В данном занятии мы позволили детям почувствовать себя артистами, очутиться в сказке и в игровой форме закрепить полученные ранее знания по развитию речи и формированию математических представлений. Став непосредственными участниками действия ребята знакомятся с числом и цифрой семь, составом числа семь, вспоминают сказки, знания о домашних животных. Таким образом, помимо формирования познавательного интереса, развития мышления, внимания, памяти и речи, решаются и воспитательные задачи. В занятии использованы материалы участников Фестиваля "Открытый урок" прошлых лет, к сожалению, их фамилии нам не известны.
Предварительная работа: изучение тем домашние животные и домашние птицы, разучивание ФКМ "Дни недели", пальчиковой гимнастики "У меня сестренок семь", чтение русских народных сказок, обыгрывание их при помощи кукольного театра, разучивание сказки "Бобовое зернышко", изготовление: ковер с геометрическими фигурами, ростовые куклы, картины из ткани со сказками, косы из фанеры, лоскутное одеяло.
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания детей по темам: домашние животные и домашние птицы.
- Знакомить с произведениями русского народного творчества
- Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра
- Закрепить умения считать до 7. Познакомить с числом и цифрой 7, составом числа 7.
- Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
- Закрепить представления о геометрических фигурах
- Закрепить знания детей о днях недели
- Продолжать учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", упражнять в ориентировке на листе бумаги
- Продолжать формировать у детей умение выкладывать сериационный ряд из семи предметов по высоте (начиная с самого высокого, заканчивая самым низким и наоборот).
Развивающие:
- Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя
- Развитие познавательных процессов и эмоциональной выразительности
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развивать мышление, память и слуховое внимание
- Формировать лексико-грамматический строй речи, развивать темп речи и силу голоса
- Формировать познавательный интерес, желание учиться и работать
- Формировать интерес к литературным произведениям, эстетический вкус Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к окружающим
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкцию
- Воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу; бережное отношение к природе и ее обитателям
Словарная работа: антракт, экскурсия, занавес, кузнец, театр, ширма.
Демонстрационный материал: "ковер самолет", сундук, письмо, ростовые куклы, косы из фанеры разной высоты-7 шт, ширма, картины с изображением сказок, коврик из ткани- состав числа 7 .
Раздаточный материал: палочки Кьюзенера, карточки с зашифрованным заданием, планшеты в клетку, фотографии.
Ход занятия
1. Орг. момент:
Дети за воспитателем и логопедом входят в группу, здороваются с гостями и находят сундук.
Логопед: Ребята, наверно, этот сундук для нас. Давайте посмотрим, что внутри. Дети: Давайте.
Логопед открывает сундук, а в нем лежит письмо. Логопед: Интересно, что же написано в этом письме.
"Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу вам много интересного" Подпись - СКАЗКА.
Логопед: Ребята СКАЗКА приглашает нас к себе в гости.
Воспитатель: Посмотрите, в сундуке находится не только письмо...
Дети подходят к сундуку и заглядывают в него.
Логопед: Что же там еще лежит?
Дети достают "ковер самолет" из сундука.
Воспитатель: Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно это ковер, но не обычный, а сказочный "ковер-самолет".
2. Основная часть.
1) Воспитатель: Тогда не будем задерживаться и отправляемся в гости к сказке. Воспитатель раскидывает ковер, на котором изображены геометрические фигуры.
Логопед: Посмотрите, какой необычный и красивый наш ковер. Что же на нем изображено?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель приглашает детей встать вокруг ковра-самолета. Играет тихая музыка.
Воспитатель: Считаем вместе до пяти:
Один, два, три, четыре, пять- перед тем как нам взлетать
Все фигуры мы должны пересчитать.
Здесь квадратов сколько?- ...6,
Прямоугольников?-.. .4
Про круги вы не забыли? -...на ковре их ровно 5, треугольников -...3, а овалов- их четыре.
Логопед: Все фигуры пересчитали, можем взлетать. Займите места на ковре-самолете.
Сядьте в два ряда друг за другом.
