Урок развития речи во 2-м классе "Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: расширить знания учащихся о диком животном – зайце, изучить основные части тела, питание, способ передвижения.

Задачи:

  • формировать представления о зайце, как представителе диких животных;
  • корригировать высшие психические функции; умения работать в парах;
  • воспитывать учебную мотивацию.

Оборудование: музыкальное  произведение П.И.Чайковского «Подснежник»,   весенний картинный план (деревья, солнце, небо, проталины, подснежники, ручьи), план работы, геометрическая мозаика, словарные слова (линька, ошкуривание, петляет), индивидуальные конверты со словами вразбивку из букв, текст с пропущенными словами, пословицы – 4.

Картинки:

  • Части тела животных
  • Заяц зимой
  • Заяц летом
  • Заячья семья
  • Отыщи зайчат
  • Заячьи следы
  • Заяц в беге

Для инсценировки: заячьи костюмы – 5 штук, скамейка, елки, ружье, белая ткань.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас не простой урок развития речи, а урок путешествия в сказочный лес. Итак, отправимся в путешествие, закройте глаза и послушайте   
Звучит  музыка  П.И.Чайковского.

– Эта волшебная музыка П.И.Чайковского, русского композитора,   перенесла нас на лесную полянку, а называется она «Подснежник».

II. Начнем с работы по календарю

– Как вы думаете, почему именно эта мелодия помогла нам попасть в сказочный мир?   
– Скажите, а действительно ли в этом лесу  наступила весна? Какие признаки весны вы видите и можете их назвать?
Солнце, небо, проталины, грач, почки, ручьи, подснежник (дети называют весенние признаки, а учитель прикрепляет к доске слова – опоры)

1 ребенок составляет рассказ.

– Какой же лес без лесных жителей, а попробуйте их определить. (Части тела диких животных: медведь, кабан, лиса, заяц, волк.)

– А главный герой нашего сказочного леса, БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ, КОСОЙ, БЫСТРЫЙ, ШУСТРЫЙ, ПУГЛИВЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДЛИННОУХИЙ. Кто это?

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о зайце, о его основных частях тела, питании, способе передвижения.
– Откройте тетради и запишите число и тему урока. Работать мы будем вот по этому плану.

План.

1. Части тела.
2. Питание.
3. Детеныши
4. Способ передвижения

– Но что это за стук? Это сказка стучится к нам, ребята. Внимательно её посмотрите, и тогда вы узнаете много нового о жизни зайчат, а нам это сегодня пригодится!

III. Новый материал

1. Инсценировка сказки о зайчатах

Автор:

Зимним вечером густая темнота окутала деревья и дома.
И даже пес лежит не лает, а лишь лениво позевает.
В окошках гаснут яркие огни,
И потихоньку в те дома заходят сны.
А сны такие разные: серьезные и странные.
А могут быть смешными и даже быть цветными.
Тут луна свой лик явила,
Свет серебренный разлила на деревню, лес, поля,
Спит родимая земля.
Наш Егорка спал на лавке, видел уж десятый сон,
Как скатился на салазках он с горы в сосновый бор.
Мимо прыгая, петляя, проскочил пушистый заяц.
В белой шубке меховой не замерзнет он зимой.
Вдруг Егор остановился, потому что удивился,
На поляне, на снегу играли зайцы в чехарду.
Тут пришла зайчиха и сказала: 

Зайчиха: 

«Тихо! Вдруг услышит вас лиса, прибежит тогда сюда.
Или волк зубастый, он такой опасный».

Автор:

Зайки тотчас присмирели и на задни лапки сели.
Уши длинные торчком, сидят заиньки рядком.

Зайчиха: 

Вы играли и шумели, а поесть то вы успели?

1 зайчик:

Мы в лесу ночь провели и поели, что нашли.

2 зайчик:

Грыз кору с осины брат, я сухой траве был рад.

3 зайчик:

Ну, а мы в кустах сидели,
Веток тоненьких поели.
Дуб, береза, ива, клен –
Вот таков наш рацион.

Автор:

И зайчихе-маме детки принесли на завтрак ветки.
Вдруг с горы скатился ком, но не снежный – кувырком.
Старший брат так появился и на спинку повалился.
Лапки задние поднял и от страха закричал.
А за ним с ружьем в руке гнался сторож налегке.

Сторож:

Что косые натворили? Мне пять яблонь загубили.
Сгрызли ночью кору, пристрелить вас в пору.

3 зайчик:

Вы нас не губите, пожалуйста, простите.
Было очень холодно  и, конечно, голодно.

2 зайчик:

Получили мы урок, он пойдет нам точно впрок.
Нам дожить бы весны, до зелененькой травы.

Сторож:

Ладно, зайки, жалко вас.
Овощей большой запас у меня хранится, могу и поделиться.

Зайчиха: 

Детвора, отдыхать уже пора. Днем вам надо бы  поспать
Ну, а ночью корм искать.
Да, пока вы здесь сидите, мне всю правду расскажите,
Кто проступок совершил, бабушкин портрет разбил.

1 зайчик: Я виновен, но посплю и портрет тот соберу.

3 зайчик: Так как стало холодать, я зароюсь в снег поспать.

1 зайчик: Я под елкой полежу, никуда не убегу.

Автор:

Кто в бурьян, а кто в кусты. Настало время тишины.

– Давайте попробуем собрать портрет зайца, но необыкновенный, а из геометрических фигур. Возьмите конверт и попробуйте из геометрических фигур собрать фигуру зайца. Каких фигур больше? Сколько их понадобилось? Что сделано из овалов?

– Заяц – что это за животное? (Это дикое, не хищное (травоядное) животное)
Для начала разберем части тела зайца.

2. Из каких частей состоит тело зайца?

