Организация работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Разделы: Работа с дошкольниками


В наш век высоких скоростей целенаправленная деятельность по своевременному предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах города – одна из задач дошкольного учреждения, ведь у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.  Любопытство, желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят  их  перед реальной опасностью на улицах города, о чём неумолимо свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Работа по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в нашем ДОУ носит системный характер. Она  проходит через различные виды деятельности:  организованные – занятия физической культурой, формирование целостной картины мира, коммуникацию, художественное творчество, досуги, викторины, КВН, а также в процессе нерегламентированных видов деятельности. В качестве основных методов обучения используются методы проблемного изложения информации и моделирования, а также игровые технологии.

На занятиях, во время прогулок, в свободное время педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах города; рассказывают о правилах дорожного движения; объясняют, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседуют с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре; моделируют различные ситуации и обсуждают правила поведения в них. 

фото1

В процессе знакомства с дорожными знаками воспитатели объясняют, что обозначает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. В летнее время занятия проводятся на специально оборудованной площадке на территории детского сада.

фото2

Большое значение уделяется развитию слухового и зрительного внимания – качеству, необходимому при ориентировании на улице. Для этого используются подвижные игры, которые развивают двигательную активность детей и умение ориентироваться в пространстве.

фото3

Результат: дети с удовольствием играют в игры, связанные с дорожным движением, через игру усваивают правила поведения на улице.

Для детей старших и подготовительных групп организуются встречи с инспектором пропаганды ОГИБДД. 

В работе с детьми используется видеотека «Азбука безопасности» из серии «Уроки тётушки Совы». Дети не только с удовольствием смотрят обучающие фильмы, театрализованные представления и спектакли по безопасности дорожного движения, но и активно обсуждают правила поведения персонажей.

Неотъемлемой частью работы с детьми являются викторины, КВН  и развлечения, такие как   «Красный. Жёлтый. Зелёный», «Правил дорожных на свете немало», «Азбука безопасности».

фото4

Ежегодно проводятся  выставки рисунков «Дорожная азбука», «Люби и знай родной свой край»,  «Любимый  уголок Коломны» и выставки поделок «Дорога. Ребёнок. Безопасность», «Моя улица».

фото5

Педагогами ДОУ разработаны тематические дни и недели, такие как «Неделя осторожного пешехода», «Неделя родного города», «Моя улица», «Внимание: дорога!».

Опыт коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обобщён и был представлен на городском уровне. А главное – в последние годы дорожно-транспортных происшествий с участием  воспитанников детского сада и их родителей зафиксировано не было.

Азбука безопасности

(Развлечение для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:

  • Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
  • Закрепить знания о дорожных знаках.
  • Продолжить знакомить дошкольников с правилами дорожного движения и поведения на улице.

Материалы и оборудование: Макет светофора и пешеходного перехода с дорожными знаками, дорожные знаки разрезные, велосипеды, коляски, рули, жезл.

Ход развлечения

Дети входят в зал под песню «Весёлый автобус», сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим…

Раздаётся стук в дверь. Входит  Незнайка с книгой в руке.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Ко мне попала книга, но я не умею читать, а мне очень хочется знать, о чём она.

Ведущий (Берёт книгу у Незнайки и показывает детям.): Эта книга называется «Правила дорожного движения».

Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке
И учить их не слегка
А всерьез – наверняка!

Правила дорожного движения – это закон улиц и дорог. Этот закон очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Нам только кажется, что мы много знаем. На самом деле на улице нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. Чтобы их избежать, надо соблюдать особые правила – правила дорожного движения. Только научившись соблюдать их, вы сможете смело выходить на улицу – любая дорога  перестанет быть для вас опасной.

Ребята, расскажем Незнайке об этих правилах?  А жюри оценит ваши знания. У кого больше правильных ответов, тот и побеждает.

Ведущий представляет жюри.

Начинаем нашу игру с приветствия двух команд.

I команда:

Наша команда: «Пешеходы».

Наш девиз: «Пешеход, пешеход! Помни ты про переход!»

II команда:

Наша команда: «Светофоры».

Наш девиз: «Нужно слушаться без спора указаний светофора».

Ведущий: Я знаю, что наши команды приготовили домашнее задание. Они выучили песню «Светофор».

Дети встают врассыпную и исполняют песню «Светофор», сл. В Кожевникова, муз. Е. Филипповой.

