Комнатные растения являются частичкой живой
природы и постоянными объектами уголков природы,
т.е. тем дидактическим материалом, на котором
решаются задачи умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания.
Использование комнатных растений для
формирования экологических понятий
целесообразно, т.к. в мире растений наглядно
проявляются основные закономерности:
целостность, изменение, развитие.
При общении с растениями обогащается кругозор
детей, они получают представление о богатстве
мира природы. У педагога есть возможность
наглядно показать детям закономерности,
существующие в мире растений, связи, зависимости
организма от окружающей среды.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ –
это один из этапов в общей работе по формированию
экологической культуры дошкольников.
Еще до начала работы с комнатными растениями, я
часто замечала какое-то равнодушие у детей к
зеленым обитателям на подоконнике в нашей
группе.
И скорее всего, это почти естественно, ведь как
известно у дошкольников слово часто расходится с
делом. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос
– что будет, если исчезнет вода, животные,
растения? Все они знают, что растение, например,
погибнет, если его не поливать, если за ним не
ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще
всего именно тогда, когда об этом напомнит или
попросит воспитатель.
Начиная работать с дошкольниками по теме
«Комнатные растения», я задалась вопросом, как
сделать так, чтобы дошкольники активно
стремились к общению с природой и самостоятельно
проявляли заботу об о обитателях живого уголка
вообще и растениях в частности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
ЗАДАЧИ:
- Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
- Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
- Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
- Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?
- Консультации для родителей: «Лекарственные растения дома». «Какие растения нужны в детской комнате?» и др.
РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
- Паспортизация комнатных растений в группе.
- Смотр уголков природы в группах.
- Консультации для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе», «Ознакомление детей с растениями в игровой деятельности».
- Подготовка теоретического материала, пособий и презентаций по теме «Растения» для детей.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Мною были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – друзья человека», во время просмотра которых мы с дошкольниками вместе искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения?
Большой интерес у детей вызвало знакомство с географией. Они узнали, что на подоконнике в группе живут растения из разных стран и даже континентов. Для того, чтобы детям было легче ориентироваться во всем этом многообразии, мы создали своеобразную карту мира , обозначив на ней разноцветными кружками родину того или иного растения. Эти же кружки мы наклеили и на цветочные горшки.
Для детей мною были подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Размножение комнатных растений», «Правила ухода за растениями», «Строение растений» и другие.
ИТОГИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. У дошкольников появился интерес к
комнатным растениям.
2. При получении новых знаний, дети
охотно ухаживали за растениями, с желанием
принимали друг у друга эстафету дежурства в
уголке природы.
3. Дошкольники стали проявлять не только
интерес и любознательность по отношению к
комнатным растениям, но и активно участвовали в
образовательном процессе, задавали вопросы : Как?
Почему? Как узнать? Что делать? – что позволило
воспитателю искать и планировать новые формы
работы на предстоящих занятиях по ознакомлению
дошкольников с комнатными растениями.
По итогам предварительной работы мною были
выделены несколько этапов для реализации
поставленных целей.
1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Очень важно во время работы воспитывать у детей
доброту, отзывчивость. Но дети сами нуждаются в
доброте и ласке. И в то же время они способны
бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту
всему живому. Главное развить в них это желание,
поддержать, направить и потом не мешать.
На этом этапе работы мы с дошкольниками играли в
игры, которые способствуют развитию
эмоциональной отзывчивости ребенка:
«Покажи свое настроение», «Улыбнись другу»,
«Комплимент», «Горячее сердце», «Изобрази
грустное растение» и др.
Все эти игры способствуют выходу эмоций у
ребенка и одновременно осознанию своих эмоций,
как положительных, так и отрицательных.
Все эти игры использовались не только на
занятиях, но и во время труда в уголке природы и
во время прогулок. На занятиях так же мы
использовали расслабляющие упражнения тренинги
«Подарим улыбку растениям», «Мысленная улыбка» и
др.
В итоге дети стали внимательнее, добрее друг к
другу, а так же к окружающей их обстановке и
собственно к зеленым обитателям живого уголка.
Итогом первого этапа работы стала фраза, сказанная ребенком: «Растения, они как люди, только бегать и говорить не умеют». Таким образом дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения живые организмы.
2 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ
Что дает дошкольнику экологическая сказка?
- Возможность получения достоверных, научных экологических знаний через сказочные сюжеты.
- Формируется эмоционально-положительное отношение к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость.
- Воспитывается отзывчивость ребенка, желание помочь сказочным героям, которые по сути являются объектами и субъектами природного окружения ребенка.
Все сказки, использованные на занятии
можно разделить на два вида сказки написанные
воспитателем и собственно авторские сказки.
В каждой экологической сказке знакомые сюжеты
наполняются новым смыслом, а уже известные
персонажи и герои помещаются в новые
обстоятельства, еще незнакомые детям. Например,
«Бабушка Федора и герань».
На «Сказочном» этапе в нашей группе появился
почтовый ящик, который я назвала «Почта цветов».
