Методические рекомендации по проведению занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Методические рекомендации

Занятие по разделу программы “ознакомление с окружающим” состоит из 2-х частей: основной и практической деятельности.

В основную часть включены: сюрпризный момент, аудиозапись “Песенка козлят” из сказки “Волк и семеро козлят”, беседа по аудиозаписи, чтение стихотворения “Мама” (Н.Водянова), дидактическая игра. “На что похожа ваша мама?”, пословицы о маме, ознакомление со словом “Мама” – на разных языках мира, физкультминутка, чтение стихотворений, презентация “Мамы разные нужны, мамы всякие важны”, подвижная игра “Помощники”, словесная игра “Мамочка”.

Продуктивная деятельность: поделка из бумажных салфеток “Цветок”, словесная игра “Что бы ты хотел пожелать маме?”

Основная часть.

1. Дети входят в группу и встают в круг. Сюрпризный момент: воспитатель вносит волшебный цветок и просит детей назвать “волшебные” слова о своей маме.

Цель: активизация эмоционального состояния детей, развитие воображения как психологической основы творчества.

2. Дети садятся на стульчики и слушают аудиозапись.

Цель: создание эмоционально-настраивающей среды, которая побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений.

3.Беседа по содержанию песни “Мама”. Чтение стихотворения Н.Водяновой “Мама”.

Цель: развитие эмоционального состояния ребенка, формирование осознанного понимания значимости матери в жизни ребенка и их взаимосвязь.

4. Дидактическая игра “На что похожа ваша мама?”

Цель: развитие воображения к воссозданию образа матери через уточнение знаний о её характере, внешности; развитие речи.

5. Пословицы о маме, слово “мама” на языках народов мира.

Цель: воспитание любви и гордости по отношению к маме.

6. Физкультминутка “Пингвины”.

Цель: отдых и смена действия; развитие фонематического слуха.

7. Чтение стихотворения, презентация “Мамы разные нужны, мамы всякие важны”.

Цель: уточнить и расширить знания о профессии мамы; сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи, общества; воспитывать заботливое внимательное отношение к маме.

8. Подвижная игра “Помощники” (хоровод).

Цель: смена действия; развивать различные группы мышц, костный аппарат; учить действовать в соответствии с текстом.

9. Словесная игра “Мамочка”.

Цель: учить правильному и красивому построению предложений, обогащать  словарь прилагательных.

Практическая деятельность.

1. Поделка из бумажных салфеток “Цветок”.

Цель: учить выполнять из салфеток объемную поделку; воспитывать желание сделать маме приятное, порадовать её подарком.

2. Словесная игра “Что бы ты хотел маме пожелать”.

Цель: активизировать эмоциональное состояние детей; развивать мышление.

Конспект занятия

Цель:

  • Формировать осознанное понимание значимости матери в жизни ребёнка и их взаимосвязь друг с другом.
  • Побуждать к воссозданию образа матери через уточнение знаний о её характере, внешности, домашних делах и профессии.
  • Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме и её делам, желание помогать ей.

Предварительная работа:

беседы по теме: “Моя мамочка”, рассматривание иллюстраций с изображением мамы, заучивание стихов, песен и пословиц о маме, подготовка к утреннику “8 Марта” с обсуждением сюрпризов, подарков и помощи мамам. Чтение художественной литературы.

Материал:

– презентация,
– элементы картины,
– цветы из бумажных салфеток трех цветов по количеству детей,
– клей, ножницы, тарелки, готовые “листья” по количеству детей,
– волшебный цветок,
– картинки с изображением женщины разных профессий,
– рамка (для картинки).

Ход занятия

Дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня на занятие я принесла цветочек, но он не обыкновенный, в ней спрятано много добрых, нежных слов о маме. Давайте мы будем его передавать друг другу и произносить эти волшебные слова, посвящённые маме.
Дети по кругу передают цветок и произносят нежные слова, посвящённые маме (нежная, любимая, ласковая, добрая, хорошая, красивая, умная и т.д.).
– Как много добрых и ласковых слов вы сказали о маме. Даже в группе стало светлее и теплее от таких красивых слов.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

– Послушайте песенку, которую хорошо знаете, и подумайте, о чём она. (Включается аудиозапись “Песенка козлят” из сказки “Волк и семеро козлят”/ приложение 1/)
Воспитатель задаёт вопросы:
– Кто поёт эту песню?
– О ком поют козлята?
– Почему мама первое слово?
Выслушивает ответы детей.

Воспитатель:

– Мама – это самое прекрасное слово на земле. Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого дорого, близкого человека.