  1. Голова
  2. Шея
  3. Туловище
  4. Хвост
  5. Лапы
Передние, задние

– Что расположено на голове зайца? (Показывает ребенок)
– Давайте поиграем в игру «Чье это?» (Заячий рот, заячьи усы, заячьи уши).
– У зайца длинные уши, как вы думаете почему?
В первую очередь уши нужны именно, чтобы слышать. И чем больше ушная раковина, тем острее слух ее обладателя. Основной способ избежать  опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, зайцу помогают… уши. Именно длинные (а не круглые!) уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая лучшую аэродинамику. А также большие уши спасают бегущего зайца от перегрева, активно излучая тепло без потери ценной влаги. Это качество дает зайцу существенное преимущество перед хищниками: именно из-за перегрева те быстро устают и прекращают погоню.
Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.
– Тело зайца покрыто короткой  шерстью. Вспомните загадку, связанную с окраской зайца?
– Почему заяц меняет цвет? (Заяц линяет) 
– Как вы думаете, помогает ли смена окраса  зайчику жить в лесу? (Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)

– Сколько лап у зайца?
– Какой хвост у зайца? Хвост в виде пушистого белого шарика. Хвост маленький, но все же хорошо виден.
Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.
– Из каких частей состоит тело зайца?

3. Чем питается заяц?

– Где обитает заяц? (В лесу). Пища зайца меняется в зависимости от времени года.
– Возьмите конверты с зайчатами, и вы узнаете, чем питаются зайцы летом, для этого вам необходимо из данных букв составить слова. (Дифференцированное задание, дети I группы собирают слово из 6 букв)

Зимой зайцы ошкуривают стволы и нижние  ветви  деревьев (ива, береза, осина). Часто в голодные, снежные зимы зайцы приходят подкрепится в  сады, где обдирают плодовые деревья.

Известно, что зайцы предпочитают самые тонкие, концевые побеги  растений. Именно эти вегетативные части и обладают наибольшей питательной ценностью. Зимой по мере роста снегового покро­ва часть этого корма скрывается под снегом, но взамен становятся доступ­ными срединные и верхушечные побеги более крупных кустарников. Кроме того, под тяжестью снега склоняются, а часто и ломаются довольно круп­ные кусты ив, и зайцы получают возможность кормиться корой этих расте­ний. Зимой зайцы кормятся в сумерки и ночью.
– Чем питаются зайцы?

4. Детеныши

– Ребята, а знаете ли вы, как называются детеныши у зайца?
Зайчата (1-6, реже до 12) рождаются зрячими, с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить 1-2 раза за ночь. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где зайцев много, все зайчата порой становятся как бы общими.

– Ребята, скажите, кто нарисован на картинке? (Зайчиха, заяц, зайчата, зайчонок)
– Маленькие зайчата решили поиграть в прятки в волшебном лесу, возьмите карточки и попробуйте посчитать сколько их? 

– Не только зайчата любят играть и отдыхать, давайте и мы с вами тоже отдохнем.  

Физминутка

Дети имитируют движение персонажей по тексту.

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки:
Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды!
Прыгнул в бок он, повернулся и под кустиком свернулся.

5. Способ передвижения зайца

– Одинаковые заячьи лапы?

Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед. (Следы) Забавные у зайца следы, точно он задом наперед бежит. Вот это передние короткие лапки, след от них кружочками. А это – задние. От них след длинный. Их заяц закидывает так, что они ступают впереди передних.

В гору – бегом, а с горы кувырком.

  – Почему у зайца задние ноги длинные? (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами). Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем. Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком»  т. к. передние лапы у зайца короткие.

Защиты у зайца – всего только хитрость да быстрые ноги. Вот заяц принимается за хитрости. Если надо ему отдохнуть, он  не сразу заляжет под кустик. Он по своему следу и назад пробежит, и в сторону прыгнет. Напляшет, напрыгает, наконец,  последний огромный прыжок. И в этом последнем прыжке особая хитрость. И еще ложится косой обязательно головой в ту сторону, откуда пришел, чтобы врага вовремя заметить и успеть спастись.

В зимнее время устраивают лежки под защитой снежных сугробов, в снеговых норах и нишах, а иногда и закрытые убежища в снегу, из которых при опасности внезапно выскакивают, пробив потолок. Летом лежки устраивают под кустами  или открыто. День проводят  под кустами, в неглубокой ямке, реже в норах грызунов. Активны зайцы  в сумерки и ночью.

IV. Работа в тетради

Заяц живет в …
Летом зайцы едят …,  а зимой …
Весной  у зайчихи рождаются …
Зимой зайцы …, а летом …

Люди давно подметили некоторые особенности зайца, ведь недаром о нем слагают не только загадки, стихи, но и пословицы.

Такими нелестными эпитетами характеризует пушистого зверька народное творчество. А ведь зайка вовсе и не трус – он просто осторожный, поскольку слишком многие хотят его съесть. А иногда и вовсе проявляет чудеса храбрости.
Давайте вспомним, какие  сказки вы знаете, где одним из героев является заяц. (Книги: Заячьи лапы, Заяц-хвастун и т.д.)

V. Итог урока

– Для того, чтобы, вернуться назад из лесной сказки в класс, нам необходимо по одному только слову догадаться, идет ли речь о зайце. Если речь будет идти о зайце, вы хлопаете, если о другом животном – вы топаете.
СКАЧЕТ, ПЕТЛЯЕТ, БОДАЕТСЯ, ГРЫЗЕТ, ПРЫГАЕТ, КУСАЕТСЯ, ДРОЖИТ, ВПАДАЕТ В СПЯЧКУ.
– О каком диком животном мы сегодня говорили? (Заяц)
– Что это за животное? (Это  дикое, не хищное (травоядное) животное)
– Что нового узнали о зайце?
Отметки.