В этом ящике дети периодически находили послания
от комнатных растений.
Вся работа проделанная на этом этапе
способствовала тому, что у детей появилась
возможность выражать свои знания и чувства по
отношению к природе через слово, а
художественное творчество помогло сделать их
знания более точными и объемными.
3 ЭТАП. СРАВНИТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Очень важно, чтобы воспринимая весь новый
материал, дети думали.
Важно научить детей задавать вопросы и искать
ответы на них.
На этом этапе работы дети сравнивали,
исследовали, изучали растения исходя из личного
опыта и полученных знаний. Сравнение проводилось
с живыми объектами и субъектами окружающей
природы, и в первую очередь с человеком и
животными. Именно прием сравнения в работе с
растениями помогает закрепить понятие о том, что
комнатные растения – живые существа, ведь они
так похожи на человека.
На этом этапе дети выяснили, что листья герани
похожи на детские ладошки. Листья бегонии
напоминают уши слона, а широкие, плавно
опускающиеся листья лилии напоминают руки
человека. Мы обратились к народному творчеству и
выяснили, что герань в народе называют
журавлиный нос.
Дети сравнили наши растения с еще одним обитателем уголка природы в группе – красноухой черепахой по кличке Тартила и выяснили, что условия, необходимые для жизни черепахи и растений очень похожи, что так же явилось для них доказательством того, что растения – живые существа, которые могут легко погибнуть, если лишить их необходимых условий для жизни.
По итогам проделанной работы, дети
самостоятельно пришли к выводу о том, что
растения не только живые, не только похожи своими
потребностями на человека и животных, но и каждое
из них обладает своим характером, а значит может
радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда
плохо.
Благодаря таким выводам, мы подошли к
заключительному этапу по формированию у
дошкольников экологической культуры, навыков
экологического поведения по
отношению к комнатным растениям, а так же работы
по развитию у дошкольников экологической
ответственности и чувства отзывчивости не
только к растениям, но и ко всему живому.
После всей проделанной работы я пришла к выводу,
что необходимо для дошкольников в работе с
комнатными растениями ввести знаковую систему,
учитывая, что знаки, символы в экологическом
образовании используются повсеместно. Для
начала мною на каждый цветочный горшок были
прикреплены смайлы. Веселый с одной стороны и
грустный – с другой.
Так же мною были разработаны тематические
таблицы под общим названием «Скорая помощь
растениям», в которых дана пошаговая инструкция,
как сделать так, чтобы растение перестало
быть грустным.
Дети чутко реагируют на изменения в привычной
среде, поэтому смайлы на цветочных горшках
заметили в первые минуты пребывания в группе и
сразу же возник вопрос – почему растения
грустные? Тогда дошкольники познакомились с
тематическими таблицами из серии «Помощь
растениям» и узнали, как сделать так, чтобы
растение перестало грустить. Например, если
герани плохо, надо проверить почву. Если почва
сухая, надо полить, порыхлить и т.д.
Каждое утро, приходя на работу воспитатель проверяет все цветы. Какие в порядке поворачивает в группу веселым смайлом, каким требуется помощь – грустным. Дети, приходя в детский сад, замечают, что растения грустят и уже без напоминания педагога, оказывают им соответствующую помощь.
В настоящее время я продолжаю работу по составлению тематических таблиц по комнатным растениям для детей. Но эти таблицы уже более объемные по своему содержанию и служат для составления рассказа о комнатном растении.
Сегодня я спрашиваю себя – Все ли цели достигнуты? Конечно, работы еще много, ведь формирование экологической культуры – это постоянный, не прекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие.
Но сейчас я могу отметить у дошкольников:
- развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
- развитие эстетических чувств (замечают красоту формы и окраски листьев, эмоционально реагируют на появившиеся ростки и бутоны);
- развитие познавательного интереса (самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы;
- умение не только видеть красоту комнатных растений, но и желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее;
- развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
- рмение видеть и обнаруживать взаимосвязь состояния растений от условий обитания.
Положительные результаты всей проделанной работы, позволяют определить практическую значимость данного опыта. Для кого этот опыт будет полезным? На мой взгляд в первую очередь для тех педагогов, которые работают в тех дошкольных учреждениях, где отсутствует и не предполагается зимний сад, где комнатные растения располагаются на подоконниках в группе. Зачем? Именно для того, чтобы комнатные растения были не просто украшением интерьера, а активно использовались в образовательном процессе, как средство воспитания и формирования экологической культуры дошкольников.
Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В настоящее время есть перспектива для того, чтобы продолжать начатую работу. На сегодняшний день в подготовительной группе «Рябинка» функционирует кружок «Юные цветоводы». В дальнейшем планируется перейти от узкоспециализированного кружка к общеэкологическому, так как экология, экологическое развитие дошкольников – тема очень актуальная и со временем ее актуальность будет только расти. Материала по данной теме существует огромное множество, и что самое главное, этот материал интересен дошкольникам и не оставляет их равнодушными.