Мама – это слово тайна,
Слово нежности, любви, добра.
Мамина улыбка, руки, слово
Дарят много радости, тепла.
Мама – это солнца свет,
Любви Бога нам ответ.

(Н.Водянова)

Может быть, поэтому мы иногда называем её “солнышком, ласточкой, цветочком”.

– Я предлагаю вам подумать и сказать, на что же похожа ваша мама.

Дидактическая игра “На что похожа ваша мама?”

Дети высказывают свое мнение. А похожа мама на цветок, который растет на лугу. Похожа на красивую бабочку, которая села на руку. Похожа на водичку, которая течет в речке. Похожа на ветерок, который обдувает в жаркую погоду и так далее.

Воспитатель:

– Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, поёт нам свои песни, оберегает нас. Доброе слово о мамах не даром молвится.

Давайте вспомним о мамах пословицы.

Дети: – Дитя плачет, а у мамы сердце болит.

– Нет ближе дружка, чем родная матушка.

– При солнышке тепло, при матушке добро.

Воспитатель:

– Слово “мама” – одно из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов.

Авай – по-марийски. Мати – по-белорусски.
Ани – по-татарски Маты – по-украински.
Ане – по-чувашски. Мазе – по-английски.

А мы называем маму ласково – “Мамочка”.

Физкультминутка “Пингвины”

Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку,
Пингвин-папа,
Пингвин-мама,
И сынишка-пингвинишка
В черном фраке и манишке.

(Дети имитируют движения пингвинов, шагают по кругу).

Воспитатель:

– Какие наши мамы трудолюбивые.

Говорят у мамы руки не простые.
Говорят у мамы руки золотые.
Погляжу внимательно,
Погляжу поближе,
Мамы руки глажу,
Золота не вижу.

– Почему в стихотворении говорится, что у мамы руки золотые?

– Мамы трудятся не только дома, но и на работе.

– Расскажите о своих мамах, где они работают и кем?

“Мамы разные нужны, мамы всякие важны”./приложение 2/

– Да, мамы у нас трудолюбивые. А вы им помогаете?

– Очень важно, чтобы вы были настоящими помощниками для своих мам. Сейчас посмотрим, кто лучше всех умеет маме помогать.

Подвижная игра “Помощники” (хоровод).

1. Мамочка, мамочка,
Мы тебе поможем.
Всё на место уберём,
Аккуратно сложим.
4. На окне цветочки,
Мы их поливали.
Чтобы мамочке помочь
Коврик выбивали.
2. Веник в руки взяли,
Чисто подметали.
Чтобы мамочке помочь
Дома прибирали.
5. Мы платочки мыли,
Чисто их стирали.
Вот как мы сегодня
Маме помогали.
3. Мы посуду мыли.
Ложки вытирали,
Со стола мы тряпочкой
Крошки убирали.
6. Мамочка, мамочка,
Мы тебе поможем,
Всё на место уберём,
Аккуратно сложим.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

– Мы сегодня сказали много слов о наших мамах. И увидели, что хотя мамы все разные, все они замечательные. Они учат нас красоте и добру, любить и понимать окружающее, быть честными и трудолюбивыми.

– Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и тогда вы легко ответите на мои вопросы.

Словесная игра “Мамочка”.

– Кто целует нас с утра?

– Кто сказал вставать пора?

– Кашу кто успел сварить?

– Чаю в чашку нам налить?

– Кто все дома прибирает?

– Кто нам всем белье стирает?

– Кто ребячий любит смех?-

– Кто на свете лучше всех?

– Хотите, я расскажу одну тайну? Все мамы на свете очень, очень любят цветы. Я предлагаю вам сделать для своих мам прекрасный цветок. А так как все мамы разные и вы разные, то и цветы у нас будут очень разные.

Поделка из бумажных салфеток “Цветок”.

Аппликация представляет собой веточки с объемными цветами и лепестками. Дети выбирают цветной картон, который им понравился. Наклеивают на картон ветки и лепестки, склеивают лишь одну сторону лепестка. Этим создается объем, как будто лепестки шевелятся на ветру. Затем складывают салфетку в восемь слоев, закрепляют его степлером. Пальчиками прижимают верхние слои лепестков, создают объем. После наклеивают на кончик стебелька. Аппликация помогает детям развить чувство прекрасного, выработать терпение и сосредоточенность на одном деле.

Воспитатель:

Свой цветок от всего сердца, с любовью подарите сегодня маме. И вы увидите, как от её улыбки станет ещё светлее.

Игра “Что бы ты хотел маме пожелать?”

Дети выражают свои пожелания.

Занятие заканчивается вручением подарков мамам.