней содержится важный тезис, который будет раскрываться далее. Чтобы передать основной смысл этой цитаты, запишите её, используя косвенную речь.
- Сделайте переход к рассказу А.П. Чехова.
- Коротко передайте изображённую в нём ситуацию.
- Выберите какой-то один случай, который показывает полное непонимание между людьми.
- Сделайте вывод о том, что социальная разобщённость привела к тому, что люди одной страны перестали понимать друг друга.
1) Определите микротемы в данном тексте.
2) Какие основные приёмы сжатия вы употребите?
3) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью обобщения, какие - с помощью исключения.
7. Подведение итогов урока.
1) Какие методические советы, прозвучавшие на уроке, вы используете при написании сжатого изложения?
2) Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
8. Задание на дом.
Редактирование сжатого изложения.
Литература для учителя
1. Егораева Г. Т., Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные задания. Структура экзаменационной работы. - М: "Экзамен" 2009.
2. Заярная И. Русский язык: 9 класс. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.
3. Львова С. И. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. - М: Эксмо, 2009.
4.Симакова Е. С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. - М: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
5. Тимошенко Т. Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. - М: Дрофа, 2009.
6. Угроватова Т. Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тексты и др. материалы для 9 класса. - М: АСТ: Хранитель, СПб: Астрель - СПб, 2010.
7. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М: АСТ: Астрель, 2009.
8. Цыбулько И. П., Александрова В. Н., Пучкова Л. И., Соловьёва Т. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. - М: "Интеллект-Центр", 2009.
9. Шапиро Н. А., Волкова А. В., Кузнецова Е. В., Шувалова Е. Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.