Именно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Таким образом, возникла идея создания проекта «Театральная мастерская». Я предлагаю материал из опыта моей работы по проектированию программы кружка «Театральная мастерская».
Учебно-тематический план на четыре года
№ | Тема занятий |
Количество часов |
Сроки |
|
1-й год обучения |
||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. | 1 |
||
Культура и техника речи | ||||
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). Попробуем измениться. | 1 |
||
3 | Выпуск газеты «Слово в театре…».Давайте поиграем. | 2 |
||
Ритмопластика | ||||
4 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Игровой урок. | 1 |
||
5 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Одну простую сказку хотим мы показать. | 3 |
||
Театральная игра | ||||
6 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Играем пальчиками. | 1 |
||
7 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. Постучимся в теремок. | 1 |
||
8 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). Характеризуем героев сказки. | 2 |
||
9 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Творческий пересказ сказки. | 1 |
||
10 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. Узнай героя. | 1 |
||
11 | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Учимся говорить по-разному. | 2 |
||
12 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Учимся четко говорить. | 2 |
||
13 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Играем в рифмы. | 2 |
||
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Рассказываем про любимые игры и сказки. | 2 |
||
15 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. Сказочные рисунки. | 3 |
||
16 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями. Изобрази героя. | 1 |
||
17 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше – коллективное планирование следующего дела). Сочиняем новую сказку. | 1 |
||
Этика и этикет | ||||
18 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Играем в сказку. | 1 |
||
19 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»). Наши эмоции. | 1 |
||
20 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). Изображение различных эмоций. | 1 |
||
21 | Привычки дурного тона. (Этикет). Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. | 1 |
||
22 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». Настроение героев. | 3 |
||
2-й год обучения |
||||
Культура и техника речи | ||||
1 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Школа – театр. | 1 |
||
2 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна». Театральное искусство. | 1 |
||
3 | Вечер «Знание – сила». Дорога в театр. | 1 |
||
Ритмопластика | ||||
4 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.). Что возьмем в театр. | 1 |
||
5 | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», « Натюрморт», «Пейзаж». Когда нужно приходить в театр. | 1 |
||
6 | Сценические этюды (деление на группы, составление сценических этюдов). Театральные профессии. | 1 |
||
7 | Тренировка ритмичности движений. В театре. Перед спектаклем. | 1 |
||
Театральная игра | ||||
8 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). Антракт. Аплодисменты. | 1 |
||
9 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). Создание спектакля. | 1 |
||
10 | Развитие воображения и умения работать «в маске. В мастерской художника и костюмера. | 1 |
||
11 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Мастерская актера и режиссера. | 1 |
||
12 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Придумываем и делаем костюмы. | 1 |
||
13 | Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Театральные маски. | 1 |
||
14 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.), репетиция отдельных сцен. Делаем декорации. | 1 |
||
15 | Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. В мастерской бутафора. | 1 |
||
16 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. Пальчиковые куклы. | 1 |
||
17 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Пальчиковые куклы. | 2 | ||
18 | Выступление перед учащимися группы продленного дня. Пальчиковые куклы. | 1 |
||
19 | Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). Делаем афишу и программки. | 1 |
||
Этика и этикет | ||||
20 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Делаем афишу и программки. | 1 |
||
21 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Делаем афишу и программки. | 1 |
||
22 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Учимся актерскому мастерству. | 1 |
||
23 | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов). Учимся актерскому мастерству. | 1 |
||
24 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Приглашение. Дом, семья). Учимся актерскому мастерству. | 1 |
||
Театральная игра | ||||
25 | Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья – корова, лев – баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака). Пантомима. | 1 |
||
26 | Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. Пантомима. | 1 |
||
27 | Творчество Крылова, чтение басни « Мартышка и очки». Балет. | 1 |
||
28 | Распределение ролей с учетом пожеланий учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок. Балет. | 1 |
||
29 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. История театра. | 2 |
||
30 | Генеральная репетиция. История театра. | 1 |
||
31 | Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня). | 1 |
||
32 | Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | 1 |
||
3-й год обучения |
||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Театральная мастерская» . | 2 |
||
Культура и техника речи | ||||
2 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 |
||
3 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 |
||
4 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 |
||
5 | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | 1 |
||
6 | Выпуск газеты «Игры ведут знатоки» (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). | 2 |
||
Ритмопластика | ||||
7 | Испытание пантомимой. | 1 |
||
8 | Тренировка ритмичности движений. | 1 |
||
9 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 1 |
||
10 | Совершенствование осанки и походки. | 1 |
||
11 | Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | 1 |
||
Театральная игра | ||||
12 | Значение подробностей в искусстве. | 1 |
||
13 | Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий | 1 |
||
14 | Основа актерского творчества – действие. «Главное – не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | 1 |
||
15 |
|
1 |
||
16 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 1 |
||
17 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 1 |
||
18 | Техника грима. Светотень. | 1 |
||
19 | О форме и пропорциях тела и лица. Гримы лица. | 1 |
||
20 | Анализ мимики своего лица. | 1 |
||
21 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 |
||
22 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 2 |
||
23 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 2 |
||
24 | Генеральная репетиция. Оформление сцены. | 2 |
||
25 | Премьера. (Перед учащимися начальных классов) | 1 |
||
26 | Анализ выступления. | 1 |
||
27 | Обсуждение темы «Невежество ». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты « Станем вежливее» . | 1 |
||
28 | Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | 1 |
||
29 | Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | 1 |
||
4-й год обучения |
||||
Этика и этикет | ||||
1 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 1 |
||
2 | (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | 2 |
||
3 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 1 |
||
4 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | 1 |
||
Театральная игра | ||||
5 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. | 1 |
||
6 | Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | 1 |
||
7 | Работа над упражнениями, развивающими голоса. | 1 |
||
8 | Работа над образом. Сказочные гримы. | 1 |
||
9 | Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) | 1 |
||
10 | Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
||
11 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 2 |
||
12 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | 1 |
||
13 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. | 2 |
||
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | 1 |
||
15 | Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | 1 |
||
16 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 2 |
||
17 | Премьера спектакля. | 1 |
||
18 | Анализ выступления. | 1 |
||
Культура и техника речи | ||||
19 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 |
||
20 | Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | 1 |
||
21 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | 1 |
||
22 | Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. | 1 |
||
23 | Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. | 1 |
||
24 | Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | 1 |
||
Ритмопластика | ||||
25 | Пантомимический этюд – тень | 1 |
||
26 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 1 |
||
Этика и этикет | ||||
27 | Круглый стол «Азбука общения» | 1 |
||
28 | Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 |
||
29 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | 1 |
||
30 | Анализ работы за год | 1 |