Ведущий: Проведём блиц-опрос и проверим, что вы знаете о правилах поведения на улице. (Вопросы задаются командам попеременно.)

  1. Где должны ходить пешеходы?
  2. Как нужно идти по тротуару?
  3. Где должны ездить автомобили?
  4. Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее? Почему вы так думаете?
  5. Как обозначается пешеходный переход?
  6. Когда надо начинать переход улицы?
  7. Для чего нужен пассажирский транспорт?
  8. Где его ожидают люди?
  9. Как надо вести себя в общественном транспорте?
  10. Где нельзя играть?

Жюри подводит итоги.

Ведущий: У нас есть помощники. Это дорожные знаки, которые помогают нам ориентироваться на улицах города. Сейчас ребята расскажут о них. (Во время чтения стихотворения дети демонстрируют дорожные знаки.)

На земле нас очень много,
И без нас мертва дорога.
Выходя в далёкий путь,
Повторить нас не забудь!

Знак понятен всем на свете:
ОСТОРОЖНО! РЯДОМ – ДЕТИ!

Смело двигайтесь вперёд:
Здесь – ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.
Пусть машины подождут,
Пешеходы ведь идут!

А этот знак поймёт и кошка:
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА!

Пешеходу чтоб помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, горит и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.

Если что-то вдруг случится,
Этот знак вам пригодится.
Здесь находится больница,
Приезжайте полечиться.

У дороги, где развилка,
Знак-подсказка: нож и вилка.
Это значит, что всегда
Здесь горячая еда.

В синем круге пешеход –
Не торопится, идёт!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)

Знаки мы дорожные.
Мы совсем не сложные.
Вы, друзья, нас уважайте,
Правила не нарушайте!

Ведущий: А теперь проведём игру «Собери дорожный  знак». Знаки разрезаны на части. Задача участников – собрать нужный знак и объяснить, что он обозначает.

Проводится игра «Собери дорожный знак». От каждой команды выходят по три участника, собирают дорожные знаки по типу разрезных картинок и объясняют, что обозначает тот или иной знак.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Все мы пользуемся пешеходным переходом и светофором. А на больших перекрестках и улицах движением управляет регули­ровщик (сотрудник дорожно-постовой службы).

В гости к детям приходит регулировщик.

Регулировщик: Ребята, я регулировщик. А ещё меня называют инспектором  дорожно-постовой службы. У меня есть помощник – жезл, с помощью которого я регулирую движение на проезжей части.

Я инспектором служу,
За порядком я слежу.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Я стою на перекрестке
Под названьем «Переход».

– Я приготовил загадки по дорожной азбуке. Вы готовы их разгадать? (Загадывает каждой команде попеременно по три загадки).

1. Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное … (внимание)

2. Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут.  (Автомобили)

3. Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место … (остановка.)

4. Полосатая лошадка
Через улицу ведет.
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом
Влево, вправо погляди:
Нет машин — шагаем смело!
Есть машины — стой и жди!  (Пешеходный переход.)

5. Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор.)

6. Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит.
Пешеход, идите смело
По полоскам чёрно-белым. (Пешеходный переход.)

Жюри подводит итоги.

Игра «Лучший пешеход» [1]

На полу расположена схема пешеходного перехода. Дети делятся на три группы. Одна группа изображает водителей транспорта, две другие встают по обе стороны перехода. Воспитатель исполняет роль светофора. Игра проводится два раза. В первый раз обыгрывается ситуация «светофор – водители – пешеходы», во  второй  – «регулировщик – водители – пешеходы».

Воспитатель обращает внимание на то, как дети переходили дорогу: держались правой стороны, шли не спеша, не суетились, не наталкивались друг на друга, и спрашивает: «Ребята, а если нет светофора, где можно перейти дорогу? (Дорогу можно переходить там, где есть знак «пешеходный переход» или «зебра»).

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Ну что, Незнайка, ты всё понял? Теперь ты будешь соблюдать правила дорожного движения?

Незнайка: Конечно, ребята! Я буду дисциплинированным пешеходом,  и никогда не буду нарушать правила дорожного движения. (Незнайка прощается с ребятами.)

Ведущий: Мне приятно, что наша игра прошла с пользой. Пожалуйста, расскажите дома своим родителям о сегодняшней игре по правилам дорожного движения. А сейчас, пока жюри подводит итоги, споём песню «Весёлый автобус», сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой.

В конце игры проходит награждение команд.

Литература:

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с ПДД). –  М.: Мозаика-Синтез, 2008.