Урок-повторение в 7-м классе по теме "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Разделы: Математика


Цели:

  • Умение применять формулы сокращенного умножения (a±b)2=a2±2ab +b2 в преобразовании целых  выражений.
  • Умение применять эти формулы при разложении многочлена на множители.
  • Развитие логического мышления.
  • Подготовка по данной теме к ГИА-9.

Оборудование: проектор, на парте карточки желтого  и зеленого цветов; презентация учителя в виде слайдов (Приложение 1); на доске записаны задания: п.5 (на крыльях доски); п.4 – на центральной части доски; листочки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (с помощью проектора ученик объясняет домашнее задание).

3. Работа устно (слайд 1)

Вопросы и примеры представлены на экране. У детей на столах карточки зеленого и желтого цветов (желтый цвет – ответ «да», зеленый – ответ «нет»). С помощью этих карточек учитель видит, кто из учеников не усвоил тему или ее отдельные моменты.

Вопросы:

А) Какие из следующих утверждений верны? (слайд 2)

– Данное выражение означает квадрат разности? (слайд 3)

a2 - b2

– Данное выражение означает квадрат суммы? (слайд 4)

(а+b)2

-Данное выражение означает сумма кубов? (слайд 5)

3+b3)

– Данное выражение означает разность квадратов? (слайд 6)

(-а-b)2

– Данное тождество верно? (слайд 7)

(а-2b)22-4аb+4b2

(4а+х)2=8а2+8ах+х2

(-а-b)2=(а+b)2

(-а+b)2=(а-b)2

(b-а)2=(а-b)2

Б) Решите примеры (слайд 8) (ответы появляются на экране после ответа ученика):

(а-6)2=…, (-а-6)2=…, (-а+6)2=…, (а+6)2=… . (слайд 9)

В) Сравните (слайд 10):

(-а-8)2 и (а+8)2, (а-16)2 и (16-а)2. (слайд 11)

Г) Представьте в виде произведения (слайд 12):

1) m2-2mn+n2; 2) 36x2+12x+1 (слайд 13)

4. Повторение и закрепление изученного материала

– Записываем число. Тема «Обобщение темы «Квадрат разности и квадрат суммы»».

– На доске (на боковых крыльях) записаны задания. Вызываются два ученика. Класс делится на две части – по три ряда. Ученик у доски делает задание, ребята из их команды проверяют и помогают.

Задания:

1) Найдите значение выражения

                    р2+6р+9

р=2                                       р=-2

2) Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена

36а+12ас+с                                        81х2+25у2-90ух

3) Вычислите

1022=…

Подвести итоги соревнования и разобрать ошибки, если они есть. (Освободить место на крыльях доски для решения заданий с центральной части доски)

5. На центральной части доски записаны задания:

Ученик №1

1) Доказать, что при любых значениях Х и У значение выражения неотрицательно:

2-20ху+25у2+3=… .

2) Замените (*) одночленами, чтобы равенство было тождеством. (Самостоятельно, потом проверяем)

(*+b)2=4c2+*+b2                                         [(2c+b)2=4c2+4bc+b2]

(5a-*)2=252-*+b2                                          [(5a-b)2=252-10ab+b2]

Ученик  №2

1) Упростите выражение: 13ab-10(a-b)2+5b2

2) Решите уравнение: х2-12х+36=0

6.  Решение задачи (условие на экране, слайд 14). Читаем вместе, разбираем алгоритм решения. К доске выходит один из учеников, остальные решают в тетрадях.

Задача: Сторона первого квадрата на 2 см больше стороны второго квадрата, а площадь первого квадрата на 48 см2 больше площади второго. Найдите стороны квадратов.

Решение: Пусть х см – сторона второго квадрата, тогда (х+2) см – сторона первого квадрата.

По условию задачи S1 > S2 на 48см2, значит (х+2)22=48

x=11

11 см – сторона второго квадрата.

1) 11+2=13 (см) – сторона первого квадрата.

2) Ответ: 13 см.

7. Упростить выражение. (слайд 15)

(Эту часть урока можно пропустить из-за нехватки времени в более слабых классах)

((((а-b)2+2ab)2-2a2b2)2-2ab)2-a16-b16 (слайд 16)

Итак, мы с вами учились применять формулы сокращенного умножения в разных ситуациях, а теперь посмотрим, что вы усвоили.

8. Самостоятельная работа. (по вариантам, слайд 17)

(На предыдущих уроках по данной теме отрабатывались такие задания в виде устной и письменной работах)

№1 (слайд 18). Из  данных выражений х22; (а+3)2; р2-42; (х-2)2; а22; а2-b2; а2+(3b)2; (аb)22; (10-с)2; (3+12у)2 выпишите те, которые являются:

а) суммой квадратов                                         а) разностью квадратов

б) квадратом разности                                        б) квадратом суммы

№2 (слайд 19). Из данных трехчленов выберете те, которые тождественно равны квадрату двучлена (в ответ запишите только букву).

а) 9а2+6аb+4                                                        а) х2-2х+4

б) a2+4b2-4ab                                                       б) 16х2-24ху-9у2

в) 49x2-14x+1                                                       в) 25а2-5аb-b2

№3 (слайд 20). Упростите выражение и выберете правильный ответ:

а) -5(3х-1)2=                                             а) (а-8)2+16а=

1) -45х2-30х-5                                             1) а2-32а+64

2) -45х2+30х-5                                            2) а2+64

3) 45х2-30х-5                                              3) а2-64

б) у(у+2)-(у+1)2=                                        б) х(9х-12)-(3х-2)2=

1) 4у-1                                                        1) -4

2) 2у2+4у-1                                                 2) -6х-4

3) -1                                                            3) 18х2-4

Работы собираются за минуту до конца урока.

9. Итог урока. Вывод, оценки за урок.

10. Домашнее задание. (слайд 21)

Спасибо за урок. До свидания! (слайд 22)

Список дополнительной литературы.

  1. Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова «Дидактические материалы. Алгебра. 7 класс».