На протяжении нескольких лет в нашем детском
саду реализуется программа для детей младшего
дошкольного возраста «Познаем мир, играя».
3-4 года – это время, когда ребёнок впервые
приходит в детский сад. В его жизни происходит
множество изменений. Меняется привычный образ
жизни: новое помещение, четкий распорядок дня,
отсутствие близких, новый коллектив детей и
взрослых. Все эти изменения обрушиваются на
ребёнка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию, которая может привести к
негативным последствиям, таким как капризы,
страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая
регрессия и так далее. Поэтому в период адаптации
к детскому саду самым главным является
сохранение психического здоровья детей путем
создания благоприятного психологического
климата в группе, установление тесного
эмоционального контакта с каждым ребенком. Чтобы
развитие ребенка в новых условиях проходило
благополучно, необходимо сформировать у него
положительное отношение к детскому саду, вызвать
радостные эмоции от его посещения, пробудить
интерес к различным видам детской деятельности и
дать возможность проявить себя в них.
Девиз программы – «Играем! Мыслим! Творим!». Именно в нем заключена главная идея – интеграция разных видов детской деятельности (игровой, познавательной, изобразительной). Программа носит комплексный характер, включающий в себя 3 блока:
– игровой (разнообразные игры, направленные на
формирование коммуникативных качеств);
– развивающий, направленный на развитие
психических познавательных процессов и речи;
– творческий (развитие у детей художественного
восприятия окружающего мира, мелкой моторики,
воображения).
Все блоки взаимосвязаны между собой и подчинены главной цели программы – социальной адаптации детей, пробуждению интереса к разным видам детской деятельности. Реализация ее предполагает объединение усилий педагога-психолога и педагога по изобразительной деятельности.
ИГРАЕМ
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Дети младшего дошкольного возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Именно поэтому важно правильно организовать в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Проводим с малышами различные виды игр (игры-приветствия, хороводные, пальчиковые, игры-сказки), которые помогают им сдружиться, лучше узнать друг друга, снимают эмоциональное напряжение и скованность, застенчивость и нерешительность, учат правильно выражать свои эмоции и чувства. Во время игр малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По своей сути игры просты и доступны детям, они легко и с удовольствием включаются в игровую деятельность. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь.
МЫСЛИМ
Дошкольный возраст – важный этап в
развитии психических процессов ребенка. Для
развития любого психического процесса
существует свой сензитивный период. В младшем
дошкольном возрасте происходит становление
такого важнейшего психического процесса как
восприятие, развитие всех его видов (зрительного,
осязательного, тактильно-двигательного,
слухового), формирование разнообразного
сенсорного опыта. Именно восприятие является
основой мышления и практической деятельности
для ребёнка, основой ориентации его в окружающем
мире.
Учитывая это, организуем совместную
деятельность с детьми на основе игр,
способствующих развитию всех свойств
восприятия, а также других психических процессов
(памяти, внимания, мышления). В процессе таких игр
обучаем детей основным действиям и правилам
восприятия, развиваем их умения различать
отдельные свойства предметов, их особенности и
назначение, учим объединять свойства предметов в
целостный образ предмета, узнавать знакомые
предметы, замечать их отличие и сходство,
знакомим с новыми предметами и явлениями.
Применяя на практике перцептивные действия,
развиваем восприятие цвета, формы, величины,
пространства, обучаем действиям с предметами,
формируем познавательную активность и
любознательность малышей. Для каждого вида
восприятия подобраны специальные игровые
задания, которые постепенно усложняются.
ТВОРИМ
Особое место в ходе реализации программы уделяем детскому художественному творчеству: рисованию, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность для ребенка – не столько художественно-эстетическое действо, сколько прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства. Наша цель – не научить ребенка техническим приемам рисования, а помочь ему посредством разных видов художественного творчества справиться с проблемами, вызванными процессом адаптации, которые зачастую он не может вербализовать. В отличие от специально организованных занятий, детская изобразительная деятельность в рамках программы «Познаем мир, играя», дополненная игрой, сказкой, музыкой, выполняет терапевтическую и профилактическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств ребенка, наполняет его душу положительными эмоциями. В процессе изобразительной деятельности развиваются воображение и творческие способности детей, они творят в буквальном смысле «своими руками», свободно взаимодействуя с различными материалами, «насыщаясь» игрой с ними. Используем в работе с детьми нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, ножками, тычками, штампами, мыльными пузырями и др.), лепку из различных материалов (глины, пластилина, теста). В процессе художественной деятельности у малышей развиваются также мелкая моторика и тактильная чувствительность. Кроме того, детское изобразительное творчество позволяет показывать ребенку плоды своего труда другим людям – близким, сверстникам, то есть, через осознание своего авторства, способствует формированию положительной самооценки ребенка и позитивному отношению его к окружающему миру.
Цель программы: Профилактика социальной дезадаптации дошкольника.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе.
- Формирование чувства принадлежности к группе.
- Формирование позитивного отношения к своему я и к сверстникам.
- Развитие творческих способностей и воображения.
- Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования.
- Развитие психических функций: восприятие, память, внимание, мелкой моторики.
Возраст детей и краткие рекомендации по организации
Программа предназначена для детей 3-4 лет. Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Форма круга позволяет участникам лучше видеть друг друга, легче устанавливать социальные контакты и взаимодействия. Каждое занятие начинается с приветствия и завершается творческой деятельностью. Занятия структурированы так, чтобы детям не было скучно (вводятся герои), чтобы каждый чувствовал себя нужным. Разнообразие игр и упражнений способствует повышению внимания и активности детей.
Формы работы
Занятия групповые по 8-10 детей. В программу
включен цикл из 20-и занятий, продолжительностью
каждого по 20-25 минут.
Структура занятия: каждое занятие включает в
себя ритуал знакомства и приветствия, подвижные
игры, пальчиковую гимнастику, завершается
занятие творческой деятельностью.
Стартовая и итоговая диагностика
В качестве стартовой диагностики предлагается использование материалов наблюдения процесса адаптации детей.
В качестве итогового диагностического материала используются следующие методы:
1. Наблюдение итога адаптации
2. Диагностические методики:
- Р. Тэнмл, М. Дорки «Выбери нужное лицо», методика диагностики тревожности (модификация).
- «Цветные кубики» – оценка восприятия цвета.
- «Коробка форм» – оценка восприятия формы и пространственных отношений.
Программу можно рекомендовать, как цикл развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста. (Приложение)