Тихо, тихо вы садитесь и держитесь за ковер.
О, ковер наш самолет - отправляемся в полет.
Воспитатель: Внимательно слушайте, о чем будет говориться в стихотворении и выполняйте все необходимые действия:
Вот летим мы над полями
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака,
Море шире, аль река?
1, 2, 3, 4- ну, конечно, ...(море шире).
Вот над нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст?
(дерево ниже, а куст ниже).
1, 2, 3, 4,5-не ошиблись вы опять.
Справа горы высоки. Покажите и скажите где?
Слева- реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?
Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.
Ой!!! Ковер клонится назад.
Чтоб на нем нам удержаться,
нужно вперед нам наклоняться.
Все опасность миновала.
Воспитатель: Вот мы и прилетели.
2) Логопед: Мы с вами оказались в гостях у сказки, в театре. Посмотрите, сколько зрителей собралось, да это же наши гости. Интересно, в какую сказку мы попали?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на ширме какая-то записка, наверное для нас. Давайте прочитаем ее.
Записка: Выполните на сказочных листочках задание и вы узнаете, какая сказка здесь будет показана.
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь нужно сделать?
Ответы детей (нарисовать изображение по цифрам и стрелочкам). Воспитатель: Тогда проходите к листочкам и выполняйте задание.
Работа на планшете в клетку.
Задание: нарисовать то, что зашифровано на карточках (на мольберте висят планшеты в клетку и над каждым задание: например: 3 + , 2 i ...ив итоге получаются изображения ...петуха, курицы, коровы, женщины и мужчины).
Логопед: Ребята, в какой сказке, сказочные герои: петух, курица, корова, хозяйка и кузнец.
Дети вспоминают сказки, говорят свои предположения.
Логопед: Правильно, "бобовое зернышко".
Звонит телефон. Воспитатель берет трубку и с кем-то разговаривает. Воспитатель: Ребята, позвонили артисты, они не успевают приехать к началу спектакля. А вы хорошо знаете сказку "Петушок и бобовое зернышко". Давайте заменим артистов.
Звенит звонок и дети проходят за ширму.
Воспитатель: Представление начинается.
3) Сказка:
Сказочница: Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, торопился, ел бобовое зернышко, да подавился. Бросилась курочка к корове:
Курочка: Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Коровушка: Курочка, ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы. Бежит курочка к хозяину.
Курочка: Хозяин, хозяин. Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяин: Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
Курочка: Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком...
Занавес закрывается. А у нас антракт
Логопед:. Артисты выходите к нам и пока вы отдыхаете, мы пройдемся по театру и рассмотрим его, может еще, что интересного увидим.
Дети за воспитателем и логопедом проходят по залу. Перед детьми стоят косы разной высоты.
Воспитатель: Посмотрите, кузнец в это время косы точил. Сколько кос он уже наточил? (6)
- А сколько у него в руках? (1)
- Сколько будет всего наточенных кос? (7)
- Как получили число 7? (к 6 добавили 1 и получили 7)
Воспитатель показывает демонстрационную цифру 7.
Воспитатель: На какой предмет похожа цифра 7? (на косу)
Стихотворение:
Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
Нарисую ту косу.
Воспитатель: Давайте вместе нарисуем цифру 7 в воздухе. Дети рисуют в воздухе цифру 7.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, все ли косы у кузнеца одинакового размера? (нет)
- Давайте поможем расставить все косы по высоте, начиная с самой низкой, заканчивая - самой высокой. Расскажите о высоте кос слева- направо, затем справа-налево.
- За косой пришел хозяин (ростовая кукла), подберите ему нужную косу по высоте (дети подбирают косу одинакового размера с ростом хозяина).
Логопед: Ребята, мы с вами находимся в театре, давайте вспомним сказки, в названии которых встречается число семь ("Белоснежка и семь гномов", "Волк и семеро козлят", "сказка о мертвой царевне и семи богатырях"). А мы еще знаем сказки, в которых участвуют семь героев, назовите их ("колобок", "репка").
