Цели урока:
- Развитие аналитических навыков учащихся в работе с текстом.
- Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Сказуемое».
- Воспитание на примере жизни и творчества А.С. Пушкина (использование в уроке информации на тему «А.С. Пушкин и его лицейские друзья»).
Особенности педтехнологии: приёмы и методы развития коммуникативной компетенции; компьютерная презентация (Приложение 1), разнообразие эффективных приёмов работы с текстом, способствующих подготовке 8-классников к ГИА (составление текста в ходе урока, анализ составленного текста как жанра публицистики).
Эпиграф к уроку (записывается на доске или в кадре №1 презентации)
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш учитель,
Славный пушкинский лицей.Ю. Ким
ХОД УРОКА
I. Опережающие задания для 3-х учащихся
Составить план рассказа о простом глагольном сказуемом; составном глагольном сказуемом; составном именном сказуемом (по выбору учащегося, вызванного к доске) и из записанного на доске материала выбрать примеры для аргументации соответствующих составленному плану положений. Кроме того, вставить на месте пропусков в словах буквы, раскрыть скобки, прокомментировать условия выбора.
Был(бы) пр…глашен, желали(бы) (не, ни)расст…ваться; хотел заг…реть, захочешь сп…сти, были объед…нены, (не, ни)хотел см…риться, желал (бы) ра…читаться, была ра…чётлива, буду бл…стать, пр…следовать (не, ни)хотелось, являться пр…т…ндентом, рад был(бы) объяснить, (не, ни) было оз…рено; сколь (не, ни)прекрасен, как (не, ни)ун…кальны, даже если (не, ни)организова…ы, будешь жить, будешь стремиться и т.д.
II. Разминка
Пока трое вызванных к доске учащихся готовятся, класс анализирует запись на доске: «Что записано?»
- дружба (слово, имя существительное женского рода, II склонения)
- Дружба (заглавие для текста)
- лицейская дружба (словосочетание)
- Дружба лицейская. (предложение двусоставное)
- Лицейская дружба. (предложение односоставное назывное).
III. Самодиктант
Последнее предложение из записи на доске
учащиеся используют как заглавие будущего
текста или как первое предложение в нем
(письменно) и продолжают текст, вводя в него
известную всем цитату из Пушкина: «Друзья мои!
Прекрасен наш союз…» до слов «… Отечество нам –
Царское село».
Пока класс пишет этот самодиктант, учитель
проверяет работу тех троих учащихся, которые
готовились к ответу у доски. Ответ каждого
оценивается.
IV. Анализ самодиктанта
Каждое из предложений пушкинского текста выносится на монитор компьютера и графическое обозначение сказуемых в нем – тоже. Задание классу: синтаксический разбор каждого предложения, характеристика сказуемого.
Примечание. Кадр №2 идет при чтении текста, кадры с №3 – по мере анализа предложений; далее нумерацию кадров учитель определяет сам. Например, кадр №3: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».
Характеристика предложения – «Предложение простое, по цели высказывания повествовательное, по интонации голоса восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обращением. Обращение распространенное. Подлежащее (кто? что?) – «союз» – выражено именем существительным в форме именительного падежа единственного числа. Союз (каков?) – «прекрасен» – составное именное сказуемое с нулевой связкой, именная часть его выражена кратким именем прилагательным в форме мужского рода единственного числа. Обозначения грамматической основы фиксируются схемой: . Все просто. Но в работе со вторым предложением могут возникнуть определенные проблемы, связанные с тем, что в разных изданиях, по которым учащиеся учили текст Пушкина, по-разному были расставлены знаки препинания (см. Приложение 1).
Примечание. В нашем Брянском городском лицее №1 имени А.С. Пушкина, продолжающем и развивающем традиции Царскосельского лицея, в котором учился поэт, пушкинская фраза «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - девиз учащихся. По памяти на данном уроке дети записывают пушкинскую строфу, заученную наизусть еще в год поступления в лицей, и к настоящему времени это хорошо усвоенный текст, но расстановка знаков препинания может в работе оказаться разной, и от того, как ученик расставил знаки препинания, во многом зависит понимание им сущности текста, синтаксической роли кратких имен прилагательных в нем.
Кадры презентации (Приложение 1) могут дать для наглядности или один из этих вариантов, или все, если учитель посчитает такую работу нужной.
Например:
Предложение простое с шестью однородными составными именными сказуемыми, но способ их выражения и группировка должны быть прокомменитрованы.
Сравнительный оборот осложняет предложение, ряд однородных сказуемых сокращается.
Здесь роль кратких прилагательных может быть рассмотрена с двух позиций.
1 – «неразделим и вечен» – краткие имена
прилагательные – именные части к составным
именным сказуемым с нулевой связкой.
2 – после тире – однородные составные именные
сказуемые, подчеркивающие причину возникновения
союза товарищей, но они, эти сказуемые, иной
структуры с глаголом-связкой «срастался».
В итоге: от того, сколько и какие сказуемые
выделят учащиеся: 6, 5 или 3, будет зависеть
осознание ими позиции автора. В чем она? Мы
ориентировались на третий вариант расстановки
знаков препинания (см. издание: А.С. Пушкин.
Собрание сочинений в шести томах.. Рубрика –
«Библиотека отечественной классики», изд-во
«Правда», М., 1969 г., т. 1, стр. 240).
Как бы ни расставили знаки препинания учащиеся,
важно выслушать, как они поняли причину, по
которой состоялся отбор кратких имен
прилагательных, определили их синтаксическую
роль в тех случаях, когда используются или разные
знаки (у Пушкина – запятые и тире), или только
запятые, но при этом и разделительные, и
выделительные.
Пушкинский вариант дает учащимся возможность
понять, что сказуемое «как душа» подчеркивает
единодушие лицейских друзей, первооснову их
отношений, но оно, это сказуемое, потребовало от
автора продолжения начатой характеристики, ее
усиления: душа «неразделима и вечна»; остальные
три кратких имени прилагательных в большей мере
характеризуют, если рассматривать их как именную
часть к глаголу «срастался», стойкость и
независимость союза, а не души, то есть
относиться к ним нужно, подчеркивая качества
дружеского союза - единодушие, неколебимость и
вечность.
Третье предложение сложное и состоит из пяти
простых. На монитор выносится вся фраза, а разбор
простых предложений – идет в составе сложного.
Предложение потребует от учащихся вспомнить не
только пунктуацию, если тема в порядке
пропедевтического подхода к изучению структуры
предложения уже рассматривалась, но и
правописание «ни» с глаголами в условном
наклонении (простыми глагольными сказуемыми в
данном случае), дополнить характеристику
составных именных сказуемых:
Первое и второе простые в составе данного
сложного предложения – с простыми глагольными
сказуемыми, три последующих – с составными
именными (есть возможность повторить правила
постановки или отсутствия тире между подлежащим
и сказуемым).
Итак, подведем итоги на этом этапе урока. Строфа
А.С. Пушкина – это 3 предложения. Одно предложение
– простое и два сложных. Согласно теме урока
подчеркиваем роль и характер сказуемых в этом
тексте, ибо они несут основную смысловую
нагрузку в характеристике лицейского братства,
которое поэт славит и тем самым выражает свое
отношение к этому братству.
Схема расположения сказуемых в тексте может выглядеть по-разному (от этого зависит количество кадров презентации), но при этом в ней будет зафиксировано чередование простых глагольных и составных именных сказуемых в строфе, которое помогает поэту держать ритм стихотворного текста, придавать легкость стихам; тип сказуемых несет о подлежащем (союзе лицеистов) большую, содержательную, эмоциональную информацию, ее много в небольшом по объему тексте. Разнообразие сказуемых, среди которых в тексте преобладают составные именные, однородные сказуемые, они помогают расширять информационное пространство.
V. Работа с деформированным текстом
Используется кадр с портретом Ивана Ивановича
Пущина и деформированным текстом. Задание:
восстановить порядок предложений в тексте.
Подчеркнуть грамматические основы в каждом
предложении, дать характеристику сказуемым,
расставить знаки препинания, установить логику
их следования в тексте.
Деформированный текст:
- Часто по ночам они переговаривались обсуждая волновавшие их проблемы.
- Их комнаты были разделены тонкой перегородкой.
- Она переросла в дружбу на всю жизнь.
- Их фамилии в списке лицеистов стояли рядом Пущин Иван Пушкин Александр.
- Симпатия друг к другу не ослабевшая с годами возникла сразу.
- Большая дружба связывала Пушкина с Иваном Пущиным.
Ответ: (кадр для проверки).
VI. Ответить на вопросы, используя данные сказуемые; определить вид этих сказуемых. Учащиеся работают по очередному кадру презентации «Лицейские друзья Пушкина» (Приложение 1) (устно или письменно, учитель решит сам).
Список сказуемых, которые помогут учащимся отвечать на вопросы: были поэтами, буду рассуждать, будем вспоминать, рад был навестить, готов был прийти, является другом, стремился встретиться, называл удивительными, был знатоком, умел уладить, не мог не привлекать.
Вопросы:
- Когда Пушкин имел возможность убедиться в том, что у дружбы нет преград?
- Как сложились отношения Пушкина с В. Кюхельбекером?
- Что ценил Пушкин в А. Дельвиге?
- Что связывало Пушкина с И. Малиновским?
VII. Сжатое мини-изложение. Записать текст, сжав его, в сжатом тексте подчеркнуть сказуемые, определить их вид, проверить грамотность и правильность выделения сказуемого по слайду презентации (Приложение 1).
VIII. Итоги урока
Вопросы классу: «Зачем так тщательно мы выбирали сказуемые? Зачем такое разнообразие сказуемых в тексте? Какова их роль в нашей речи?» (Ответы могут и не быть монологическими, но учащиеся скажут, что сказуемые помогают во многом определять логику мысли, делают речь осознанно познавательной, целесообразной, усиливают ее эмоциональность, так как сказуемые не только называют действие, но и несут информацию о качествах, чувствах, состоянии подлежащего и т.д.).
IX. Комментарий к созданному тексту
В заключение урока важно подчеркнуть мысль о
том, что каждый из этапов нашей совместной
деятельности можно рассматривать не только в
аспекте повторения грамматической темы, но и по
содержанию: как абзац большого текста на тему
«А.С. Пушкин и его лицейские друзья».
С этой целью читаем всё записанное на уроке и
отвечаем на вопросы:
– Как можно озаглавить получившийся в
результате работы на всех этапах урока текст?
– Какова его основная мысль?
– Сколько в нем абзацев?
– К какому стилю речи можно отнести наш текст?
– Каков он по типу речи? и т.д.
X. Возвращаемся к эпиграфу, но уже с заключительным кадром презентации (Приложение 1 – памятник Пушкину-лицеисту работы Баха и фрагмент здания Царскосельского лицея), читаем его, утверждая, что цель нашего урока достигнута.