Ремесленные мастерские для детей со сложной структурой дефекта. Из опыта работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Наш дом"

Разделы: Коррекционная педагогика


Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья в будущем мог работать, нужно помочь ему овладеть основами какой-либо профессией. В Центре "Наш Дом" учащиеся трудятся в художественно-ремесленных мастерских: керамической, швейной, столярной, свечной.

Основной целью работы отделения социально-трудовой адаптации является: коррекционно-терапевтическое воздействие и освоение ремесленно-практической деятельностью детей с выраженными нарушениями психического и интеллектуального развития, участие их в продуктивной творческой деятельности. А также социальная реабилитация и интеграция в жизнь общества детей и молодых инвалидов через организацию их трудовой деятельности в мастерских.

Работа в мастерских является единственной возможностью принятия участия в предметно-практической деятельности, а творчество, желание создавать что-то своими руками - одна из главных способностей и потребностей человека. Занятия в терапевтической мастерской могут способствовать развитию продуктивной деятельности, формированию пространственных представлений, развитию навыка программирования и контроля, развитию сенсорной сферы, способствовать тренировке крупной и мелкой моторики и двурукой деятельности и т.д.

Свечная мастерская подходит для работы абсолютно всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями. Тепло, покой, запах воска и меда, разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. В свечной мастерской работы с воском идут по двум направлениям. Первое - воскотерапия, имеющая целью помочь в развитии детям с комплексными проблемами. Второе - опираясь на уже приобретённые навыки и развитые способности, дать подросткам предпрофессиональную подготовку - научить их ремеслу изготовления свечей.

Керамическая мастерская. Глина нашла применение в специальной педагогике, т.к. рекомендована для работы в коррекционных школах. Гончарное ремесло очень изменчиво, свободно, разнообразно: из мягкой глины можно лепить, из жидкой отливать, а из твердой - резать, как по дереву; замысел может меняться даже в процессе работы. Глину мы используем в качестве арттерапии: пластические свойства глины помогают ребенку выражать те внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно.

Швейная мастерская. Четкая структура швейного дела служит опорой для ребенка с недостаточной внутренней организацией деятельности. Работа с иголкой и ножницами способствует концентрации внимания, точности движений. Занятия в швейной мастерской имеют большое значение: они совершенствуют органы чувств, умение сравнивать и анализировать, запоминать, а, следовательно, мыслить. Воспитываются волевые качества, развиваются творческие способности, художественный вкус и эстетические чувства. Эта работа способствует более глубокому и всестороннему развитию личности ребенка, помогают решить задачи коррекции и компенсации различных нарушений в развитии.

На занятиях в швейной мастерской ребенку предлагаются самые разнообразные виды деятельности с учетом его интересов и возможностей:  шитье вручную и на машинке, плетение, ткачество, работа с непряденой шерстью, работа с природным материалом, бумагой и различными декоративными материалами.

Столярная мастерская. Столярная мастерская подходит людям, не слишком чувствительным к шуму и не имеющим тяжелых агрессивных вспышек. Количество операций в этой мастерской огромно: от распиливания до забивания гвоздей, необходимых измерений и полировки (зашкуривания), покраски готовых изделий. В работе задействуется, в основном, крупная моторика. Разнообразие изготавливаемой продукции велико - от деревянных игрушек до предметов кухонной утвари. Также наши воспитанники совместно с мастером осуществляют всевозможные работы по мелкому ремонту и благоустройству окружающей среды.

Приложение №1 См. презентацию

Работы, изготовленные воспитанниками нашего центра, выполняются по ремесленным технологиям. В результате получается законченное изделие, которое можно использовать в виде подарка, украшения интерьера. В перспективе мы планируем более активное участие в выставках, в ярмарках, в выставочных салонах, на которых, выставляемая нами продукция могла бы реализовываться, а наши воспитанники имели собственно заработанные средства, что позволило бы и им самим и их родителям ощутить возможность самореализации в обществе, стать его членом, способным производить востребованные и приобретаемые изделия.

Мы проводим занятия, чтобы научить наших ребят основам ремесла, начальному этапу овладения профессии. Наши мастерские оборудованы необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. Педагоги владеют методикой работы с детьми со сложной структурой дефекта, используют дифференцированный подход. Работа направления социально-трудовой адаптации через профориентацию заключается в социальной реабилитации и интеграции детей и молодых инвалидов. В нашем Центре реализуются права лиц со сложной структурой дефекта на образование и допрофессиональную подготовку.

Участие наших воспитанников в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и профессионально-трудового мастерства, экспонирование изделий на различных выставках показывают, что ребята получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки, является хорошим стимулом и показателем имеющихся профессионально-трудовых навыков.

Однако степень и тяжесть заболеваний наших выпускников не дает им гарантий поступления в другое учебное заведение. Получается, что мы заходим в тупик. Зачем обучать ребят, допустим, навыкам столяра, если он в силу объективных причин вряд ли смогут самостоятельно заниматься этой деятельностью? Зачем ребенку-инвалиду нужны занятия ремесленно-практической деятельностью, если в результате он не сможет воспользоваться этими навыками? Необходимо искать ответ на вопрос в другом направлении. Каждый человек, независимо от степени тяжести его заболевания, является членом общества, личностью и индивидуумом. А для любого человека важна самореализация, самоуважение, признание его другими членами общества, реализация творческого потенциала. Пусть не каждый из выпускников сможет трудоустроиться, получить профессиональное образование, но навыки полученных профессий они смогут использовать в обыденной жизни: прибить гвоздь, пришить пуговицу и т.д. В системе доп. образования каждый может подобрать себе направление по душе и интересам, продолжать осваивать навыки профессионального труда. На данный момент мы выпускаем своих воспитанников в никуда, гарантировать им дальнейшее проф образование мы не можем, трудоустроить - тоже. В рамках своего Центра после выпуска мы можем предложить только кружковую деятельность в этих же мастерских.

Мы считаем, что профессионально-трудовая подготовка детей со сложной структурой дефекта, несмотря на сложность и трудоемкость проблемы, решаемы при консолидации учебного учреждения, Министерства образования и науки, общественности, органов власти и родителей.