Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) №9 Калининского района города Санкт-Петербурга предназначена для обучения детей-инвалидов имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата с разной степенью развития интеллекта: от детей с сохранным интеллектом до детей с умеренной степенью умственной отсталости. В зависимости от степени развития интеллекта детей обучение реализуется по четырем образовательным программам в очной и (или) заочной формах. Рассмотрим очную форму обучения, на которой обучаются самостоятельно передвигающиеся дети, в том числе на инвалидных колясках, костылях, ходунках, не требующие индивидуального ухода со следующими заболеваниями: детский церебральный паралич, последствия полиомиелита различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата. В результате своих заболеваний такие дети:
- не успевают выполнять в том объёме и темпе работу, которую выполняют их здоровые сверстники;
- требуют индивидуального подхода и специальной подготовки педагогов;
- для них характерны нарушения в координации движений, присутствия навязчивых непроизвольных движений, трудное вхождения в деятельность и медленного выполнения различных видов работ, затруднённость речи в виду атрофии лицевых мышц;
- в силу индивидуального дефекта такие предметы учебного плана как иностранный язык и технология не могут усваиваться ими в полном объёме и носят коррекционный характер;
- часть из них письменные работы выполняет специально приспособленными авторучками, а некоторые - вообще не могут писать, поэтому обучаются только с помощью компьютера;
- за последние годы увеличилось количество детей, у которых формирование образа буквы и цифры практически отсутствует, поэтому этих детей с первого класса приходиться обучать только на компьютере.
Но самыми главными особенностями большинства таких детей являются их чувствительная и ранимая психика, не терпящая фальши и несправедливости, и то, что школа-интернат для них является едва ли не единственным местом социального общения и прежде всего со своими сверстниками.
Перечисленные выше особенности обучающихся детей определяют специфику организации учебного процесса и реализуемых в школе-интернате учебных программ, совмещенных со специальными программами восстановления физического и психологического здоровья детей. К специфическим особенностям организации учебного процесса можно отнести: наполняемость классов для детей со сложным дефектом - 5 человек; продолжительность классных занятий – 40 минут; пятидневная учебная неделя; увеличение продолжительности обучения на один год в начальной школе; наличие в учебных планах часов коррекции с целью развития различных видов памяти и внимания, пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности; использование в основном классной системы обучения; наличие во всех классах кроме школьной мебели медицинских кушеток для релаксации во время уроков и т.д. Отличительной особенностью учебных программ является то, что помимо реализации своих основных задач – обучение и воспитание детей, они направлены на преодоление детьми отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности, корректуру развития интеллекта. В этих условиях здоровьесберегающие технологии являются обязательной составляющей образовательного процесса.
В общем случае здоровьесберегающие технологии в школе делятся на [1]:
1. Медико-гигиенические технологии, к которым относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие педагогов и учеников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
З. Экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, которые реализуются специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторами, строителями, представителями коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса “Безопасность жизнедеятельности”.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний педагога и обучаемых;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников на протяжении всего урока. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, которые включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
- лечебно-оздоровительные технологии, составляющие самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
В основе здоровьесберегающих технологий лежат следующие принципы: “Не навреди!”; сознательности и активности; непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности; доступности и индивидуальности; всестороннего и гармонического развития личности; системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий; возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса; комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников; комплексного сквозного подхода; формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей; акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу; аксиологического подхода и т.д.
Реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется как заблаговременно, т.е. в период подготовки к новому учебному году, так и непосредственно в период учебного процесса, т.е. на уроках.
Рассмотрим некоторые рекомендации использования здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках информатики в коррекционном образовательном учреждении VI вида. Все они применяются в обычных общеобразовательных школах, но часть из них имеют свои особенности.
А. Организационно-педагогические технологии.
1. Соблюдение регламентированных руководящими документами требований по оборудованию и содержанию кабинетов информатики, которые реализуются как заблаговременно, так и непосредственно в период учебного процесса.
Заблаговременно реализуются:
- Требования к оборудованию и содержанию кабинета информатики:
а) На одно рабочее место с компьютером должно приходится не менее 6 кв. м. площади помещения.
б) Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту с учетом возможного передвижения учащихся на инвалидных колясках, костылях, ходунках, а также место, куда их можно убрать на время урока.
