Цель педсовета:
- Активизация форм повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
План проведения педсовета
- Теоретическая часть:
- Выступление заведующей ДОУ
- "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста". (Приложение 1)
- Аналитическая справка о результатах тематической проверки "Формирование связной речи у дошкольников" - старший воспитатель
- Консультация для педагогов "Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников".
- Практическая часть:
- Деловая игра для педагогов.
- Разработка решений педсовета.
Ход педсовета
Упражнение для педагогов "Подарок"
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Теоретическая часть.
1. Выступление зав. ДОУ "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".
2. Выступление ст. воспитателя "Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование связной речи у дошкольников"
3. Выступление воспитателя "Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников"
Практическая часть. Деловая игра для педагогов.
Разделение педагогов на две команды.
Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы 1 команде:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
- Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
- Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна | Эннафа Варсонофьевна |
Вивиана Ионична | Маркелина Ермилинична |
Феосения Патрикеивна | Геновефа Иркнеевна |
Беата Нифонтовна | Домитилла Ювенальевна |
Антигона Маевна | Препидигна Аристидовна |
Вестита Евменьевна | Ермиония Питиримовна |
Нунехия Амфиохъевна | Вевея Вуколовна |
Геласия Доримедонтовна | Иовилла Иеронимовна |
Агафоклия Наркисовна | Кетевань Варнавична |
Рипсимия Флегонтовна | Фессалоникия Якубовна |
Задание 4. "Прилагательные ассоциации"
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды.
Список - | Критика - |
Звезда - | Книга - |
Кругозор - | Закон - |
Лекция - | Счастье |
Дом - | Пища - |
Воззвание - | Дефицит - |
Действие | Шрифт - |
Задание для 2 команды.
Интерес - | Убеждение - |
Библиотека | Музей |
Страна - | Пример - |
Собака | Приказ |
Жизнь - | Воспитание - |
Физика - | Принцип |
Город - | Группа |
Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
Для 1 команды - подбор антонимов.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.
Для 2 команды - подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.
Задание 6. "Разработать рекомендации по формированию речи ребенка"
Для 1 команды. "Памятка для педагогов" (Приложение 2)
Для 2 команды. "Памятка для родителей" (Приложение 3)
Подведение итогов и награждение победителей
Примерное решение педсовета.
- Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течении учебного года)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника", ответственные педагоги групп срок март месяц).
- Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
- Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный заведующий д/с, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)
- Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"
Литература.
- Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
- Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
- Ребенок в детском саду №3 2010 г.
- Ребенок в детском саду №5 2004 г.