Нетрадиционный урок "Разучивание стихотворения с использованием картинного плана"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: учить детей пользоваться картинным планом при разучивании стихотворения, формировать литературный вкус, умение высказывать своё мнение о произведении, создать эмоциональный подъём учащихся, т.е. ситуацию успеха для каждого;
  • Развивающая: развитие памяти, наглядно-образного мышления, восприятия, расширение кругозора детей, логического мышления, речи, развитие умения ориентироваться в тексте;
  • Воспитывающая: воспитание чувства сопереживания героям произведения, читательского интереса к творчеству писателей-классиков, уважение к ответу товарища.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри»

III. Знакомство с новым произведением

1. Первичное чтение. Целевой вопрос

У.: Ребята, послушайте ещё одно произведение С.Я. Маршака «Два котёнка» и ответьте мне на вопрос: «О чём это стихотворение?»

С. Я. Маршак

«Два котёнка»

Два маленьких котенка поссорились в yглy,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень y крыльца,
Носы yткнyли в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
– Нy что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурок отряхнули холодный, мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

У.: Понравилось вам стихотворение?
Д.: Да
У.: Итак, о чём идёт речь в стихотворении?
Д.: В данном стихотворении речь идёт о маленьких котятах
У.: О каком поступке котят идёт речь?
Д.: Котята подрались и их выгнали из дома на холод

2. Повторное чтение стихотворения детьми и его анализ.

У.: Давайте прочитаем выразительно ещё раз это стихотворение (несколько детей читают вслух, сравниваем, у кого получилось прочитать наиболее выразительно)
У.: Ребята, а вы хотели бы выучить это стихотворение?
Д.: Да.
У.: Тогда будьте внимательны и отвечайте на все мои вопросы

IV. Работа над новым материалом

У.: Как вы считаете, какое это стихотворение? Весёлое, грустное, забавное?
Д.: Я считаю, что это стихотворение грустное.
У.: Почему ты так считаешь?
Д.: Стихотворение я считаю грустным, потому что хозяйка выгнала котят из дома на мороз.
У.: Найдите строки, подтверждающие это высказывание.
У.: А какие события произошли.
Д.: Печальные, смешные, весёлые.
У.: Как вы считаете, стихотворение С. Я. Маршака поучительное, оно вас чему-нибудь учит?
Д.: Я считаю стихотворение «Два котёнка» поучительным.
У.: А почему ты так думаешь?
Д.: Потому что котята не слушались, ссорились и хозяйка их за это наказала.
У.: Действительно. Ведь, когда вы дома не слушаете своих родителей, они вас ругают, иногда наказывают.
У.: А как вы думаете, какова хозяйка? Какой вы её себе представили?
Д.: Суровой….
У.: Найдите строки, подтверждающие эти высказывания.
Д. …                                                                                                                             
У.: А как вы понимаете фразу «Не справившись при этом, кто прав, кто виноват»?
Д.
(Если дети не объясняют значение этого слова, то учитель разъясняет это понятие)
У.: Ребята, а какая на самом деле оказалась хозяйка?
Д.: Доброй и справедливой.
У.: А почему вы поменяли своё мнение?
Д.: Потому что хозяйка сжалилась над котятами и впустила их всё-таки в дом.
У.: Найдите подтверждение вашему высказыванию в тексте.
Д.
У.: Хорошо, про хозяйку мы всё выяснили, а каковы же котята?
Д.: Проказники, глупыши….
У.: А как вы думаете, котят чему-нибудь научил их поступок?
Д.
У.: Вы наверняка иногда тоже резвитесь дома. Давайте и сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка

Лежебока рыжий кот (дети встали из-за парт)
Отлежал себе живот (потянулись)
Встал и выгнул спину в мост (прогнулись)
Распушил красивый хвост (встали ровно)
Мягко лапками пошёл (изобразили котёнка)
И тихонечко завёл (палец к губам, снижая голос)
(Учитель поёт, дети повторяют движения за учителем)
А ну-ка попрыгай как я (дети прыгают) – 2 р.
А ну-ка все вместе , все в раз
Так прыгают только у нас – 2 р.
(Тоже самое с другими движениями: хлопки в ладоши, топот, хохот)

V. Разучивание стихотворения

У.: А теперь тихонько сели. Посмотрите на иллюстрацию <Приложение 1. Слайд 2>. Какой отрывок из стихотворения он напоминает?
Д.: На этой иллюстрации изображены два поссорившихся котёнка.
У.: Давайте найдём и зачитаем в тексте отрывок к этой иллюстрации.
Д.: «Два маленьких поссорились в углу…»
У.: Найдите теперь к следующей иллюстрации строки < Приложение 1. Слайд 3>.
Д.: «Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват»
У.: Что происходит далее, зачитайте < Приложение 1. Слайд 4>.
Д.: «А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли во дворе»
У.: И что случилось дальше? < Приложение 1. Слайд 5>.
Д.:  «Легли они, свернувшись, на камень y крыльца,
Носы yткнyли в лапки и стали ждать конца»
У.: Молодцы. А что мы видим на следующей иллюстрации < Приложение 1. Слайд 6>? Зачитайте.
Д.: «Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
– Нy что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?»
У.: И, наконец (появляется следующий слайд < Приложение 1. Слайд 7>), какие строки зачитаем к этой иллюстрации?
Д.: «Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурок отряхнули холодный, мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном»
< Приложение 1. Слайд 8>.
Д.: «А вьюга до рассвета гуляла за окном»
У.: Сейчас закрыли все книги. Я буду читать стихотворение, а вы тихонько вместе со мной (Учитель, перелистывая слайды, декламирует стихотворение, обращая внимание детей на нюансы иллюстраций)
У.: А теперь … попробует одна продекламировать это стихотворение.
Д.:
У.: А кто уже сможет, не пользуясь картинным планом, продекламировать это стихотворение?
(Стихотворение декламирует каждый желающий ребёнок)
У.: Молодцы!

VI. Итог урока.

У.: Итак, что поучительного для себя вы взяли из сегодняшнего урока?
Д.:
У.: Котята наверняка больше не будут ссориться, а вы постарайтесь научиться у этих котят хорошему поведению, чтобы ваши родители поменьше вас наказывали.
У.: Вспомните, ребята, какие чувства у вас вызвало моё предложение о разучивании этого стихотворения?
Д.: Нам показалось оно очень большим и мы думали, что будет очень трудно его запомнить.
У.: А что помогло вам в достижении поставленной цели?
Д.: Нам помог картинный план.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

У.: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.  А на дом я вам задаю рассказать своим родителям стихотворение С. Я. Маршака «Два котёнка».

– Урок окончен. До свидания!