Занятие по экологии с детьми подготовительной группы: "Птицы – наши друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока:

  • учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.
  • учить находить признаки, сходства и различия; активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике "Оригами" и пальчиковых игр);
  • воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.

Материал:

  • таблички названий станций;
  • картинки птиц;
  • разрезные картинки "Собери птицу";
  • схемы как сделать птицу из бумаги в технике "Оригами";
  • бумага на каждого ребёнка;
  • ножницы;
  • фломастер.

Ход занятия

1. Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут вблизи нас людей и мы видим их каждый день.

2. Путешествие в "Познавайку".

Ребята сколько времен года вы знаете? Какие? Какое сейчас время года? (весна). Какое время года было перед весной? (зима). Кто весной возвращается из теплых краев? (птицы). Как называют таких птиц? (перелетные). Почему они улетают в теплые края? (не хватает пищи и они могут замерзнуть). Почему возвращаются весной? (просыпаются червячки, жучки и т.д.), а это пища для птиц. А каких птиц вы видите часто на улицах нашего города? (синичек, воробьев, ворон, голубей).

Ребята давайте рассмотрим ворону и воробья (воспитатель показывает картинки с изображениями птиц).

Какая ворона по размеру? Покажите руками размер вороны. А какой по размеру воробей? Какого цвета ворона и какого воробей? Покричите как ворона и как воробей. Ворона ходит, а воробей прыгает. Все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей маленький, ворона ходит ,а воробей прыгает, ворона каркает ,а воробей чирикает.

Другие птицы (голубь и синица), тоже другого цвета, другого размера, но чем то все птицы похожи.

- Чем же?

- Сколько у всех птиц ног?

- Чем покрыты все птицы?

- Как едят все птицы? (Клюют у всех есть клюв)

- Что есть у всех птиц? (Крылья)

- Что еще летает? (Самолет)

- Чем самолет не похож на птицу?

3. Путешествие на станцию "Разминка"

1. Как можно сразу отличить птиц от других животных?

2. Белобокая птица?

3. Красногрудая птица?

4. Летающий барабанщик?

5. Какие птицы могут быть почтальонами?

6. Какие птицы часы не имею, а время разумеют?

7. Как можно назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

8. Кто днем спит, а ночью летает прохожих пугает?

4. Станция "Экологическая физкультурная - минутка"

Солнце - ты светишь над моей головой. "Руки вверх, в стороны"

Звезды - вы сияете над полем и над городом. "Махи руками над головой"

Растения - вы поднимаетесь силой воздуха. "Сесть и встать с поднятыми руками"

Звери - вы движетесь по матушке земле. "Прыжки по кругу"

Камни - вы поддерживаете зверей и растения. "Присесть и собрать камни"

Вода - ты умываешь матушку землю и меня человека. "Умыть лицо"

Птицы - вы летаете над лесами и полями. " Движения руками как крыльями"

Человек - я человек, я маленькая частица природы, я в ответе за все вокруг. "Движения руками"

- Отправляемся дальше.

5.Станция "Ребусная"

Отгадайте ребусы.

 

рис. 1

Дети разгадывают (рис.1), воспитатель показывает картинки с изображением птиц - вороны и сороки.

- Расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они всё едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца птенцов. Это большие птицы. Оперенье у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже чёрные. Сороку называют "белобокой" за её белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнёзда мелких птиц.

- Следующая станция.

6. "Собери картинку"

- Вам нужно собрать картинку и узнать, что это за птица (дятел).

- Что вы знаете об этой птице?

Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него чёрная, крылья тоже чёрные, брюшко белое с черными крапинками, на голове яркое красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло, Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и будут сами добывать себе корм.

- Отправляемся дальше на станцию.

7. "Сделай птицу"

А вот какую, послушайте стихотворение:

Прилетели голуби
На моё окно.
Поклевали голуби
Просо и пшено.
Наклонили головы,
Дарят мне свой взгляд,
За мою заботу
Спасибо говорят.

Воспитатель показывает картинку с голубем и предлагает сделать его из бумаги. По схеме объясняет и показывает, как делать голубя (рис.2).

- Загните углы квадрата к середине.

- Сделайте надрез и отогните крылья вверх.

Вогните клюв внутрь, и нарисуйте глаза.

 

рис. 2

- Посмотрите, какая красивая стайка голубей у вас получилась.

- Давайте для наших птичек с помощью рук сделаем гнездо.

Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов, Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы (рис. 3-7)

 

рис. 3-7

Заключение

- Наше путешествие закончилось.

- Вам понравилось?