Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме «Сказка» и «Басня»;
- найти сходства и отличия жанров;
- продолжать работу над развитием качества чтения учащихся, умения анализировать и сравнивать;
- воспитывать в детях чуткое отношение к литературному слову,
- развивать художественно-творческие способности учащихся.
Тип урока. Совершенствование знаний и способов деятельности.
Дидактическое обеспечение: выставка книг, детские иллюстрации к сказкам и басням, загадки, костюмы героев басни, музыкальное оформление урока.
Ход урока |
Современные образовательные технологии | Формируемые универсальные учебные действия | ||
1. Организационный момент | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. | |||
2. Целевая установка урока – На предыдущих уроках литературного чтения мы знакомились со сказками и баснями о животных. А сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос, чем они похожи, чем отличаются друг от друга, почему же, существуя несколько веков, эти жанры живы, любимы и хорошо различимы. |
Проблемное обучение Создание проблемной ситуации. |
|||
3. Мотивация Обращение к выставке книг. – Сколько красивых книг представлено на выставке. Вы, наверное, любите читать. Сейчас я проверю, знаете ли вы сказки. (Используются интерактивные слайды Презентации) Иван-царевич говорит ей: («Царевна-лягушка». Русская народная сказка) Отвечает золотая рыбка: (А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке») Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка) На сметане мешен, на окошке стужен, «Нам не страшен серый волк, У отца есть мальчик странный – По щучьему веленью, («По щучьему велению». Русская народная сказка) |
Игровая технология Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация). Гуманно-личностная технология |
Личностные УУД: учебные и
познавательные мотивы. Познавательные УУД: выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание). |
||
4. Актуализация знаний. (Сказка) Работа со словарем (в группах) 1. СКАЗКА – жанр русского народного творчества, художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. В.Даль. Толковый словарь русского языка 2. СКАЗКА – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Д.Ушаков. Толковый словарь русского языка 3. СКАЗКА – древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Словарь литературных терминов 4. СКАЗКА – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. С.Ожегов. Толковый словарь русского языка – Для чего создавались русские народные сказки? Кто их сочинял? Свободное высказывание. (Раньше, чтобы скоротать долгие осенние и зимние вечера, когда на улице слякоть или мороз, вся семья – стар и млад – собиралась в горнице. В избе тесно, не побегать, не попрыгать и шуметь нельзя: взрослым мешать будешь… Женщины рукодельничали и рассказывали детям сказки). – Значит, для кого сочинялись сказки? (Для
детей) Формулировка вывода: 1. Сказка должна быть необычна, занимательна. На доске:
– Дома к сегодняшнему уроку вы читали русские народные сказки о животных. Подумайте и скажите, чему ваша сказка учит. Выделение детьми мудрости прочитанной дома сказки. – Вот видите, ребята, воспитательный «намек»
сказки так силен, ярок, что вы сам, без чьей-либо
помощи сделали вывод. Вы сами подобрали ключик к
сказке и отгадали ее тайну. Свободное высказывание. (В результате беседы ребята приходят к выводу, что отношение к героям в сказке ласковое: зайчишка-трусишка, петушок-золотой гребешок, лисичка-сестричка… В ней нет аллегоризма, образы животных не представляют образы людей в целом). |
Компетентностно- ориентированное
обучение Исследовательская работа в
группах. Проблемное обучение Личностно-ориентированная технология Индивидуальный и дифференцирован-ный подход Педагогика сотрудничества Совместная деятельность |
Познавательные УУД: построение рассуждения; поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях. Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: Коммуникативные УУД: |
||
5. «Лукошко со сказками». Творческая работа (проверка домашнего задания).
|
Метод проектов Практическое применение полученных знаний (создание творческих работ). Личностно-ориентированная
технология Гуманно-личностная технология |
Познавательные УУД: перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: |
||
6. Актуализация знаний. (Басня) Работа со словарем (в группах) – Когда человек улыбается, смеется? 1. БАСНЯ – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В.Даль. Толковый словарь русского языка 2. БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. С.Ожегов. Толковый словарь русского языка 3. БАСНЯ – короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Д.Ушаков. Толковый словарь русского языка 4. БАСНЯ – короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Большой энциклопедический словарь – Сможете ли вы узнать басню по «крылатым словам»? (Используются интерактивные слайды Презентации) «В сердце льстец всегда отыщет уголок» «Ворона и Лиса») «Кукушка хвалит Петуха за то, («Кукушка и Петух») «Когда в товарищах согласья нет, («Лебедь, Щука и Рак») «Ай, Моська! Знать она сильна, («Слон и Моська») «Чем кумушек считать трудиться, («Зеркало и Обезьяна») «Ты все пела? Это дело: («Стрекоза и Муравей») – Кто является героями басен? Свободное высказывание. (В результате беседы ребята приходят к выводу, что герои басен – животные. Есть животные (свинья, обезьяна, ворона, осел, медведь), наружность и внешний вид которых напоминает об отрицательных качествах людей. Такие животные как соловей, сокол, орел, лебедь… обычно смеха не вызывают.) Графическая систематизация материала (составление «кластера») Животные – герои басен
– На какие отрицательные человеческие
качества через образы животных указывает басня?
Приведите примеры басен и зачитайте их мораль. |
Компетентностно- ориентированное
обучение Исследовательская работа в
группах. Игровая технология Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) Технология развития критического мышления |
Регулятивные УУД: работа по предложенному учителем плану. Познавательные
УУД: Личностные УУД: |
||
7. Физкультминутка Звучит музыкальный фрагмент. (Е Птичкин «Сказки гуляют по свету») |
Здоровьесберегающие технологии Танцевально-ритмическая пауза (под музыку) |
Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную задачу. |
||
8. Инсценировка учащимися басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» | Игровые технологии Ролевая обучающая деятельность. |
Коммуникативные УУД: передача особенностей героев, использование различных выразительных средств (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты) через драматизацию произведения. |
||
9. Работа с детскими иллюстрациями к
сказкам и басням Термин "иллюстрация" в переводе с латинского “illustratio” – «освещать, наглядно изображать, объяснять». 1) Рассматривание иллюстраций по содержанию:
документальные, художественно-образные,
декоративно-орнаментальные; Сравнение произведений разных жанров Подводится итог, что эти жанры имеют общие
черты: – Почему же сказки и басни, несмотря на такую
схожесть, существуют самостоятельно как жанр? – А вот какую басню сочинил ваш одноклассник. Вопреки законам жанра басня заканчивается со свойственной сказке мудростью и рассудительностью.
|
Интеграционная технология Объединение знаний по литературе и изобразительному искусству. Исследовательский метод Метод проектов Гуманно-личностная технология |
Познавательные УУД: – анализ иллюстраций; – сравнение искусства слова с изобразительным искусством; – поиск и выделение необходимой информации (сравнение жанров: выделение особенностей, анализ структуры, образных средств); – умение структурировать знания; – составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана); – презентация своей работы окружающим. |
||
10. Подведение итога урока. Рефлексия – Сказки и басни учат нас смотреть на себя со стороны и становиться лучше. Звучит продолжение музыкального фрагмента (Е Птичкин «Сказки гуляют по свету») |
Педагогика сотрудничества Коллективный вывод. |
Личностные УУД: – осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира и формировании нравственно-этической культуры человека; – ориентация на моральные нормы и их выполнение; потребность в дальнейшем чтении произведений рассмотренных жанров. |