Урок в 8-м классе "Сказуемое как синтаксическое средство выразительности речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Развитие аналитических навыков учащихся в работе с текстом.
  • Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Сказуемое».
  • Воспитание на примере жизни и творчества А.С. Пушкина (использование в уроке информации на тему «А.С. Пушкин и его лицейские друзья»).

Особенности педтехнологии: приёмы и методы развития коммуникативной компетенции; компьютерная презентация (Приложение 1), разнообразие эффективных приёмов работы с текстом, способствующих подготовке 8-классников к ГИА (составление текста в ходе урока, анализ составленного текста как жанра публицистики).

Эпиграф к уроку (записывается на доске или в кадре №1 презентации)

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш учитель,
Славный пушкинский лицей.

Ю. Ким

ХОД УРОКА

I. Опережающие задания для 3-х учащихся

Составить план рассказа о простом глагольном сказуемом; составном глагольном сказуемом; составном именном сказуемом (по выбору учащегося, вызванного к доске) и из записанного на доске материала выбрать примеры для аргументации соответствующих составленному плану положений. Кроме того, вставить на месте пропусков в словах буквы, раскрыть скобки, прокомментировать условия выбора.

Был(бы) пр…глашен, желали(бы) (не, ни)расст…ваться; хотел заг…реть, захочешь сп…сти, были объед…нены, (не, ни)хотел см…риться, желал (бы) ра…читаться, была ра…чётлива, буду бл…стать, пр…следовать (не, ни)хотелось, являться пр…т…ндентом, рад был(бы) объяснить, (не, ни) было оз…рено; сколь (не, ни)прекрасен, как (не, ни)ун…кальны, даже если (не, ни)организова…ы, будешь жить, будешь стремиться и т.д.

II. Разминка

Пока трое вызванных к доске учащихся готовятся, класс анализирует запись на доске: «Что записано?»

  • дружба (слово, имя существительное женского рода, II склонения)
  • Дружба (заглавие для текста)
  • лицейская дружба (словосочетание)
  • Дружба лицейская. (предложение двусоставное)
  • Лицейская дружба. (предложение односоставное назывное).

III. Самодиктант

Последнее предложение из записи на доске учащиеся используют как заглавие будущего текста или как первое предложение в нем (письменно) и продолжают текст, вводя в него известную всем цитату из Пушкина: «Друзья мои! Прекрасен наш союз…» до слов «… Отечество нам – Царское село».
Пока класс пишет этот самодиктант, учитель проверяет работу тех троих учащихся, которые готовились к ответу у доски. Ответ каждого оценивается.

IV. Анализ самодиктанта

Каждое из предложений пушкинского текста выносится на монитор компьютера и графическое обозначение сказуемых в нем – тоже. Задание классу: синтаксический разбор каждого предложения, характеристика сказуемого.

Примечание. Кадр №2 идет при чтении текста, кадры с №3 – по мере анализа предложений; далее нумерацию кадров учитель определяет сам. Например, кадр №3: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

Характеристика предложения – «Предложение простое, по цели высказывания повествовательное, по интонации голоса восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обращением. Обращение распространенное. Подлежащее (кто? что?) – «союз» – выражено именем существительным в форме именительного падежа единственного числа. Союз (каков?) – «прекрасен» – составное именное сказуемое с нулевой связкой, именная часть его выражена кратким именем прилагательным в форме мужского рода единственного числа. Обозначения грамматической основы фиксируются схемой: . Все просто. Но в работе со вторым предложением могут возникнуть определенные проблемы, связанные с тем, что в разных изданиях, по которым учащиеся учили текст Пушкина, по-разному были расставлены знаки препинания (см. Приложение 1).

Примечание. В нашем Брянском городском лицее №1 имени А.С. Пушкина, продолжающем и развивающем традиции Царскосельского лицея, в котором учился поэт, пушкинская фраза «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - девиз учащихся. По памяти на данном уроке дети записывают пушкинскую строфу, заученную наизусть еще в год поступления в лицей, и к настоящему времени это хорошо усвоенный текст, но расстановка знаков препинания может в работе оказаться разной, и от того, как ученик расставил знаки препинания, во многом зависит понимание им сущности текста, синтаксической роли кратких имен прилагательных в нем.

Кадры презентации (Приложение 1) могут дать для наглядности или один из этих вариантов, или все, если учитель посчитает такую работу нужной.

Например:

Предложение простое с шестью однородными составными именными сказуемыми, но способ их выражения и группировка должны быть прокомменитрованы.

Сравнительный оборот осложняет предложение, ряд однородных сказуемых сокращается.

Здесь роль кратких прилагательных может быть рассмотрена с двух позиций.

1 – «неразделим и вечен» – краткие имена прилагательные – именные части к составным именным сказуемым с нулевой связкой.
2 – после тире – однородные составные именные сказуемые, подчеркивающие причину возникновения союза товарищей, но они, эти сказуемые, иной структуры с глаголом-связкой «срастался».

