Общая характеристика элементов воспитательных технологий
Первым из основных элементов воспитательных технологий является педагогическое общение. В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции:
- Первая функция – «открытие» ребенка на общение.
- Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми.
- Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении.
Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.
1. Выбор пластической позы.
Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:
- открытая поза;
- руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
- ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
- пластика плавная, мелодичная;
- преобладание психологических жестов над описательными;
- для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания – несколько шагов назад.
2. Подача информации с позиции «Мы».
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьеробщения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.
Социальный барьер – выявлено, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами. Если педагог занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать...», – то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Третий барьер – терминологический. Причина его кроется в чрезмерном использовании педагогом всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ребёнку. Устранив эти барьер педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы».
3. Установление личного контакта.
Личный контакт может устанавливаться разными способами:
- вербально,
- визуально,
- тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Визуальныйконтакт – это контакт глаз. Тактильныйконтакт производится через прикосновение и является наиболее тонким.
С профессиональной точки зрения, педагогу необходимо владеть всеми видами установления личного контакта, так как среди детей обязательно будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и с каждым из них он должен суметь выйти на личное общение, чтобы ребенок смог «открыться». Функция «соучастие» ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции.
1. Демонстрация расположенности. Это пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата.
2. Проявление интереса. В непосредственном общении эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
3. Оказание помощи. Данная операция напрямую реализует функцию, к которой относится.
Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия. Назовем их:
- «Давай помогу...»;
- «Позволь мне тебе помочь...»;
Функция «возвышения» ребенка в педагогическом общении так же, как и первые две, раскрывается через последовательное воплощение операций, из которых здесь будут представлены три, имеющие наиболее общий характер.
1. Принятие ребенка как данности.
2. Просьба о помощи.
3. Поддержание оптимистического рубежа.
Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера не бездоказательная, а основанная на логике, факте, осознании закономерностей развития.
Следующим элементом основных воспитательных технологий является педагогическая оценка.
Педагогическая оценка Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь»
Функциями педагогической оценки являются:
- внесение образа на уровне ценностного отношения к миру;
- стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения;
- коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения.
Понимая уникальность и неповторимость личности каждого человека необходимость тактичного и бережного отношения к ребенку и учитывая значимость педагогической оценки для его развития, следует подчеркнуть актуальность и обозначить некоторые подходы к практической реализации оценочной деятельности педагога. В связи с этим назовем шесть технологических правил:
- Поощрение как оценочная доминанта.
- Безоценочность суждений.
- Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения.
- Как можно меньше запретов.
- Не злоупотреблять наказанием.
Одобрение – короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с действием или мнением ученика. Оно производится вербальными и невербальными средствами, подкрепляющими проявленную ценностную позицию. Неодобрение – противоположно по назначению.
Похвала – развернутое, аргументированное и премируемое в будущее одобрение, осуществляемое вербально. Присутствие в похвале аргументов (причин согласия) влияет на глубину осмысления поступка.
Замечание – конструируется подобным образом, но имеет противоположный вектор направленности.
Материальная формапоощрения – опредмеченные похвала и одобрение – имеет огромную силу стимулирующего воздействия. К ней относятся: призы, сувениры, грамоты, разнообразные подарки (книги, конфеты, торты и т.д.).
Рассмотрим следующий элемент воспитательных технологий.
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. В этом определении категория «отношение» не случайно стоит на первом месте: именно отношение воспитанника к социально-культурной ценности, предстающей перед ним в момент взаимодействия с педагогом, должно стать объектом педагогического влияния при транслировании требования.
К непосредственным вербальным формам относятся:
- просьба
- совет-мнение.
- рекомендация
- деловое распоряжение
- приказ
Опосредованные вербальные формы трансляции требования еще более многообразны и индивидуальны, а спектр их применения и использования безграничен. Назовем лишь некоторые, чтобы показать их универсальный характер:
- рассказ
- аналогия
- опрос
- удивление
- намёк
Из невербальных форм предъявления требования можно выделить три основные, каждая из которых выступает как отдельный вид, но в реальном акте воздействия сливаются воедино и дополняют, усиливая влияние, вербальную трансляцию:
- пауза
- мимика
- пластика
Информативное речевое и демонстрационное воздействие
Информативное речевое воздействие обеспечивается пятью технологическими умениями.
- Пластические умения.
- Логические умения.
- Экспрессивные умения.
- Дискуссионные умения.
- Перцептивные умения.
Следующий элемент воспитательных технологий который будет нами раскрыт – педагогическое разрешение и создание конфликта.
Педагогическое разрешение и создание конфликта.
Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения: Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а создавать конфликты требует логика человеческого развития.
Теперь назовем несколько способов разрешения конфликта, индивидуальная интерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным:
- проявление нежности по отношению к партнеру;
- использование юмора;
- компромисс;
- «третейский суд»- суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу;
- ультиматум, временное расставание и принуждение.
Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе. А сейчас мы рассмотрим дополнительные элементы педагогических технологий.
Далее мы рассмотрим дополнительные элементы воспитательных технологий.
Одним из наиболее важных дополнительных элементов воспитательной технологии является создание психологического климата в группе.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
- Установление личных контактов.
- Этическое благородное поведение.
- Предупреждение возможных неудач.
- Применение аудиовизуального художественного ряда.
- Привнесение элемента.
- Через традицию.
Групповая деятельность также является одним из дополнительных элементов воспитательных технологий.
Следующий дополнительный элемент воспитательных технологий – это создание ситуации успеха и неуспеха.
Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития ребенка.
Одним из дополнительных элементов воспитательных технологий также является педагогическая реакция на поступок ученика.
Что же такое поступок? Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку.
Алгоритм, который предлагается ниже, был разработан совместно с доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой и ее коллегами:
- «Не удивляться» поведению ребенка.
- Содействовать психическому уравновешиванию путем «оправдания» поведения школьника.
- Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой.
- Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению.
- Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения.
- Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.
- «Защита» от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации ребенком себя на другом уровне культуры.
- Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия.
Рассмотрим последний дополнительный элемент воспитательных технологий – этическая защита.
С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.
Первая функция – сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.
Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то очень увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращался, и тем самым нарушают логику его действий, подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения.
- «Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение.
Вторая функция – корректировка поведения партнера – осуществляется как продолжение и развитие первой функции. В этих целях могут быть использованы следующие операции:
- «Ссылка на свои слабости», позволяющая инструментовать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент.
- «Окультуренное воспроизведение» – это произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации.
Реализация третьей функции – сохранение достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться.
Назовем и для этой функции две операции:
- «Подстановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которым трудно не согласиться: «Ты (вы), наверное, хотел...», «Ты (вы), скорее всего, хотел...».
- «Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле.
Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним.
- «Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаёте...»;
- «Противопоставление его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой... а...» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас...», «Вы производили впечатление...» и т.д.
- «Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется...»
Литература
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 15-е изд. – М., 1984. – 429с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1996.