Природа не для всех очей покров свой
тайный подымает.
Мы всё равно читаем в ней, но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов.
– Несколько уроков назад, мы с Вами отправились в исследовательскую экспедицию по Родному краю. Много интересного и необычного встречалось на нашем пути. В том числе и загадочные маленькие организмы, живущие в лесу. И наша задача – выяснить, о каких организмах ведётся речь? На каждый заданный вопрос даётся несколько вариантов ответов, из которых Вам необходимо выбрать правильный, а собрав вместе кодовые буквы правильных ответов в пустые клетки, узнаете решение поставленной задачи.
1. Как называется сожительство организмов с корнями деревьев?
а) паразитизмом;
г) симбиозом;
д) фотосинтезом.
2. Чем питаются эти организмы?
а) готовыми органическими веществами;
б) производят органические вещества в процессе фотосинтеза;
р) питаются органическими веществами отмерших организмов.
3. Как питаются эти организмы?
к) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы;
о) органические вещества всасываются из корней деревьев;
и) часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть – из корней деревьев.
4. Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных организмов?
е) состоит из одноядерных клеток, которые не содержат пластид;
ю) состоит из двуядерных клеток, которые имеют пластиды;
б) состоит из двуядерных клеток, не содержат пластид.
5. Что является главной частью шляпочного организма?
п) пенёк;
ш) шляпка;
ы) грибница.
Давайте проверим, что у Вас получилось в тетрадях?
На первый вопрос ответ под буквой На второй вопрос ответ под буквой На третий вопрос ответ под буквой На четвертый вопрос ответ под буквой На пятый вопрос ответ под буквой |
Г Р И Б Ы |
А всё вместе – грибы. И тема нашего урока
посвящается этим загадочным организмом.
С особенностями строения, условиями жизни и
способами питания грибов, а так же их
использовании в народном хозяйстве и медицине Вы
узнали на предыдущих уроках. Но, развитие
познавательного интереса, расширение
биологического кругозора, который помогает
осмыслить сложные взаимосвязи организма со
средой обитания, глубже проникнуть в мир природы,
лучше его понять; происходит в научных
экспедициях по живописным местам нашей Родины.
В экспедицию за грибами по лесам Орловщины было
снаряжено несколько групп учащихся:
- 1-я – в Шатиловский лес на стыке Новодеревеньковского и Новосильского районов;
- 2-я – в Ясеневую рощу Дмитровского района;
- 3-я – в Лиственный лес Колпнянского района.
Перед участниками похода были поставлены задачи:
- закрепись знания о строении грибов и их биологических особенностях, связанных с условиями обитания;
- расширить знания о роли грибов в природе и жизни человека;
- научиться отличать съедобные грибы от ядовитых;
- бережно относиться к окружающей природе.
Выдано необходимое оборудование:
корзинка, нож с широким лезвием для выкапывания
грибов или срезания их с субстрата; бумага, в
которую заворачивается каждый вид гриба;
блокноты, карандаши, компас.
А так же рюкзаки с провизией и аптечка для
оказания первой помощи на случай травмирования.
Демонстрируются: корзинка, рюкзак, аптечка.
Сообщены правила поведения в лесу в виде памятки-стенда.
Демонстрируется памятка – «Находясь в лесу, нельзя...», «Находясь в лесу, нужно...».
Грибные походы являются широко распространенным видом отдыха. Во время грибного сезона в выходные дни в окрестностях города грибников в лесу бывает чуть ли не больше, чем грибов.
Демонстрируется слайд: в лесу много грибов.
Действительно, люди издавна используют грибы
как продукт питания. Сведения о них сохранились в
книгах, написанных в глубокой древности.
Грибы издавна считаются деликатесом русской
кухни. Их едят солёными, варёными, маринованными,
в пирогах, соусах и т.д.
Демонстрируется поднос с продуктами питания из грибов.
Хорошо приготовленные съедобные грибы – очень
вкусные, сытная и питательная пища. Грибы богаты
белками, содержат значительное количество жиров
и углеводов, витаминов и других ценных для
организма человека веществ.
Во время экспедиции за грибами было замечено
много интересного в грибном царстве. И сейчас
ребята познакомят нас с результатами своих
наблюдений.
За интересный и увлекательный рассказ,
отвечающий получает грибок-балл.
Демонстрируется грибок-балл.
Слово предоставляется …
Отвечающий выходит к доске и по карте Орловской области показывает и рассказывает:
– свои исследования я проводила в Шатиловском лесу, находящемся в северовосточном направлении от города Орла на стыке Новодеревеньковского и Новосильского районов и рассказывает по тексту доклада «Союз гриба и корня».
Демонстрируется иллюстрация к рассказу (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)
Слово предоставляется …
По карте показывает Ясеневую рощу в юго-западном направлении от города Орла в Дмитровском районе и рассказывает по тексту доклада «Эти странные грибы».
