Занятие по краеведению: "Приключение Умки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • учить детей устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных севера;
  • продолжать знакомить дошкольников с животным миром родного края;
  • закреплять знания внешнего вида животных и условий среды  их обитания.

Материал к занятию: 5 ленточек разного цвета, предметные и разрезные картинки животных севера и их детенышей (северный олень, белый медведь, морж, тюлень, песец, полярная сова). Карточки с фрагментами изображений животных севера и их детенышей. Медвежий жир, стаканчики с водой, салфетки, ватные палочки. Простые карандаши. 5 обручей. Картинки: рыб, рачков, моллюсков, мха, лишайника, ягеля, морошки, брусники, клюквы. Простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, к нам в гости пришел медвежонок Умка. Как вы думаете, по какой дорожке он пришел? (Дети из пяти ленточек разного цвета должны сделать выбор – по белой)
– Объясните, почему вы так думаете? (У него шерсть белая, чтобы быть незаметным на снегу для своей добычи и охотников).
– У Умки много друзей. Он хотел  показать нам их фотографии, но они порвались. Давайте попробуем их сложить и посмотреть на друзей нашего медвежонка.

Дидактическая игра «Составь картинку»

Под спокойную музыку дети составляют из частей целую картинку животного. У них должны получиться картинки: северного олень, белого медведя, моржа, тюленя, песца, полярной совы. Кто первый справится с заданием, получает фишку и помогает товарищам.

– Ребята, объясните, почему их можно назвать друзьями Умки?
– Посмотрите и объясните, какой друг у Умки отличается от других.

Дидактическая игра «Кто лишний» (полярная сова – это птица)

– На севере очень суровые условия для жизни животных. Посмотрите на Умку и его друзей и скажите: Что помогает им выживать в наших суровых климатических условиях? (Теплый мех, подкожный жир, наличие пищи…)

Ответы 4-5 детей.

– А теперь Умка приглашает нас в опытную лабораторию. Он покажет, как жир помогает ему в суровые зимы.

Опыт с жиром

Дети ватными палочками берут медвежий жир и намазывают на палец. Затем палец окунают в воду и стараются объяснить результат. Спрашиваю 3 -4 человек. При затруднении делаю вывод сама: жир скапливается под кожей и как пленка, сохраняет тепло, не дает промокнуть, да и пищей может быть.

– Ребята, когда приходят гости, то их принято угощать. Давайте угостим на Умку и его друзей. Только надо найти подходящий корм.

Дидактическая игра «Найди пару»

Дети берут картинки с изображением корма животных и подходят и встают в обруч к ребенку, у которого на картинке изображено животное, питающееся этим кормом. Затем объясняют, почему они пришли именно в этот «домик».

– Ой, ребята! Кажется, животные потеряли своих детенышей! Давайте им поможем!

Дидактическая игра «Соедини правильно».

Дети простым карандашом соединяют фрагменты изображения взрослых животных с их детенышами.

Дидактическая игра «Один – много»

Дети называют детенышей животных в ед. мн. числе.

– Спасибо, ребята! Вы помогли Умке, и сами узнали много нового и интересного. А теперь пришло время прощаться с нашим северным гостем и его друзьями.