Урок в 6-м классе на тему "Грибы"

Разделы: Биология


Природа не для всех очей покров свой тайный подымает.
Мы всё равно читаем в ней, но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов.

– Несколько уроков назад, мы с Вами отправились в исследовательскую экспедицию по Родному краю. Много интересного и необычного встречалось на нашем пути. В том числе и загадочные маленькие организмы, живущие в лесу. И наша задача – выяснить, о каких организмах ведётся речь? На каждый заданный вопрос даётся несколько вариантов ответов, из которых Вам необходимо выбрать правильный, а собрав вместе кодовые буквы правильных ответов в пустые клетки, узнаете решение поставленной задачи.

1. Как называется сожительство организмов с корнями деревьев?

а) паразитизмом;
г) симбиозом;
д) фотосинтезом.

2. Чем питаются эти организмы?

а) готовыми органическими веществами;
б) производят органические вещества в процессе фотосинтеза;
р) питаются органическими веществами отмерших организмов.

3. Как питаются эти организмы?

к) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы;
о) органические вещества всасываются из корней деревьев;
и) часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть – из корней деревьев.

4. Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных организмов?

е) состоит из одноядерных клеток, которые не содержат пластид;
ю) состоит из двуядерных клеток, которые имеют пластиды;
б) состоит из двуядерных клеток, не содержат пластид.

5. Что является главной частью шляпочного организма?

п) пенёк;
ш) шляпка;
ы) грибница.

Давайте проверим, что у Вас получилось в тетрадях?

На первый вопрос ответ под буквой
На второй вопрос ответ под буквой
На третий вопрос ответ под буквой
На четвертый вопрос ответ под буквой
На пятый вопрос ответ под буквой
Г
Р
И
Б
Ы

А всё вместе – грибы. И тема нашего урока посвящается этим загадочным организмом.
С особенностями строения, условиями жизни и способами питания грибов, а так же их использовании в народном хозяйстве и медицине Вы узнали на предыдущих уроках. Но, развитие познавательного интереса, расширение биологического кругозора, который помогает осмыслить сложные взаимосвязи организма со средой обитания, глубже проникнуть в мир природы, лучше его понять; происходит в научных экспедициях по живописным местам нашей Родины.
В экспедицию за грибами по лесам Орловщины было снаряжено несколько групп учащихся:

  • 1-я – в Шатиловский лес на стыке Новодеревеньковского и Новосильского районов;
  • 2-я – в Ясеневую рощу Дмитровского района;
  • 3-я – в Лиственный лес Колпнянского района.

Перед участниками похода были поставлены задачи:

  • закрепись знания о строении грибов и их биологических особенностях, связанных с условиями обитания;
  • расширить знания о роли грибов в природе и жизни человека;
  • научиться отличать съедобные грибы от ядовитых;
  • бережно относиться к окружающей природе.

Выдано необходимое оборудование: корзинка, нож с широким лезвием для выкапывания грибов или срезания их с субстрата; бумага, в которую заворачивается каждый вид гриба; блокноты, карандаши, компас.
А так же рюкзаки с провизией и аптечка для оказания первой помощи на случай травмирования.

Демонстрируются: корзинка, рюкзак, аптечка.

Сообщены правила поведения в лесу в виде памятки-стенда.

Демонстрируется памятка – «Находясь в лесу, нельзя...», «Находясь в лесу, нужно...».

Грибные походы являются широко распространенным видом отдыха. Во время грибного сезона в выходные дни в окрестностях города грибников в лесу бывает чуть ли не больше, чем грибов.

Демонстрируется слайд: в лесу много грибов.

Действительно, люди издавна используют грибы как продукт питания. Сведения о них сохранились в книгах, написанных в глубокой древности.
Грибы издавна считаются деликатесом русской кухни. Их едят солёными, варёными, маринованными, в пирогах, соусах и т.д.

Демонстрируется поднос с продуктами питания из грибов.

Хорошо приготовленные съедобные грибы – очень вкусные, сытная и питательная пища. Грибы богаты белками, содержат значительное количество жиров и углеводов, витаминов и других ценных для организма человека веществ.
Во время экспедиции за грибами было замечено много интересного в грибном царстве. И сейчас ребята познакомят нас с результатами своих наблюдений.
За интересный и увлекательный рассказ, отвечающий получает грибок-балл.
Демонстрируется грибок-балл.

Слово предоставляется …

Отвечающий выходит к доске и по карте Орловской области показывает и рассказывает:

– свои исследования я проводила в Шатиловском лесу, находящемся в северо­восточном направлении от города Орла на стыке Новодеревеньковского и Новосильского районов и рассказывает по тексту доклада «Союз гриба и корня».

Демонстрируется иллюстрация к рассказу (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)

Слово предоставляется …

По карте показывает Ясеневую рощу в юго-западном направлении от города Орла в Дмитровском районе и рассказывает по тексту доклада «Эти странные грибы».

