Цели урока:
Образовательная:
- Повторение и углубление знаний по природе местности, в которой живём.
- Обучение приёмам работы со схемами и диаграммами. Решение задач
- Показать межпредметную связь на примере предметов математики и географии.
Развивающая:
- развивать информационную компетентность, коммуникативную компетентность.
Воспитательная:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Оборудование: политико-административная карта Росси, интерактивная доска, раздаточный материал (контурные карты Ленинградской области, кроссворд).
Тип урока: урок-экскурсия.
Место урока: в конце года.
Ход урока
Организационный момент и активизация мыслительной деятельности. 5 мин.:
- Что называется неровностями земной поверхности?
- Равнина высотой до 200 м называется…?
- В каких пределах может быть высота возвышенности?
- Как называется высота над уровнем моря?
- На какой абсолютной высоте расположен Санкт-Петербург?
- Как называется углубление на поверхности Земли, заполненное водой?
Перечислите типы озёр по происхождению.
- Какие типы озёр выделяются по солёности, по проточности?
Дайте характеристику Ладожского озера по происхождению, солёности и проточности.
Изучение нового материала 30 мин.:
Кадр 1, 2. Вступительное слово экскурсовода:
– Здравствуйте, меня зовут Екатерина Васильевна, мою коллегу – Вера Васильевна. Я экскурсовод, она – математик.
Нашу экскурсию на Ладожское озеро мы будем совершать не только с целью познания окружающей природы, но и с точки зрения решения математических задач, связанных с природой нашей местности. Путешествуем мы на автобусе из Санкт-Петербурга по Дороге Жизни на Ладогу.
Кадр 3. Математик. Погода нашей местности неустойчивая со сменой температур воздуха. Давайте ребята, устно посчитаем, какие значения может принимать температура воздуха.
3,5 + 7,3 | -2,8 + 4,8 | 7,8 – 5,7 | -6,3 + 10,3 |
0 + 11,9 | -1,0 – 6,5 | 4,7 -7,4 | 2,4 – 8,2 |
0 – 2,8 | -4,0 + 2,5 | -2,5 – 5,2 | -10 + 0,5 |
Кадр 4, 5.У вас на столах лежат контурные карты № 1. Определите, что за территория и опознайте географические объекты.
Предполагаемый ответ: Финский залив, Санкт-Петербург, Ладожское озеро, Онежское озеро.
Подпишите их ручкой.
Экскурсовод. Знакомство с Ленинградской областью мы начнём с Дороги Жизни. Пейзажи нашей области разнообразны и красивы. Расположена она на северо-западе России. Показать границы на карте.
Кадр 6, 7. Математик. Математическая задача на определение площади Ленинградской области: площадь Ленинградской области составляет 0,5 % от площади России. Найти площадь Ленинградской области, если площадь России составляет 17180 тыс. км2
Решение: 17180 тыс. км2 составляет 100%
Х тыс. км2 составляет 0,5%
Ответ: площадь области равна 85,9 тыс. км2. Один учащийся решает на интерактивной доске.
Экскурсовод. Сегодня знакомимся с участком области , который наиболее близко расположен к той части города, в которой мы живём (восточная часть Санкт-Петербурга). Дорога Жизни – знаменитая дорога, проложенная в дни блокады города для поддержания жизни населения. По ней проходила эвакуация людей и доставка грузов в город. Далее дорога шла на восточный берег озера. Маршрут проходит по автомобильной дороге, длинной в 41 км.
Кадр 8, 9. Математик. Математическая задача на движение:
Так как расстояние от города до озера по автодороге составляет 41 км, а наш автобус двигается со средней скоростью 60 км в час, то, за какое время мы доедем до места назначения.
Решение:
- 41 : 60 = 0,683 ч (0,7 ч)
- 1 ч – 60 мин.
0,7 ч – Х мин.
Х = 60 : 1 . 0,7 = 42 мин.
Ответ: до озера едем 42 минуты. Один учащийся решает на интерактивной доске.
Кадр 10. Экскурсовод. Маршрут проходит по южной окраине Карельского перешейка. Вопрос: кто знает, что мы называем “Карельским перешейком”?
Предполагаемый ответ: территория к северу от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией, между Финским заливом и Ладожским озером.
Кадр 11, 12, 13. Рассмотрим схему маршрута, по которому едем. В Санкт-Петербурге доезжаем до железнодорожной станции Ржевка, затем доезжаем до монумента “Цветок жизни”, далее районный центр – город Всеволожск, проезжаем посёлок Приютино, затем – монумент “Разорванное кольцо”. Заканчивается Дорога Жизни у станции “Ладожское озеро”, у Осиновецкого маяка. Эта трасса совпадает с сухопутной частью Дороги Жизни. После войны вдоль этой дороги были сооружены памятники, монументы, посажены берёзовые и дубовые рощи, липовые аллеи и зелёные поляны, ставшие частью мемориального комплекса – Зелёного пояса славы.
