Деятельностный подход в обучении химии

Разделы: Химия


Российское фундаментальное образование строилось на знаньевой парадигме. Основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, что именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но на формирование личности учащегося, овладение им универсальными, метапредметными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах его образования.

Деятельностный подход – это основа концепции развивающего обучения. Деятельностная технология обучения позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход определяет цель школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Задача учителя не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.

Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у учащегося умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Предлагаемый урок химии в 9-м классе разработан в рамках технологии деятельностного метода обучения.

“Электролитическая диссоциация” (9-й класс).

Урок: “Реакции ионного обмена”.

Цели урока:

  • углубление понятий “реакции обмена”, “электролитическая диссоциация”;
  • овладение умением составлять ионные уравнения;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.
I этап: Самоопределение к деятельности.
Цель: обозначение области содержания урока.
Результат: мотивация.
  1. Беседа учителя с учащимися по вопросам:
    – какую тему начали изучать на предыдущих уроках (“электролитическая диссоциация”);
    – что собой представляет процесс диссоциации (распад электролитов на ионы в растворе или
    расплаве);
    – что такое ионы (заряженные частицы);
    – какие ионы присутствуют в растворах солей (катионы металла и анионы кислотного остатка), оснований (катионы металла и анионы гидроксо-группы), кислот (катионы водорода и анионы кислотного остатка).
  2. Учитель предлагает учащимся проверить домашнее задание (уравнения диссоциации веществ HCl, KCl, K2CO3, H2O, KNO3, KOH, AgNO3, AgCl) по готовому образцу на доске или экране. Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что H2O и AgCl являются слабыми электролитами.
  3. Учитель предлагает учащимся на этом уроке выяснить как ведут себя ионы при химических реакциях.
II этап: Актуализация.
Цель: повторение необходимых ЗУН.
Результат: фиксация затруднений.
  1. Учитель просит учащихся перечислить типы реакций (соединение, разложение, замещение, обмен) и признаки протекания реакций (цвет, запах, осадок, газ, энергия).
  2. На экране предложен список реакций:

    Учащимся предлагается выбрать из них реакции обмена и записать их уравнения в тетради.
  3. К доске вызываются 4 учащихся для проведения реакции обмена и записи их уравнений.
  4. Фиксация затруднения: при проведении реакций “г”, “е”, “ж” – наблюдаются признаки протекания реакций, а в реакции “в” – нет.
III этап: Постановка учебной задачи.
Цель: постановка учебной задачи.
Результат: тема и цель урока.
Учащиеся в беседе с учителем:
– озвучивают проблему: почему не наблюдаются признаки реакции в одном из опытов;
– формулируют цель урока: выяснить, почему одни реакции обмена протекают до конца, а другие нет;
– записывают тему урока: “Условия протекания реакций обмена”.
IV этап: Построение проекта ликвидации причин затруднений.
Цель: построение учащимися нового способа действий.
Результат: новый алгоритм действий
  1. Учитель напоминает учащимся, что для проведения опытов вещества были взяты в виде растворов, а в растворах они существуют в виде ионов; и предлагает попытаться записать уравнения реакций не в молекулярном, а в ионом виде, представив каждый сильный электролит в виде ионов, а слабый электролит – в виде молекул.
  2. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается составить ионное уравнение к одной реакции (“г”, “е”, “ж”).
V этап: Первичное закрепление.
Цель: вербальное фиксирование нового знания.
Результат: структурное оформление нового алгоритма действий.
  1. К доске вызывается по 1-му учащемуся от каждой группы для записи ионных (полных и сокращенных) уравнений с помощью учителя (по необходимости). Делается вывод о том, что смысл реакции обмена заключается в связывании отдельных ионов с образованием слабого электролита;
  2. Учащиеся с помощью учителя формулируют условия протекания реакций обмена до конца (образование слабого электролита: осадка, газа, воды);
  3. Разбирается случай реакции “в”, в результате которой не образовалось слабого электролита. Учитель поясняет, что такая реакция не идет до конца, она обратима.
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: самоконтроль усвоения знаний.
Результат: индивидуальная рефлексия.
Учащимся предлагается самостоятельно составить молекулярные и ионные уравнения взаимодействия:
  1. (обязательно) гидроксида калия и азотной кислоты,
  2. (дополнительно) карбоната натрия и соляной кислоты.

Проверить себя они могут по таблице 4 на стр. 17 учебника Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана “Химия – 9”.

VII этап: Введение знаний в систему.
Цель: включение нового знания в систему, установка локальных связей нового знания с имеющимися.
Результат: проект дальнейшей работы с новым знанием.
Учащиеся с помощью учителя обобщают полученные за урок новые сведения.

Учитель сообщает, что эти знания понадобятся им на следующем уроке, где они рассмотрят свойства оснований и кислот в свете теории диссоциации.

VIII этап: Рефлексия.
Цель: самооценка.
Результат: анализ собственной познавательной деятельности.
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:
– “я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;
– “мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;
– “дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.
Учитель благодарит учащихся за их работу на уроке, сообщает оценки за урок и домашнее задание.