в) Освещение должно быть яркое, но без бликов.
г) Рабочие места учащихся и педагога в кабинете информатики должны быть обеспечены специальными рабочими стульями.
д) Грамотно оформить кабинет.
е) Желательна установка кондиционеров с увлажнением.
ж) Подобрать удобную мебель, которая должна иметь сглаженные (закругленные) грани и углы с целью предотвращения получения тяжелых травм при возможных падениях детей.
з) Использование мониторов, обеспечивающих:
- количество цветов не менее 256;
- размер зерна не более 0,28 мм;
- возможность регулировки яркости и контраста изображения.
и) Окрашивание стен кабинета в эргономические цвета светлых тонов, располагающих к творчеству, плодотворной и динамичной работе.
к) Рациональное размещение технических средств обучения (проектор обязательно должен крепиться на кронштейнах к потолку, интерактивная доска стационарно крепиться на стене).
л) Обеспечение требований по уровню шума.
Непосредственно в период учебного процесса:
- перед началом урока:
а) осуществлять сквозное проветривание помещения во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);
б) контролировать чистоту экранов мониторов, при необходимости протирать экран монитора.
- в период проведения урока:
а) соблюдать температурный режим;
б) следить, чтобы во время работы на рабочем месте монитор находился на расстоянии не менее 60 см от глаз и освещение рабочего места не вызывало блики на экране монитора.
2. Предупреждение развития переутомления глаз при работе на ПЭВМ с учетом требований регламентирующих руководящих документов:
- Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером рекомендовать учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения;
- Независимо от вида работы для снятия зрительной нагрузки во время урока обязательное выполнение упражнений для глаз через каждые 10-15 минут (5-7 минут в начальном звене) работы. Возможно их совмещение с физкультурными минутками.
Возможные варианты упражнений для глаз [2]:
а) упражнения для глазодвигательных мышц:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5–6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно;
б) упражнения, снимающие утомление глаз:
- сидя, крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, а затем открыть на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1–2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- сидя, смотреть прямо перед собой 2–3 секунды, а затем поставить палец руки на 25–30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3–5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (для детей с нарушенной координацией движения – 5 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).
3. Снятие локального утомления при работе на ПЭВМ с учетом требований регламентирующих руководящих документов:
- Проведение физкультурных минуток с целью поддержания работоспособности учащихся и обеспечивающих отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой или при работе на ПЭВМ. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжительность физкультурных минуток составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры и школьный врач. Комплексы упражнений, входящие в физкультурные минутки должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Физкультурные минутки должны проводиться дважды за урок — на 15 и 25-й минуте, причем на одной из физкультурных минуток выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти. Самую большую физкультурную минутку проводиться на 25 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления. В старших классах после первоначального изучения под руководством преподавателя физкультурные минутки могут выполняться обучающимися индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
- Проведение минуток эмоциональной разрядки, путем, например, рассказа коротких смешных или интересных зарисовок по существу излагаемого материала или организации работы на ПЭВМ в целом, или “минутки покоя” с использованием музыки и показа презентаций с видами природы, исторических мест, животных и т.п.
4. Снятие общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног при работе на ПЭВМ с учетом требований регламентирующих руководящих документов:
- Обучение детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома, контроль за позой учащихся во время занятий, простейшим упражнениям, приучающим к правильной рабочей позе. При этом необходимо учитывать физические возможности детей.
В качестве упражнений, например улучшающие осанку, можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (так называемые - эрг-упражнения), которые также повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером:
- “Абра-кадабра”
Исходное положение – сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра – (медленно сжать ладони в кулак).
Кадабра – (медленно разжать кулаки).
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
- “Разговор с ладонью”
Исходное положение – сидя, левая рука вытянута на уровне плеч.
Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.
- “Приподнимание крышки стола”.
Исходное положение – сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.
- По возможности проведение обязательных физкультурных пауз в течение 3-4 минут во время перемен, т.к. для многих детей выход в рекреацию и возвращение в класс уже сложные физические упражнения;
- Упражнения для кистей и пальцев рук. Для детей младших и средних классов это обуславливается процессами формирования кисти и тем, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Для учеников старших классов - мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Простейшее из таких упражнений – массаж пальцев с помощью шестигранного карандаша или ручки путем катания последних в зад и в перед тыльной стороной пальцев.