Сейчас подъезжаем к станции Ржевка. Посмотрите в окно автобуса, как нам сегодня повезло с погодой. А ведь так бывает далеко не всегда. Среднегодовая температура воздуха в нашей области + 4,50 , характерна высокая облачность и избыточное увлажнение.
Экскурсовод. Итак, проехав 2 км по дороге, мы подъезжаем к монументу “Цветок жизни”. Здесь находится мемориальная плита, посвящённая юным героям Ленинграда.
– Скажите, по какой местности проходит экскурсия: равнинной или гористой?
Предполагаемый ответ: равнинной
– По каким признакам вы это определили?
Предполагаемый ответ: поверхность плоская, ровная
Экскурсовод. Да, действительно, мы проезжаем по низменной форме рельефа, высотой от 9 до 50 метров. – Как называется такой вид равнины?
Предполагаемый ответ: низменность
Кадр 14, 15. Математик. Математическая задача на решение уравнений:
Возвышенности нашей области имеют абсолютные высоты:
– Вепсовская возвышенность – гора Гапсельга – 291 м (наибольшая высота)
– Ижорская возвышенность, наивысшая точка – 168 м
– Путиловское плато – от 50 м
– Лемболовская возвышенность – центральная часть Карельского перешейка, район Кавголово и Токсово.
Найти абсолютную высоту Лемболовской возвышенности, решив уравнение.
Решение:
А). 2Х + 50 – 168 = 291 | Б). Х : 0,5 = 291 – 168 : 0,3 |
2Х + 50 = 291 + 168 | Х : 0,5 = 123 : 0,3 |
2Х = 459 – 50 | Х : 0,5 = 410 |
2Х = 409 | Х = 410 . 0,5 |
Х = 204,5 | Х = 205 |
Округлим Х до 205
Ответ: Лемболовские высоты имеют абсолютную высоту 205 м.
Динамическая пауза. 2 мин.
Экскурсовод. На 10 км от Ржевки шоссе проходит через районный центр – город Всеволожск, расположенных на склонах Колтушской и Румболовской возвышенностей. -Какова высота над уровнем моря возвышенностей?
Предполагаемый ответ: высота над уровнем моря до 500 м.
Кадр 16. Живописный ландшафт и целебный микроклимат делают это место любимым местом отдыха горожан. В ХVIII веке на месте современного Всеволожска размещалась усадьба Рябово, принадлежащая Александру Даниловичу Меньшикову. В 1818 году её приобрёл вельможа В.А. Всеволожский, где создал большое хозяйство, выращивая сахарную свёклу, разводя в оранжереях нежные теплолюбивые растения. Здесь он построил сахарный завод и механическую мастерскую, где впервые в России был получен для нужд помещичьего хозяйства светильный газ. В 6 км от Всеволожска расположен посёлок Приютино, где находится усадьба, принадлежавшая в начале ХIХ века А.И. Оленину – президенту Академии художеств, директору публичной библиотеки.
Если вы внимательны, то можете заметить озёра и реки, которые мы проезжаем. Нашу область часто называют “озёрным краем”. Озёр здесь свыше 1800.
– Какие крупные озёра Ленинградской области вы знаете?
Кадр 17. Предполагаемый ответ: Ладожское, Онежское, Чудское, система Вуоксинских озёр.
Экскурсовод. Большинство озёр образовалось при таянии ледника. Озёра проточные, вода в них чистая и прозрачная.
– Какая река вытекает из Ладожского озера?
Предполагаемый ответ: Нева
Кадр 18,19. Математик. Математическая задача:
Ладожское озеро – одно из самых крупных озёр Европы. Общий объём воды в озере огромен – 899,6 км3 . Это в 13 раз больше, чем ежегодно вливается всеми реками и выносится Невой. Какое количество воды за год изменяет общий объём воды в Ладоге?
Решение:
- 899,6 : 13 = 69,2 км3
Ответ: 69,2 км3 воды за год изменяет общий объём воды в Ладоге. Это немного, поэтому колебания уровня воды в озере в течение года не велики.
Кадр 20, 21, 22. Экскурсовод. В районе деревни Кокорево, у Вагановского спуска к Ладожскому озеру, где во время войны происходила разгрузка и загрузка машин, установлен монумент “Разорванное кольцо”. Две огромные дуги весом 32 тонны каждая, образуя подобие арки на высоте 7 м, нависают над бетонной площадкой, по которой к берегу ведут следы шин грузовиков. Щель между конусами дуг символизирует узкий коридор в кольце блокады. Дорога заканчивается у станции “Ладожское озеро”, где близ Осиновецкого маяка находится музей “Дорога жизни”.
Кадр 23, 24. Нанесите схему маршрута на контурную карту. Работы сдать.
Закрепление материала. 5 мин.
Кадр 25.На интерактивной доске совместно заполнить кроссворд по теме Ленинградская область. Если задание не успеваем закончить, то – доделывается дома.
Рефлексия. 3 мин.
Кадр 26. Анкетирование учащихся.
В завершении хочу сказать, что знания по математике применимы к изучению природы, без них не обойтись практически не в одном разделе географии, в чём вы убедитесь в дальнейшем. Спасибо за внимание!