Применение вербальных опор в обучении монологической речи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Как сделать обучение английскому языку интересным, понятным и приятным? Как создать атмосферу поиска, творчества и открытия каждый день и на каждом уроке, чтобы ученик в дальнейшем шёл от понятия "изучить иностранный язык на всю жизнь" к понятию "быть способным и готовым изучать язык и культуру в течение всей жизни"?

Какие продуктивные образовательные технологии мы, учителя, должны использовать, чтобы ученик умел самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру?

Известный дидакт и специалист в области иностранных языков В.М.Блинов отвечает следующим образом: "Суть обучения иностранному языку - это воссоздание (воспроизводство) социально обусловленного речевого опыта в системе "родная - неродная речь" через деятельность преподавания и учения". В качестве конечной цели обучения рассматривается использование иностранного языка в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания коммуникантов.

Для достижения этой цели в средней школе мы говорим об обучении говорению: монологической и диалогической речи, чтению, аудированию и письму.

Мне хочется остановиться на обучении монологической речи. Умение осуществлять устно-речевое общение является главным коммуникативным умением учащегося, под которым понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Учащиеся обучаются различным видам монологической речи, например, составлению характеристик персонажей, отзыву о прочитанных книгах, докладам о жизни и творчестве писателей и поэтов, высказыванию собственного мнения по предложенной теме или проблеме.

Овладение монологической речью, как известно, встречает определённые трудности, которые существуют и в родном языке - это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить своё высказывание без разрушающих процесс коммуникации пауз между предложениями, одновременно с произнесением очередного предложения должно быть упреждение следующего.

Использование вербальных опор - ассоциограмм или, по определению А.В. Конышевой, семантических блоков, в основе которых лежит принцип пoлевой методикипомогает решать эту проблему, способствует осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексики, систематизации языкового материала по определённой теме и установлению ассоциативных связей слов, а именно парадигматических, синтагматических и смысловых. Мною составлены ассоциограммы по многим темам учебно - методического комплекса с 5 по 9 классы. Примером тому могут служить следующие вербальные опоры.

 

 

Поэтапная работа над устной темой с помощью ассоциограмм при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся является вербальной опорой для высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи.

Возьмём для примера тему "Моя квартира" (6 класс).

После изученного грамматического и лексического материала начинается работа над устной речью, а именно монологической речью. Я представляю учащимся тему при помощи ассоциограммы. Ошибка! Закладка не определена.Затем идёт беседа по теме в режиме учитель - ученик опять при помощи вербальной опоры. Закончив этот этап, предлагаю учащимся по цепочке составить предложения по ключевым словам ассоциограммы. Теперь прошу одного - двух сильных учащихся высказаться по теме пока ещё при помощи ассоциограммы. Далее учащиеся зарисовывают ассоциограмму в тетрадь. Таким образом, в течение урока тема была озвучена 4 раза. Домашнее задание: подготовить монологическое высказывание по теме "Моя квартира". При этом указываю, что если учащийся претендует на оценку "5", то он при ответе не использует ассоциограмму, на "4" - пользуется ею 1-2 раза, на "3" может пользоваться постоянно. Следующий урок начинается с активизации лексики по данной теме, всегда есть "эксперт", или "специалист", готовый ответить на любые вопросы по данной тематике. Идёт отработка навыков уже диалогической речи, так учащиеся задают разные типы вопросов "эксперту". Решились три практические задачи урока: активизировалась лексика, отрабатывались навыки диалогической речи, учащиеся смогли восстановить в памяти ассоциативные связи по данной теме, то есть повторить материал. Можно переходить к контролю. Ученик - эксперт уже оценён. Далее я опрашиваю 2 учащихся, чья речь может служить образцом. Теперь эти трое опрошенных и остальные работают в парах, оценивая ответы своих товарищей. Работа в парах контролируется мною. После того как работа завершена, начинается комментирование ответов и выставление оценок самими учащимися. Контроль монологической речи занимает 20-25 минут. Использование ассоциограммы и элементов коллективных способов обучения (КСО) сделали контроль эффективным и продуктивным. Обязательный минимум монологического высказывания для 6 класса - 10-12 фраз выполнен. Заложена основа для дальнейшего совершенствования навыков монологической речи при подготовке проекта по теме. Слабые ученики теперь смогут справиться с обязательным минимумом, а сильным учащимся даётся возможность расширить объём своего рассказа с добавлением деталей, использованием синонимичных выражений, различных определений, с высказыванием собственного мнения. Их монологическое высказывание при защите проекта составляет 15-18 фраз, являющиеся обязательным минимумом выпускника средней школы.

На примере темы "Моя квартира" в 6 классе представлен один из методов обучения монологической речи. Работа по ассоциограммам, составленным мною к учебно-методическому комплексу с 5-го по 9-й класс, даёт свой положительный результат: слабые ученики выходят на базовый уровень, монологическое высказывание сильных учащихся доводится до 20 фраз.

Эти технология заметно повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка, что особенно заметно при работе с учащимися низкого уровня обученности. Вот почему так радуют пусть небольшие, но столь значимые для учителя и учеников успехи.