Б. Психолого-педагогические технологии.
1. Использование свойства цвета воздействовать на человека.
Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Человек устает от одного цвета. Учитель оформляет таблицы, схемы, презентации в разных цветах, работает на доске маркерами разного цвета. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей.
2. Использование техники “Сила дыхания” Адама Дж. Джексона для управления психологическим состоянием детей [3]. Урок начинается с успокаивающего дыхания, а перед проведением контрольной или самостоятельной работы используется мобилизующее дыхание:
3. Формирование психического здоровья и адекватной самооценки у детей. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Для этого на уроках при общении с учениками использовать слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя: прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно и т.д. [4].
4. “Открытие” ученика на общение, которое включает:
- открытую позу педагога: руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях, ладони время от времени разворачиваются к учащимся;
- плавная и мелодичная пластика, преобладание психологических жестов над описательными;
- для привлечения внимания учащихся делается несколько шагов от стола вперед, для ослабления внимания – несколько шагов назад;
- подача информации с позиции “Мы”;
- нарушение границы личного пространства ученика, размеры которого составляют 50-60 см;
- занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя;
- установление личного контакта учителя с учеником: вербального (словами), визуального (глаза), тактильно (прикосновение).
5. “Соучастие” ученику в педагогическом общении, которое проявляется:
- демонстрацией расположенности (пластика, мимика);
- проявлением интереса (умение слушать и слышать; умение верно задавать вопросы);
- оказанием помощи (“Давай, помогу…”, “Позволь тебе помочь…”, “Мне бы так хотелось тебе помочь…” и т.д.).
6. “Возвышение” ученика в педагогическом общении:
- принятие ученика как данности (Правило “Трех “П”” - Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть);
- просьба о помощи (помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной, должна реально осуществляться, форма обращения к ученику должна быть этически грамотной).
В. Учебно-воспитательные технологии.
1. Обучение учеников “золотым правилам” работы за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовлетворения:
- перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть – общая, музыкальная или для глаз;
- когда работаешь – сиди расслаблено;
- чаще меняй позу, делай перерывы в работе;
- пальцы должны быть легкими и расслабленными;
- закончил занятие – сделай разминку;
- заботься о зрении при работе на компьютере.
2. Использование всех форм воздействия учителя на учащихся в процессе общения:
- проявление внимания к учащимся;
- просьба учителя;
- требования учителя, в основе которых лежат: объективность, индивидуальный подход, конкретность, гласность;
- убеждения учителя;
- внушение;
- принуждение;
- поощрение: одобрение, похвала, материальная форма, благодарность, присвоение звания и др.;
- наказание: неодобрение, замечание, лишение удовольствия, выговор;
- ситуация успеха и неуспеха;
- эффект ожидания;
- условия для демонстрации “Я”;
- педагогическая реакция на поступок;
- оценка действий и поступков учащихся, базирующаяся на шести технологических правилах: поощрение как оценочная доминанта; безоценочность суждений; отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения; как можно меньше запретов типа “нельзя”, “не…” и др.; не злоупотреблять наказанием, предавать забвению возложенное наказание (за один проступок не должен нести несколько наказаний).
- организация и дисциплина.
3. Обязательное включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья, как в теоретическую, так и практическую части, а также на самостоятельную работу учеников (домашние задания, творческие работы, рефераты, презентации и т.п.)
4. Чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты для детей с сохранным интеллектом и пропорционально уменьшающихся для детей с умеренной степенью умственной отсталости).
5. Умение учителя использовать в течение урока различные методы, чередовать их, правильно определить плотность урока, его темп в зависимости от оценки процесса формирования внимания и мышления, уровня работоспособности, определения момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
В работе приведены лишь некоторые примеры использования здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках информатики из опыта практической работы автора. Но здоровье учащегося нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды, особенно в коррекционном образовательном учреждении VI вида.
Литература
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., 2002.
2. Щербинина В.П. Предупреждение близорукости // журнал “Начальная школа” № 2. – 1991.
3. Адам Дж. Джексон. Десять секретов здоровья. - София, 2007 г.
4. З. Шинтарь “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми” - приложение к газете “Первое сентября” № 15 за 2005 год, “Начальная школа”.