Цели:
- сформировать у детей представления об источниках и способах утилизации бытового мусора;
- убедить их в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;
- обеспечить элементарный анализ учащимися экологической проблемы, опыт ориентации в экологически значимой ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы урока.
Муравей Вопросик.
После уроков я купил себе большую коробку шоколадных конфет. Ах, какие они были вкусные! Такие вкусные, что очень быстро "исчезли". А что же осталось?Учитель (показывает коробку из-под конфет).
Да, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Откуда же он берется?(Ответы детей.)
- Кстати, он у нас в гостях.
Сэр Мусэр.
Я - Сэр Мусэр известный, я весел и богат,
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,
Мои владенья велики - в каждом доме и дворе.
Все, кто Мусор повсюду бросают,
Здоровья и радости мне доставляют.
Появляется свита (3-4 человека). Прохаживаются все вместе по сцене, едят конфеты, пьют сок - упаковки и обертки бросают на пол.
Сэр Мусэр.
Пришли прислужники мои! Они со мной, они свои!Как не любить своих ребят - повсюду мусор, как я рад!
Появляются Чистота, Аккуратность и Порядок. В руках у них веники, совки, мешки для мусора. Начинают убирать.
Чистота.
А мы мусор убираем, мы бумажки не бросаем!Аккуратность.
Двор аккуратно уберем и чисто-чисто подметем.Порядок.
Нам по душе чистота, у нас во дворе красота!Замечают Сэра Мусора и его свиту.
Аккуратность.
Мы с чистотой, порядком дружим,А мусор нам совсем не нужен.
Порядок (подступая к Сору Мусору):
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, Сэр Мусэр, держись -
Лучше с нами не борись.
Дети снимают с одежды Сора Мусора все "украшения" и складывают мусор в мешок.
Сэр Мусэр (в ужасе).
Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья?
Ни подмоги, ни поддержки -
Потерял свою одежду.
Потерял свое богатство -
Как мне быть, куда податься?
Убегает вместе со свитой, приговаривая:
Ну, ничего, мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еше в городе нашем дворы,
Где дождемся мы лучшей поры!
Чистота, Аккуратность, Порядок остаются и разбирают мусор, сложенный в мешок.
Чистота.
Бумага - не мусор! Положим в мешок,Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
Аккуратность.
Для яблочных огрызков
Местечко мы найдем -
Отходы пищевые
На огород снесем!
Яичная скорлупка, овощные очистки - все это перегниет и превратится в хорошую, питательную почву.
Порядок (отобрав пластиковые стаканчики).
Мы вырастим в этих стаканчиках рассаду!
Игрушки для детского сделаем сада:
Матрешку, лошадку, забавную хрюшку -
Отличные выйдут ребятам игрушки.
Чистота.
В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Чистота, Порядок, Аккуратность уходят. Выходят школьники, несут большой глобус. Поднимают глобус повыше и поворачивают его.
Девочка.
Мы на планете вместе живем...Мальчик.
Эта планета - наш общий дом...Девочка.
Быстрые реки и синее море...Мальчик.
Лес и поляны, и дальние горы...Девочка.
Дом для зайчонка, дом для оленя...Мальчик.
Дом для дельфина, кита и тюленя.Вместе.
Всех приютила наша планета.
Только для мусора места здесь нет!
Дом наш природный не погубите,
Сэра Мусэра в шею гоните!
Из-за кулис выглядывает Сэр Мусэр, пробегает позади чтецов, за ним гонятся Чистота, Порядок и Аккуратность.
Учитель.
Чтобы сохранить наш дом чистым и красивым, необходимо правильно распоряжаться тем, что становится ненужным. Иногда таким вещам можно найти применение. Ваше домашнее задание так и будет называться: "Вторая жизнь ненужных вещей".Учитель предлагает детям включиться в проектную деятельность. Это может быть индивидуальный или групповой проект. Во втором случае детей необходимо разделить на группы. Презентация проекта должна состояться через неделю после предложенного задания.
Задания проекта
Задание 1.
Мусор - то, что стало нам уже ненужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров.Но не стоит торопиться. Внимательно рассмотри упаковку различных товаров, которые есть в доме (например, упаковку продуктов питания, моющих средств, стеклянные банки, коробки от карандашей или фломастеров и др.). Какие знаки говорят о том, что та или иная упаковка может быть использована повторно?
Перерисуй или наклей эти знаки в свободные "окошки".
Задание 2.
В течение 3-4 дней записывай все, что попадает в ваше мусорное ведро. Если есть возможность, взвесь различные виды отходов на домашних электронных весах, если нет - просто укажи наименование отхода.Данные внеси в таблицу:
Виды отходов Дни |
Пищевые отходы (очистки, несъеденная пища и т. п.) | Различные виды бумаги (в том числе картон) |
Металл (в том числе фольга) | Синтетические упаковочные материалы (полиэтилен, пластмасса и др.) | Стекло, фарфор, фаянс, глина | Другие отходы |
День 1-й | Картофельные очистки (примерно 200 г) | 1 газета, 4 бумажные салфетки, коробка от клавиатуры для компьютера | Фольга от шоколадки, 2 пальчиковые батарейки | 3 стаканчика из-под йогурта и оболочка от сосисок | Разбитая банка из-под майонеза | Сломанная кукла Барби, 1 пара старых носков |
День 2-й | ||||||
День 3-й | ||||||
День 4-й |
Повтор таблицы
Внимание! Не сделай ошибки: стаканчики от йогурта, пакеты из-под молока, полиэтиленовая оболочка от сосисок и т. п. - это не пищевые отходы, а упаковка продуктов.
- Каких отходов набирается за день больше всего?
- Как ты думаешь, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: "Пищевые отходы", "Стекло", "Пластмасса" и др.?
- Что ты можешь предложить, чтобы отходов стало меньше?
Задание 3.
Придумай варианты повторного использования отслуживших свой век вещей. Это может быть все что угодно - от спичечного коробка до старой маминой сумки.Урок можно организовать как "выставку идей", где каждая творческая группа (или ученик) представляет свои способы решения проблемы утилизации бытовых отходов.