Цели урока:
Образовательная:
- совершенствование навыков работы с ЭТ в программе Open Office.org Calc;
- закрепление навыков работы с условными, логическими, математическими и статистическими функциями в ЭТ;
- закрепление умения осуществлять сортировку и фильтрацию ЭТ;
- формирование у учащихся навыков решения прикладных задач на обработку больших массивов данных в программе Open Office.org .
Развивающие:
- развитие логического мышления, способности к анализу
- развитие познавательного интереса у учащихся
Воспитательные:
- привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
- воспитание ответственности и уверенности в своих силах.
Оборудование:
- компьютеры,
- мультимедийный проектор,
- программное обеспечение: презентация по теме «Методы обработки больших массивов данных средствами ЭТ» (Приложение 6), ОС Linux, ППП Open Office.org (табличный процессор Calc), готовые файлы для обработки учащимися (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
Структура урока
Этапы урока |
Время |
Сообщение темы и постановка целей урока |
2 мин |
Актуализация опорных знаний учащихся |
3 мин фронтальный опрос + 9 мин карточки |
Проверка домашнего задания |
2 мин |
Ознакомление с новым материалом |
15 мин |
Первичное закрепление нового материала |
10 мин |
Подведение итогов урока |
3 мин |
Постановка домашнего задания |
1 мин |
Педагогический сценарий урока
№ |
Этапы урока |
№ слайда презентации |
Действия учителя |
Действия ученика |
1 |
Сообщение темы и постановка целей урока |
2 |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство со способами обработки данных с помощью табличного процессора. Наше занятие является логическим продолжением предыдущих. Его тема «Методы обработки больших массивов данных средствами Электронных таблиц». Цель урока – ознакомиться с различными способами обработки больших массивов данных и научиться решать практические задачи с помощью Табличного процессора. |
|
2 |
Актуализация опорных знаний учащихся |
3 |
Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы знаем об ЭТ и ТП. |
Устные ответы учащихся: |
4 |
1. Для чего предназначены ЭТ? |
ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере |
||
4 |
2. В чем заключается главное свойство ЭТ? |
Главное свойство ЭТ – автоматический пересчет результатов при изменении исходных данных |
||
4 |
3. Как формируется адрес ячейки в ЭТ? |
Адрес ячейки ЭТ формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка |
||
5 |
4. Какие данные могут быть занесены в ячейку ЭТ? |
В ячейку ЭТ может быть занесено число, слово или формула |
||
5 |
5. Какие адреса используются в формулах ЭТ ? Что это обозначает? |
В формулах ЭТ используются относительные адреса. Это обозначает, что адреса определены относительно ячейки в которой записаны и меняются при изменении местоположения формулы |
||
6 |
6. Что нужно сделать, чтобы адреса при копировании не менялись? Как будет называться такой адрес? |
Нужно «заморозить» адрес при помощи значка $. Такой адрес будет называться абсолютным или смешанным в зависимости от того, где в формуле мы этот знак поставили. |
||
6 |
7. В ячейке С1 записана формула =$A$1+B1. Какая формула будет при копировании из С1 в С2? |
=$A$1+B2 |
||
7 |
8. Сколько ячеек содержит диапазон В2:С5? |
8 |
||
7 |
9. Какие функции обработки диапазонов ячеек вы знаете? |
Статистические функции:
Математические:
Логические:
|
||
7 |
10. Какие операции над данными в ЭТ вам известны? |
Фильтрация и сортировка |
||
8 |
Будем считать, что вы размялись и готовы выполнить тестовые задания по изученному материалу. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием |
Учащиеся выполняют тест по карточкам двух вариантов (Приложение 7, Приложение 8), занося правильные номера ответов на Листы учета ответов (Приложение 9). Учащиеся меняются местами в парах и подсчитывают количество верных ответов у соседа. Затем ставят набранное количество баллов. Затем Листы учета ответов возвращаются к владельцам, которые анализируют свои ошибки и задают вопросы соседу или классу. |
||
3 |
Проверка домашнего задания |
|
Домашнее задание было выложено на почтовый ящик класса и представляло собой расчетную задачу, которую вы должны были решить с помощью ТП. Решение вы должны были выслать мне по электронной почте не позднее 22.00 вчера. Учитель сообщает результаты проверки домашнего задания. |
|
4 |
Ознакомление с новым материалом |
9 |
Итак, мы уже много знаем об ЭТ и сегодня на уроке научимся использовать их для обработки настолько больших объемов информации, которые практически невозможно обработать вручную. Вашему вниманию предлагается следующая задача. Задача №1. Задана ЭТ, содержащая 1000 записей о стоимости бензина трех марок (92, 95, 98) на бензозаправках города. Необходимо ответить на вопрос: Какова максимальная цена бензина марки 92?Ответ предлагается получить в ячейке Е2. Какие варианты решения задачи вы можете предложить? |
Учащиеся за компьютерами открывают Приложение 1. |
10 11 |
Учащиеся предлагают варианты решения, которые проверяются всеми. Затем учащиеся получают записанные возможные алгоритмы решения (Приложение 10). |
|||
12 | Задача №2. Задана ЭТ о состоянии файлов. Какое количество файлов имеют размер больше 10 Мбайт? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы. Какие варианты решения задачи вы можете предложить? |
Учащиеся за компьютерами открывают Приложение 2. | ||
13 14 |
Учащиеся предлагают варианты решения, которые проверяются всеми. Затем учащиеся получают записанные возможные алгоритмы решения (Приложение 10). | |||
5 |
Первичное закрепление нового материала |
15 |
А теперь давайте воспользуемся полученными знаниями и попробуем выполнить задания самостоятельно. При этом вы можете воспользоваться любым из алгоритмов. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. |
Учащиеся открывают файл Приложение 3, получают дифференцированное задание, решают задачу и полученный ответ заносят в Лист учета ответов. Учащиеся меняются местами в парах и проверяют ответ соседа по слайду презентации. |
6 |
Подведение итогов урока |
|
Давайте подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали и что научились делать? Посчитайте количество баллов в Листе учета ответов и поставьте себе оценку за урок по критерию. Учитель собирает Листки учета ответов и озвучивает оценки. |
Мы познакомились с различными способами обработки больших массивов информации в ЭТ и самостоятельно провели такую обработку. |
7 |
Постановка домашнего задания |
16 |
Домашнее задание выложено на почтовом ящике класса |
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу (Приложение 5). В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B – имя учащегося, в столбцах C, D, E и F – оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся. Какое количество учащихся получили только 4 или 5 на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2. |