Цели:
- Обучающие: формировать лингвистические, культуроведческие компетенции; побудить интерес к русскому языку, заинтересовать учащихся в его изучении.
- Развивающие: формировать коммуникативные, исследовательские компетенции; дать возможность проявить свои творческие способности; продолжить работу по развитию речи учащихся.
- Воспитательные: формировать социальную компетенцию, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.
Подготовка: учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие, девиз, эмблемы команды, соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.). К игре готовятся слайды с заданиями для команд, которые в дальнейшем выводятся на экран.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Все, кто с книгой дружен, к нам скорей! Сюда! В зале начинается веселая игра! В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6-х классов. Девиз нашей игры – слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!».
Представление команд
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Бобрята”. Наш девиз:
«Нам сегодня не до скуки –
Мы грызем гранит науки!»
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “Знайки”. Наш девиз:
«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все, чему учились, мы будем вспоминать!»
Ведущий: Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка – 5 баллов. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1. Конкурс капитанов
Ответить на вопросы-шутки. (Вопросы чередовать) Оценка – 1 балл за правильный ответ
Капитану 1 команды
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Стоп)
- В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)
- В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)
Капитану 2 команды
- Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама)
- Летит птиц стая, совсем небольшая. Какие это птицы и сколько их? (Семь сов)
2. Конкурс знатоков ударений
К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Оценка – 1 балл за правильный ответ
|
|
Ведущий: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется, как изба веником метется”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Оценка – 1 балл за правильный ответ
3. Конкурс знатоков поговорок (Проектор 1) Оценка – 1 балл за правильный ответ
1-й команде:
|
2-й команде:
|
4. Конкурс телефонистов
Ведущий. Ребята, во время игры вы
учились писать, разгадывать, придумывать. А
научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который
стоит первым. По сигналу они передают
скороговорку на ухо своим соседям. Последние в
каждом ряду должны сказать переданную им “по
телефону” скороговорку. Побеждает команда,
которая раньше завершит передачу и правильно
передаст текст. Оценка – 1 балл за правильный
ответ
1-й команде: Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры – для бобрят добры.
2-й команде: Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
5 конкурс
Задание: узнать о каких словах идет речь в стихах.(Проектор 2) Оценка – 1 балл за правильный ответ
| 1 команде: Скажи “родник” – (А.Л.Барто) |
2 команде: Шьет иглой портниха в строчку. (Я.А.Козловский) |
6 конкурс
Ведущий: Прочитайте высказывание. Оценка – 1 балл за правильный ответ.
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. (Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам).
1-й команде: |
2-й команде: |
||||||||
| Е | Т | Ь | О | Т | Б | Т | З | Ь | З |
| Н | Ь | Е | Р | В | Е | С | Н | Я | У |
| Ь | У | М | Е | О | Д | Я | А | П | Р |
| Я | Ч | А | Н | П | ТЕ | В | Ю | О | Д |
| (Повторенье – мать ученья) | (Друзья познаются в беде) | ||||||||
7 конкурс “Доскажи словечко” Оценка – 1 балл за правильный ответ.
Загадки-складки
1-й команде:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь).
2-й команде:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
1-й команде:
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
2-й команде:
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши … (вянут).
Ведущий: Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.
- Водить ... (за нос).
- Курам ... (на смех).
- Мокрая… (курица).
- Вешать…(лапшу на уши).
- Морочить … (голову).
- Шиворот-… (навыворот).
- Перемывать ... (косточки).
- Бить ... (баклуши).
- Дрожит ... (как осиновый лист).
- Разинув ... (рот).
8. Конкурс «Угадай». Оценка – 1 балл за правильный ответ.
Ведущий: Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
1-й команде: хорошо, свободно,
непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в
воде.)
2-й команде: об очень большой тесноте в
помещении. (Яблоку негде упасть.)
1-й команде: чувствовать себя неловко,
беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть
как на иголках.)
2-й команде: проливной дождь, ливень.
(Льет как из ведра.)
1-й команде: о полной тишине. (Слышно,
как муха пролетит.)
2-й команде: все видно очень ясно,
отчетливо. (Видно, как на ладони.)
9. Творческое задание (на время).
Ведущий: Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка – максимально 5 баллов.
1-й команде: Гореть на работе.
2-й команде: Работать спустя рукава.
Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)
- Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)
10. Задание «Сколько?» (вопросы чередовать). Оценка – 1 балл за правильный ответ
- Сколько было бременских музыкантов?
- Сколько бабушек у Красной Шапочки?
- Сколько богатырей у Черномора?
- Сколько подвигов совершил Геракл?
- Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков?
- Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?
11. Задание. (Проектор 3) Оценка – 1 балл за правильный ответ
Ведущий: Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову.
| 1-й команде: Васюткино: |
2-й команде: Гадкий: |
12. Задание (или «Кто больше») Оценка – 1 балл за правильный ответ
Ведущий. Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные.
13. Задание. (Проектор 4) Оценка – 1 балл за правильный ответ.
Ведущий. Вспомните и запишите пословицы по двум словам.
1-й команде:
1. Счастье – несчастье
2. Аукнется – откликнется.
3. Мать – мачеха
2-й команде:
1 Серебро – золото.
2. Перо – топор.
3. Синица – журавль
Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.
Подведение итогов игры
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Приложение
ОТВЕТЫ
10. Сколько?
| Сколько было бременских музыкантов? Сколько бабушек у Красной Шапочки? Сколько богатырей у Черномора? Сколько подвигов совершил Геракл? Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков? Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке? Сколько писателей в русской литературе носили фамилию "Толстой"? |
5 1 33 12 5 5 3 |
11. Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.
| Васюткино озеро Серая шейка Таинственный остров Заколдованное место |
Гадкий утёнок Алые паруса Малахитовая шкатулка Военная тайна |
12. Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные (варианты произведений):
| "Белоснежка и 7 гномов", "12 месяцев", "Машенька и 3 медведя", |
" Пятнадцатилетний капитан", " Три мушкетёра", "Три толстяка". |
13. Вспомните и запишите пословицы по двум словам
1. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
4. Слово – серебро, а молчанье – золото.
5. Что написано пером, того не вырубишь топором.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе