Цели:
- актуализация и расширение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме: «Животные жарких стран»;
- совершенствование грамматического строя речи: образование сложных существительных, образование причастий;
- развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок;
- развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса;
- воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.
Предварительная работа: расширение словаря, совместное составление плана сказки; придумывание сюжета, интриги сказки; сочинение сказок с родителями по плану, предложенному учителем-логопедом на заданную тему,
Оборудование: предметные картинки бегемота, слона, зебры, жирафа, льва; разрезанные на 6 частей предметные картинки бегемота, слона, зебры, жирафа, льва; картинки к игре: «Наша дружная семья», фигурка куклы Незнайки, костюм волшебника Мерлина (чёрный плащ), волшебная палочка, картина фрагмента саванны и вырезанные картинки диких животных: слона, зебры, жирафа, льва (Приложение 1).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
– Ребята, к нам на занятие пришёл Незнайка. Он собирается отравиться в жаркие страны и просит нас рассказать ему, какие животные жарких стран там обитают. У вас лежат разрезные картинки животных жарких стран. Соберите их и тогда на доске появятся их изображения. (Приложение 1)
Картинки диких животных появляются, сопровождая загадками:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.(Жираф)
Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся…(Зебры)
Бегемотик-бегемот
Припеваючи живёт.
Ну а если рот закрыт?
Значит бегемотик сыт.Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос(Слон)
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Лев, львица)
– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.
2. Незнайка предлагает вам помочь ему назвать семьи животных жарких стран:
У каждого ребёнка на столе лежит картинка:
1-й ребёнок: Лев, львица, львёнок,
львята.
2-й ребёнок: Тигр, тигрица, тигрёнок,
тигрята.
3-й ребёнок: Жираф, жирафа, жирафёнок,
жирафята.
4-й ребёнок: Слон, слониха, слонёнок,
слонята.
5-й ребёнок: Медведь Панда, медведица
Панда, медвежонок Панда, медвежата Панда.
– Теперь Незнайка знает, как называются члены семьи животных жарких стран.
3. Незнайка запутался, помогите ему назвать признаки животных жарких стран, чтобы он их не перепутал. Поиграем в игру: «Подбери признак»
– Слон какой? (Огромный, могучий, здоровенный,
гигантский, сильный, большой, большеухий,
длинноносый, спокойный, выносливый,
травоядный)
– Зебра какая (Чёрно-белая, быстрая, ловкая,
красивая, гривастая, короткошерстная,
травоядная)
– Бегемот какой? (Большой, толстый,
коротконогий, малоподвижный, ленивый,
большеголовый, травоядный)
– Жираф какой? (Высокий, пятнистый,
длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный)
– Лев какой? (Лев сильный, большегривый,
злой ,ленивый, грозный, хищный)
– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф
– травоядные животные жарких стран. Объясните
ему, что значит травоядные?
– А лев – хищное животное. Что это значит? (Это
значит, что лев питается мясом)
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и
сложных слов: большеухий, коротконогий,
длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.
4. Поиграем в игру с Незнайкой: «Как сказать иначе?» (образование причастий и актуализация предикативного словаря)
– Кенгуру что делает? (Кенгуру прыгает по
полю.)
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой? (Кенгуру,
прыгающий по полю)
– Бегемот что делает? (Бегемот купается в воде.)
– Бегемот какой? (Бегемот, купающийся в
воде)
– Лев что делает? (Лев грызёт кость.)
– Лев какой? (Лев, грызущий кость)
– Слон что делает? (Слон пьёт воду.)
– Слон какой? (Слон, пьющий воду)
– Жираф что делает? (Жираф срывает листья.)
– Жираф какой? (Жираф, срывающий листья)
5. Физ минутка
По саванне мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под пальмой посидим.
Посидим, отдохнём,
На занятие пойдём.
6. – Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке. Теперь он во всеоружии поедет в путешествие по жарким странам, а перед тем, как отправиться в путешествие, он пригласил к нам на занятие своего друга: сказочника Мерлина. (Максим переодевается и заходит на занятие)
Читает стихотворение:
Я сказочник, я сказочник,
Я сказочник Мерлин!
Художник самых красочных
И праздничных картин!
Я палочкой прекрасною,
Волшебною взмахну
И сказку африканскую
Показывать начну
А сказка не простая:
Она про чудеса,
Про льва,
Про жирафёнка,
Про зебру и слона.
– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Вы сочинили сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажете, тот и появится на картине.
Почему у слона длинные уши?
В стародавние времена у слонов были маленькие
уши. Слон по имени Яшка любил наблюдать за
птицами. Ему очень захотелось летать самому.
Он закрывал глаза и начинал махать ушами,
представляя, что парит над облаками. Яшку
увлекало это занятие и он часами мог размахивать
ими.
Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех
пор у всех слонов большие уши, которыми они
отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.
Почему у жирафа длинная шея?
Однажды, в субботнее утро жирафёнок потерял
своего друга. Ослик очень любил апельсины и
уснул на маленьком апельсиновом дереве.
Дерево за ночь выросло, и ослик оказался
высоко над землёй. Жирафёнок пошел на поиски
друга и увидел, что произошло.
У жирафят в те времена шея не была длинной.
Жирафёнок сильно старался помочь ослику. Он
стал тянуться к нему, шея потихоньку
вытягивалась вверх.
Друзья радовались счастливой встрече. С тех пор
у всех жирафов шея длинная.
Почему зебры полосатые?
Давным-давно зебры не были полосатыми. Стояла сильная засуха. Засушливое время кончилось и пошёл сильный ливень, который продолжался долгое время. Образовались реки, озёра и моря. И вот одной зебре очень захотелось стать капитаном дальнего плавания. Она надела черно-белую тельняшку и отправилась в путешествие. Ей так понравился этот наряд, что она его не снимала. С тех пор все зебры стали полосатыми.
Отчего у льва длинная грива?
Однажды в саванне наступила сильная жара. Львы тогда носили длинную и густую шерсть, которая покрывала всё тело. Обезьяна открыла парикмахерскую. Лев был первым клиентом. Обезьяна начала стричь льва. Волосы были очень густыми и поэтому стрижка затягивалась. Мастеру приходилось менять несколько ножниц. Прошло четыре часа. Терпению льва пришёл конец. Он посмотрел на себя в зеркало: тело льва было покрыто короткой шерстью, а грива и кисточка хвоста оставались прежними. С тех пор все львы - длинногривые.
– Посмотри, Мерлин, твоя картина ожила. Сказки ребят помогли появиться на ней животным.
7. Итог занятия
– О ком мы говорили сегодня на занятии?
– Чем мы занимались сегодня на занятии? (Играли
в игры: «Собери разрезные картинки», «Подбери
признаки», «Как сказать иначе?», «Оживи картину».
Рассказывали сочинённые сказки о животных
жарких стран.)
– Ребята. Спасибо вам за активное участие. Вы
очень многое знаете о животных жарких стран. А
ещё вы отличные сказочники и фантазёры.