Демонстрируется иллюстрация к рассказу (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)
Слово предоставляется …
По карте показывает Лиственные леса на северо-востоке от города Орла в Колпнянском районе и рассказывает по тексту доклада «Гриб-великан».
Демонстрируется макет гриба-дождевика (за свой рассказ обучающийся получает «балл»)
В своих рассказах ребята использовали не только собственные наблюдения, но научно-популярную литературу. Была сделана тематическая подборка книг и журналов, которые и представлены на нашей выставке:
Демонстрируется выставка.
Литература:
1. Журналы «Юный натуралист» (10 шт.)
2. Растение и животные нашей Родины.
3. Жизнь растений (грибы).
4. Мир растений (грибы).
5. Введение в биологию.
6. Растения и животные (для натуралистов)
7. Хрестоматия по биологии (книга для чтения).
Грибы широко распространены в природе на самых
различных субстратах. В процессе приспособления
к разным условиям жизни образовались те или иные
экологические группы грибов. (Рассказ
сопровождается демонстрацией презентации
«Царство Грибы» с диска «Биология. Региональный
компонент. Кабинет биологии ОГОУ ОИУУ.6 класс»,
если есть возможность использования проектора,
если – нет, то распечатки с диска или другой
иллюстративный материал).
Весьма обширна группа почвенных грибов, основное
место обитание которых – почва. Эти грибы
участвуют в разложении органического вещества,
образовании гумуса и т.д. Близко к ним примыкают
грибы, разрушающие лесную подстилку, опавшие
листья, хвою. К этой группе относятся шляпочные
грибы – подстилочные сапрофиты.
Магнитами на доску подвешивается слово «сапрофиты»,
написанное на бумаге.
Обучающимся предлагается записать в тетрадь
экологические группы грибов.
Хищные грибы могут жить как сапрофиты, но
способны питаться нематодами –мелкими круглыми
червями.
Магнитом подвешивается «хищные грибы».
К специализированным группам грибов, живущих в
почве относятся копрофилы, обитающие в
навозных кучах, в местах скопления помета
животных.
Магнитом подвешивается «копрофилы».
Кератинофнлы, живущие в волосах, рогах,
копытах животных.
Магнитом подвешивается «кератинофилы».
Особую группу составляют ксилофиты –
грибы разлагающие древесину (живую и мёртвую).
Магнитом подвешивается «ксилофнты».
К своеобразной экологической группе относятся
грибы – паразиты растений и животных.
Магнитом подвешиваются «паразиты».
Существуют также специфические экологические
группы грибов, развивающиеся на различных
промышленных материалах, вызывающих их
повреждения.
Но мы вернёмся к подстилочным сапрофитам
(шляпочные грибы) и посмотрим как из них были
собраны исследователями-микологами (микология –
наука о грибах).
Магнитом подвешивается «микология».
Для этого каждой команде даётся кроссворд
«Лукошко», в котором помещено множество грибов
съедобных и несъедобных.
Ребятам необходимо за три минуты выбрать и
вписать названия грибов в пустые клетки, чтобы
заполнилось «Лукошко».
- раздаются командам листы;
- включается секундомер.
Проверка результатов (дастся «балл» за правильный ответ)
– Давайте посмотрим какие грибы остались
нетронутыми?
– Мухомор красный, бледная поганка, ложные опята.
– Почему?
– Ядовитые, вызывают отравления организма до
летального исхода.
– Кто расскажет о правилах сбора грибов?
Ответ обучающихся.
– Какие будут дополнения?
– Нельзя срезать грибы у дорог (выхлопные газы,
элементы
тяжёлых металлов); старые грибы (радиоактивные
вещества, отравляются
продуктами жизнедеятельности червей,
поселившихся в старых грибах);
неизвестные грибы; в зоне радиоактивного
заражения (Болхов, Нарышкино и т.д.).
– Как оказать первую помощь при отравлении
грибами?
– Промыть желудок 3-мя литрами воды с
перманганатом калия, таблетка угля
активированного, вызвать врача.
– Признаки готовности при варке грибов.
– Варить грибы в два приёма (грибы закипели –
слить и промыть, опять залить водой, посолить,
варить не меньше одного часа, когда грибы осядут
на дно – готовы).
– Хорошо. Вот и подошло время для руководителей
экспедиции. Им необходимо за две минуты назвать 12
грибов из класса «Базидиомицеты».
- участники тянут жребий «кому начинать».
- включается секундомер ( руководители экспедиций начинают называть грибы)
- победитель получает «балл».
Подведение итогов и награждение команд корзинками с «грибами».
На уроке так же использовались научно-краеведческие издания:
- «Атлас Орловской области».Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2001.
- «Природные богатства Орловского края». Орелиздат,; 1997.
- Карта-схема «Национальный парк «Орловское полесье».
- Диск «Региональный компонент. Биология. Растения», разработаный кабинетом биологии ОГОУ ОИУУ.