Современные образовательные технологии (СОТ) в преподавании литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме «Сказка» и «Басня»;
  • найти сходства и отличия жанров;
  • продолжать работу над развитием качества чтения учащихся, умения анализировать и сравнивать;
  • воспитывать в детях чуткое отношение к литературному слову,
  • развивать художественно-творческие способности учащихся.

Тип урока. Совершенствование знаний и способов деятельности.

Дидактическое обеспечение: выставка книг, детские иллюстрации к сказкам и басням, загадки, костюмы героев басни, музыкальное оформление урока.

Ход урока

Современные образовательные технологии Формируемые универсальные учебные действия
1. Организационный момент   Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
2. Целевая установка урока

– На предыдущих уроках литературного чтения мы знакомились со сказками и баснями о животных. А сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос, чем они похожи, чем отличаются друг от друга, почему же, существуя несколько веков, эти жанры живы, любимы и хорошо различимы.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

3. Мотивация

Обращение к выставке книг.

– Сколько красивых книг представлено на выставке. Вы, наверное, любите читать. Сейчас я проверю, знаете ли вы сказки.

(Используются интерактивные слайды Презентации)

Иван-царевич говорит ей:
– Лягушка, лягушка, отдай мне стрелу.

(«Царевна-лягушка». Русская народная сказка)

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».

(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка)

На сметане мешен, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок).

«Нам не страшен серый волк,
Серый волк – зубами щелк».
Эту песню пели звонко три веселых … (поросенка)

У отца есть мальчик странный
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это? (Буратино)

– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
Ступайте, ведра, сами домой…

(«По щучьему велению». Русская народная сказка)

Игровая технология

Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация).

Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.

Личностные УУД: учебные и познавательные мотивы.

Познавательные УУД: выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание).

4. Актуализация знаний. (Сказка)

Работа со словарем (в группах)

1. СКАЗКАжанр русского народного творчества, художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

В.Даль. Толковый словарь русского языка

2. СКАЗКА – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Д.Ушаков. Толковый словарь русского языка

3. СКАЗКА – древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.

Словарь литературных терминов

4. СКАЗКА – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

С.Ожегов. Толковый словарь русского языка

– Для чего создавались русские народные сказки? Кто их сочинял?

Свободное высказывание. (Раньше, чтобы скоротать долгие осенние и зимние вечера, когда на улице слякоть или мороз, вся семья – стар и млад – собиралась в горнице. В избе тесно, не побегать, не попрыгать и шуметь нельзя: взрослым мешать будешь… Женщины рукодельничали и рассказывали детям сказки).

– Значит, для кого сочинялись сказки? (Для детей)
– Как вам кажется, чтобы детям было интересно, какой должна быть сказка?

Формулировка вывода:

1. Сказка должна быть необычна, занимательна.
2. Сказку надо рассказывать медленно.
3. Сказка должна хорошо заканчиваться: добро побеждает зло, правда кривду, жизнь смерть. Торжествует нравственная и социальная правда.
4. Сказка обязательно чему-то учит.

На доске:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!

А.С.Пушкин

– Дома к сегодняшнему уроку вы читали русские народные сказки о животных. Подумайте и скажите, чему ваша сказка учит.

Выделение детьми мудрости прочитанной дома сказки.

– Вот видите, ребята, воспитательный «намек» сказки так силен, ярок, что вы сам, без чьей-либо помощи сделали вывод. Вы сами подобрали ключик к сказке и отгадали ее тайну.
– Образы каких животных традиционны для русских народных сказок?

Свободное высказывание. (В результате беседы ребята приходят к выводу, что отношение к героям в сказке ласковое: зайчишка-трусишка, петушок-золотой гребешок, лисичка-сестричка… В ней нет аллегоризма, образы животных не представляют образы людей в целом).

Компетентностно- ориентированное обучение Исследовательская работа в группах.

Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации.

Личностно-ориентированная технология
Применение полученных знаний (сравнение, конкретизация, обобщение).

Индивидуальный и дифференцирован-ный подход

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность 
Познавательные УУД:
построение рассуждения;
поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях.

Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана).

Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Коммуникативные УУД:
– раскрытие в устном высказывании авторского замысла (с передачей основной мысли текста);
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
учет позиции собеседника.

5. «Лукошко со сказками».

Творческая работа (проверка домашнего задания).

  • Рассказывание ребятами сказок собственного сочинения.
  • Обсуждение услышанного с точки зрения построения, развития сюжета, зачина, концовки, действующих героев, повторяющихся эпизодов, знакомых речевых оборотов.
  • Определение наиболее удачных работ.
Метод проектов
Практическое применение полученных знаний (создание творческих работ).

Личностно-ориентированная технология
Рефлексивность – самоанализ и самооценка.

Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.

Познавательные УУД:
перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Регулятивные УУД:
выработка в диалоге с учителем критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:
– принятие иной точки зрения, готовность к корректировке своей точки зрения;
– выработка общего решения в совместной деятельности.

6. Актуализация знаний. (Басня)

Работа со словарем (в группах)

– Когда человек улыбается, смеется?
– Как вы думаете, смеяться над собой полезно или глупо?