Воспитатель: Какие же вы молодцы. Продолжаем нашу экскурсию по театру. (воспитатель подводит детей к доске, на которой прикреплены фотографии артистов и девочки, которая выполняет разные дела по группе). Ребята, посмотрите, какие красивые фотографии. Давайте рассмотрим, может мы кого-нибудь знаем на этих фотографиях?
Ответы детей, (это дети из группы)
Воспитатель: Да, конечно же, это наши артисты. А еще здесь находятся фотографии девочки Ани, что она на них делает?
Ответы детей (стирает, подметает, печет калач, ищет мяч, моет чашки, покупает торт)
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение "дни недели" и все вместе будем выполнять те движения, о которых рассказываем.
ФКМ "Дни недели"
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье.
Воспитатель: А сколько дней в неделе? (семь дней недели). А на сколько хорошо вы знаете дни недели, мы сейчас и посмотрим.
Игра "Дни недели"
Фотографии в беспорядке прикреплены на магнитной доске с действиями девочки и артистами.
Воспитатель: Возьмите по одной фотографии с девочкой Аней и разместите эту фотографию под той цифрой, которая обозначает день, когда Девочка выполняла это действие.
Дальше идет обсуждение ("В понедельник Аня стирала, понедельник это первый день недели...")
Воспитатель: Ну, молодцы, дни недели вы знаете. Пора отправляться дальше. Нас еще ждет много интересного.
Дети с воспитателем и логопедом проходят немного дальше по группе.
Логопед: Посмотрите, что это делает бабушка? (сидит ростовая кукла, в руках у нее черная палочка-число 7 из палочек Кьюзенера, иголка и кусок ткани).
Логопед: Ребята, бабушка хочет сшить лоскутное покрывало, но никак не может составить для него узор. Давайте поможем ей и составим узор из палочек.
В это время на ковре воспитатель выкладывает палочки Кьюзенера и ковролиновые коврики.
Воспитатель: Проходите на коврик, садитесь и будем выкладывать узор. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика "У меня сестренок семь"
У меня сестренок семь,
Помогать я буду всем
С пашей- сеять,
С Дашей- жать,
С Леной- куклу наряжать,
С нюрой- стряпать,
С Шурой- шить,
С верой- сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.Движ. считаем пальчики
Движ. Кормление птиц
Имитируем движ.серпом.
Выполняем повороты в стороны, руки на поясе
Помешиваем воображ.суп в кастрюле
движ.руки с иглой при шитье
Наклоняемся, не сгибая коленей, двигаем кистями рук
Хлопают в ладоши
Приседают, держа ладонь невысоко над полом.
Логопед: Ребята, мы находимся в театре, а здесь все наполнено волшебством. Давайте сделаем подарок бабушке. А поможет нам в этом волшебная коробка.
Воспитатель дает логопеду коробку.
Логопед: Аккуратно положите свои работы в эту волшебную коробочку. Закройте глазки.
В это время воспитатель быстро меняет коробки, дает логопеду такую же коробку, но с лоскутным ковриком внутри.
Логопед: Открывайте глазки. Давайте посмотрим, что же у нас появилось в коробке.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что же обозначает этот узор на коврике?
Ответы детей.
Воспитатель прикрепляет коврик к мольберту.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим коврик и скажем, как же мы можем получить число 7?
Обсуждение:
Из семи единиц
- 1 и 6
- 2 и 5
- 3 и 4
- 4 и 3
- 5 и 2
- 6 и 1
Звучат три звонка. Дети проходят за ширму и продолжают сказку.
Сказочница: Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:
Петушок: ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Какие же молодцы наши артисты. Наш ковер-самолет ждет нас. Занимайте места. А сказке говорим- спасибо, было очень интересно.
- Раз - два - три - четыре - пять
Вот и в группе мы опять.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами опять в нашей группе. Где же мы были? (в театре) Какую сказку смотрели? Какие задания выполняли? Кому помогали? Давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на прогулку.