В итоге: от того, сколько и какие сказуемые выделят учащиеся: 6, 5 или 3, будет зависеть осознание ими позиции автора. В чем она? Мы ориентировались на третий вариант расстановки знаков препинания (см. издание: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в шести томах.. Рубрика – «Библиотека отечественной классики», изд-во «Правда», М., 1969 г., т. 1, стр. 240).
Как бы ни расставили знаки препинания учащиеся, важно выслушать, как они поняли причину, по которой состоялся отбор кратких имен прилагательных, определили их синтаксическую роль в тех случаях, когда используются или разные знаки (у Пушкина – запятые и тире), или только запятые, но при этом и разделительные, и выделительные.
Пушкинский вариант дает учащимся возможность понять, что сказуемое «как душа» подчеркивает единодушие лицейских друзей, первооснову их отношений, но оно, это сказуемое, потребовало от автора продолжения начатой характеристики, ее усиления: душа «неразделима и вечна»; остальные три кратких имени прилагательных в большей мере характеризуют, если рассматривать их как именную часть к глаголу «срастался», стойкость и независимость союза, а не души, то есть относиться к ним нужно, подчеркивая качества дружеского союза - единодушие, неколебимость и вечность.
Третье предложение сложное и состоит из пяти простых. На монитор выносится вся фраза, а разбор простых предложений – идет в составе сложного.
Предложение потребует от учащихся вспомнить не только пунктуацию, если тема в порядке пропедевтического подхода к изучению структуры предложения уже рассматривалась, но и правописание «ни» с глаголами в условном наклонении (простыми глагольными сказуемыми в данном случае), дополнить характеристику составных именных сказуемых:

Первое и второе простые в составе данного сложного предложения – с простыми глагольными сказуемыми, три последующих – с составными именными (есть возможность повторить правила постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым).
Итак, подведем итоги на этом этапе урока. Строфа А.С. Пушкина – это 3 предложения. Одно предложение – простое и два сложных. Согласно теме урока подчеркиваем роль и характер сказуемых в этом тексте, ибо они несут основную смысловую нагрузку в характеристике лицейского братства, которое поэт славит и тем самым выражает свое отношение к этому братству.

Схема расположения сказуемых в тексте может выглядеть по-разному (от этого зависит количество кадров презентации), но при этом в ней будет зафиксировано чередование простых глагольных и составных именных сказуемых в строфе, которое помогает поэту держать ритм стихотворного текста, придавать легкость стихам; тип сказуемых несет о подлежащем (союзе лицеистов) большую, содержательную, эмоциональную информацию, ее много в небольшом по объему тексте. Разнообразие сказуемых, среди которых в тексте преобладают составные именные, однородные сказуемые, они помогают расширять информационное пространство.

V. Работа с деформированным текстом

Используется кадр с портретом Ивана Ивановича Пущина и деформированным текстом. Задание: восстановить порядок предложений в тексте. Подчеркнуть грамматические основы в каждом предложении, дать характеристику сказуемым, расставить знаки препинания, установить логику их следования в тексте.
Деформированный текст:

  • Часто по ночам они переговаривались обсуждая волновавшие их проблемы.
  • Их комнаты были разделены тонкой перегородкой.
  • Она переросла в дружбу на всю жизнь.
  • Их фамилии в списке лицеистов стояли рядом Пущин Иван Пушкин Александр.
  • Симпатия друг к другу не ослабевшая с годами возникла сразу.
  • Большая дружба связывала Пушкина с Иваном Пущиным.

Ответ: (кадр для проверки).

VI. Ответить на вопросы, используя данные сказуемые; определить вид этих сказуемых. Учащиеся работают по очередному кадру презентации «Лицейские друзья Пушкина» (Приложение 1) (устно или письменно, учитель решит сам).

Список сказуемых, которые помогут учащимся отвечать на вопросы: были поэтами, буду рассуждать, будем вспоминать, рад был навестить, готов был прийти, является другом, стремился встретиться, называл удивительными, был знатоком, умел уладить, не мог не привлекать.

Вопросы:

  • Когда Пушкин имел возможность убедиться в том, что у дружбы нет преград?
  • Как сложились отношения Пушкина с В. Кюхельбекером?
  • Что ценил Пушкин в А. Дельвиге?
  • Что связывало Пушкина с И. Малиновским?

VII. Сжатое мини-изложение. Записать текст, сжав его, в сжатом тексте подчеркнуть сказуемые, определить их вид, проверить грамотность и правильность выделения сказуемого по слайду презентации (Приложение 1).

VIII. Итоги урока

Вопросы классу: «Зачем так тщательно мы выбирали сказуемые? Зачем такое разнообразие сказуемых в тексте? Какова их роль в нашей речи?» (Ответы могут и не быть монологическими, но учащиеся скажут, что сказуемые помогают во многом определять логику мысли, делают речь осознанно познавательной, целесообразной, усиливают ее эмоциональность, так как сказуемые не только называют действие, но и несут информацию о качествах, чувствах, состоянии подлежащего и т.д.).

IX. Комментарий к созданному тексту

В заключение урока важно подчеркнуть мысль о том, что каждый из этапов нашей совместной деятельности можно рассматривать не только в аспекте повторения грамматической темы, но и по содержанию: как абзац большого текста на тему «А.С. Пушкин и его лицейские друзья».
С этой целью читаем всё записанное на уроке и отвечаем на вопросы:

– Как можно озаглавить получившийся в результате работы на всех этапах урока текст?
– Какова его основная мысль?
– Сколько в нем абзацев?
– К какому стилю речи можно отнести наш текст?
– Каков он по типу речи? и т.д.

X. Возвращаемся к эпиграфу, но уже с заключительным кадром презентации (Приложение 1 – памятник Пушкину-лицеисту работы Баха и фрагмент здания Царскосельского лицея), читаем его, утверждая, что цель нашего урока достигнута.