Демонстрируется иллюстрация к рассказу (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)

Слово предоставляется …

По карте показывает Лиственные леса на северо-востоке от города Орла в Колпнянском районе и рассказывает по тексту доклада «Гриб-великан».

Демонстрируется макет гриба-дождевика (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)

В своих рассказах ребята использовали не только собственные наблюдения, но научно-популярную литературу. Была сделана тематическая подборка книг и журналов, которые и представлены на нашей выставке:

Демонстрируется выставка.

Литература:

1. Журналы «Юный натуралист» (10 шт.)
2. Растение и животные нашей Родины.
3. Жизнь растений (грибы).
4. Мир растений (грибы).
5. Введение в биологию.
6. Растения и животные (для натуралистов)
7. Хрестоматия по биологии (книга для чтения).

Грибы широко распространены в природе на самых различных субстратах. В процессе приспособления к разным условиям жизни образовались те или иные экологические группы грибов. (Рассказ сопровождается демонстрацией презентации «Царство Грибы» с диска «Биология. Региональный компонент. Кабинет биологии ОГОУ ОИУУ.6 класс», если есть возможность использования проектора, если – нет, то распечатки с диска или другой иллюстративный материал).
Весьма обширна группа почвенных грибов, основное место обитание которых – почва. Эти грибы участвуют в разложении органического вещества, образовании гумуса и т.д. Близко к ним примыкают грибы, разрушающие лесную подстилку, опавшие листья, хвою. К этой группе относятся шляпочные грибы – подстилочные сапрофиты.
Магнитами на доску подвешивается слово «сапрофиты», написанное на бумаге.
Обучающимся предлагается записать в тетрадь экологические группы грибов.
Хищные грибы могут жить как сапрофиты, но способны питаться нематодами –мелкими круглыми червями.
Магнитом подвешивается «хищные грибы».
К специализированным группам грибов, живущих в почве относятся копрофилы, обитающие в навозных кучах, в местах скопления помета животных.
Магнитом подвешивается «копрофилы».
Кератинофнлы, живущие в волосах, рогах, копытах животных.
Магнитом подвешивается «кератинофилы».
Особую группу составляют ксилофиты – грибы разлагающие древесину (живую и мёртвую).
Магнитом подвешивается «ксилофнты».
К своеобразной экологической группе относятся грибы – паразиты растений и животных.
Магнитом подвешиваются «паразиты».
Существуют также специфические экологические группы грибов, развивающиеся на различных промышленных материалах, вызывающих их повреждения.
Но мы вернёмся к подстилочным сапрофитам (шляпочные грибы) и посмотрим как из них были собраны исследователями-микологами (микология – наука о грибах).
Магнитом подвешивается «микология».

Для этого каждой команде даётся кроссворд «Лукошко», в котором помещено множество грибов съедобных и несъедобных.
Ребятам необходимо за три минуты выбрать и вписать названия грибов в пустые клетки, чтобы заполнилось «Лукошко».

  • раздаются командам листы;
  • включается секундомер.

Проверка результатов (дастся «балл» за правильный ответ)

– Давайте посмотрим какие грибы остались нетронутыми?
– Мухомор красный, бледная поганка, ложные опята.
– Почему?
– Ядовитые, вызывают отравления организма до летального исхода.
– Кто расскажет о правилах сбора грибов?
Ответ обучающихся.
– Какие будут дополнения?
– Нельзя срезать грибы у дорог (выхлопные газы, элементы
тяжёлых металлов); старые грибы (радиоактивные вещества, отравляются
продуктами жизнедеятельности червей, поселившихся в старых грибах);
неизвестные грибы; в зоне радиоактивного заражения (Болхов, Нарышкино и т.д.).
– Как оказать первую помощь при отравлении грибами?
– Промыть желудок 3-мя литрами воды с перманганатом калия, таблетка угля активированного, вызвать врача.
– Признаки готовности при варке грибов.
– Варить грибы в два приёма (грибы закипели – слить и промыть, опять залить водой, посолить, варить не меньше одного часа, когда грибы осядут на дно – готовы).
– Хорошо. Вот и подошло время для руководителей экспедиции. Им необходимо за две минуты назвать 12 грибов из класса «Базидиомицеты».

  • участники тянут жребий «кому начинать».
  • включается секундомер ( руководители экспедиций начинают называть грибы)
  • победитель получает «балл».

Подведение итогов и награждение команд корзинками с «грибами».

На уроке так же использовались научно-краеведческие издания:

  1. «Атлас Орловской области».Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2001.
  2. «Природные богатства Орловского края». Орелиздат,; 1997.
  3. Карта-схема «Национальный парк «Орловское полесье».
  4. Диск «Региональный компонент. Биология. Растения», разработаный кабинетом биологии ОГОУ ОИУУ.