1. БАСНЯ стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

В.Даль. Толковый словарь русского языка

2. БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

С.Ожегов. Толковый словарь русского языка

3. БАСНЯ – короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением.

Д.Ушаков. Толковый словарь русского языка

4. БАСНЯ – короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Большой энциклопедический словарь

Сможете ли вы узнать басню по «крылатым словам»?

(Используются интерактивные слайды Презентации)

«В сердце льстец всегда отыщет уголок»

«Ворона и Лиса»)

«Кукушка хвалит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку»

(«Кукушка и Петух»)

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт»

(«Лебедь, Щука и Рак»)

«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона»

(«Слон и Моська»)

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

(«Зеркало и Обезьяна»)

«Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши».

(«Стрекоза и Муравей»)

– Кто является героями басен?

Свободное высказывание. (В результате беседы ребята приходят к выводу, что герои басен – животные. Есть животные (свинья, обезьяна, ворона, осел, медведь), наружность и внешний вид которых напоминает об отрицательных качествах людей. Такие животные как соловей, сокол, орел, лебедь… обычно смеха не вызывают.)

Графическая систематизация материала (составление «кластера»)

Животные – герои басен

Вызывают смех

свинья
обезьяна
осел
медведь
ворона

Вызывают доверие

соловей
сокол
орел
лебедь


– На какие отрицательные человеческие качества через образы животных указывает басня? Приведите примеры басен и зачитайте их мораль.
– Узнаете ли вы иногда себя в басне? В какой именно? На какие свои недостатки вам следует обратить внимание?

Компетентностно- ориентированное обучение Исследовательская работа в группах.

Игровая технология

Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация)

Технология развития критического мышления
Наглядность мыслительных процессов (составление «кластера»).

Регулятивные УУД:
работа по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:
– поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях;
– соотнесение особенностей выразительных средств с жанром произведения;
– анализ прочитанного;
– установление причинно-следственных связей;
– вычитывание текстовой информации;
– использование чтения разного вида: изучающего, просмотрового, ознакомительного;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема).

Личностные УУД:
способность к моральной детентрации;
нравственно-этическая ориентация.

7. Физкультминутка

Звучит музыкальный фрагмент. (Е Птичкин «Сказки гуляют по свету»)

Здоровьесберегающие технологии
Танцевально-ритмическая пауза (под музыку)
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную задачу.
8. Инсценировка учащимися басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» Игровые технологии
Ролевая обучающая деятельность.
Коммуникативные УУД:
передача особенностей героев, использование различных выразительных средств (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты) через драматизацию произведения.
9. Работа с детскими иллюстрациями к сказкам и басням

Термин "иллюстрация" в переводе с латинского “illustratio” – «освещать, наглядно изображать, объяснять».

1) Рассматривание иллюстраций по содержанию: документальные, художественно-образные, декоративно-орнаментальные;
по способу исполнения: оригинальные, заимствованные;
по возможному расположению в тексте: на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, в виде заставок в любом месте текста;
по цвету: одноцветные (черно-белые), многоцветные.
2) Коллективный отбор работ, которые могли бы являться иллюстрацией к произведению.

Сравнение произведений разных жанров

Подводится итог, что эти жанры имеют общие черты:
1. Рассказываются с бытовой интонацией.
2. Присутствует вымысел.
3. Действуют персонажи-животные.
4. Язык простой.
5. Лексика полна народных выразительных слов и выражений (все не впрок, взгромоздясь, плутовка).

– Почему же сказки и басни, несмотря на такую схожесть, существуют самостоятельно как жанр?
(Басни отличаются краткостью изложения, содержат мораль – наставления, поучительный вывод, конец обычно безрадостный …)

– А вот какую басню сочинил ваш одноклассник. Вопреки законам жанра басня заканчивается со свойственной сказке мудростью и рассудительностью.

ЖУК И РАК

Жук и Рак сошлись у речки
Разговаривать словечки
Измеряться кто сильней,
У кого усы длинней.
Кто умней и кто сильней?
Рак сказал, что он сильней.
Жук сказал, что он умней.
Долго мерили хвосты,
Спорили до хрипоты,
Дрались и шипели,
Помириться захотели.
Помирились, расползлись,
Дружбою обзавелись.

Андриянов Егор

Интеграционная технология
Объединение знаний по литературе и изобразительному искусству.

Исследовательский метод

Метод проектов
Практическое применение полученных знаний (создание творческих работ).

Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.

Познавательные УУД:
– анализ иллюстраций;
– сравнение искусства слова с изобразительным искусством;
– поиск и выделение необходимой информации (сравнение жанров: выделение особенностей, анализ структуры, образных средств);
– умение структурировать знания;
составление плана решения учебной проблемы совместно
с учителем;
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана);
– презентация своей работы окружающим.
10. Подведение итога урока. Рефлексия

– Сказки и басни учат нас смотреть на себя со стороны и становиться лучше.

Звучит продолжение музыкального фрагмента (Е Птичкин «Сказки гуляют по свету»)

Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод.
Личностные УУД:
– осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира и формировании нравственно-этической культуры человека;
– ориентация на моральные нормы и их выполнение;
потребность в дальнейшем чтении произведений рассмотренных жанров.