Цели урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление темы: ”Сложение, вычитание, сравнение дробей “с учетом межпредметных связей, сформировать умения применять данные знания на других предметах.
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с книгой, со словарями, каталогом школьной библиотеки.
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
- Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
- Усиление межпредметных связей, расширение получаемой информации.
1 этап. Организация начала урока. (подготовка учащихся к работе на уроке)
Учитель математики:
Здравствуйте, ребята.
Проверим все ли готово к уроку…..
Садитесь…..
2 этап. Проверка домашнего задания.
Учитель математики: Ответственным за проверку домашнего задания доложить….
По 1 ряду, по 2 ряду, по 3 ряду….
Итак, все учащиеся выполнили домашнее задание и готовы к дальнейшей работе. Спасибо ответственным и всем ребятам за добросовестное отношение к своим обязанностям.
3 Этап. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель математики: Cегодня у нас необычный урок, его будут вести 2 учителя: математики и русского языка, а также библиотекарь нашей школы.
Итак, вы готовы работать?
Запишем число и тему урока.....
Ребята, как вы думаете почему мы с Ольгой Сергеевной решили провести такой урок?
.....……..
Да мы хотим обратить ваше внимание на то, чтобы вы умело применяли знания одного предмета в другом, узнали новое, закрепили ранее изученный материал. Это цель нашего урока.
Задание 1. Отгадайте ребус.
Правильно, ребята, это слово дробь. Я прошу вас записать слова, относящиеся к математике начинающиеся с буквы ”д”.
(Кто записал больше всех получает кружок и наклеивает его на полях в тетради)
Учитель русского языка: Давайте разберем по составу слова: делимое, делитель, дробь.
……………………
Учитель математики: Ребята, давайте остановимся на слове дробь. Как вы думаете почему?
…………………..
Да, последние наши темы связаны с понятием дробь, дробное число, поэтому проверим наши знания.
Задание №2. Запишите неравенства 2х дробей с одинаковыми знаменателями.
1/4<3/4; 1/3<2/3; 7/12>5/12
Задание №3. Запишите неравенства 2х дробей с одинаковыми числителями.
1/4<1/2; 2/7<2/5
Задание №4. Запишите неравенства 2х дробей одна из которых правильная, а другая неправильная.
Задание №5. Решите уравнение.
(39/48) - ((41/48) - x) = 5/48
Задание №6. Задача.
Для выпечки хлеба отсыпали 2/7 мешка муки, а затем еще 1/7 мешка, после чего осталось 28 кг. муки. Какова первоначальная масса муки?
(Решения всех заданий проверяется с помощью слайдов)
Итак, вы показали хорошие знания по изученным темам.
Все что связано с понятием дробь в математике мы выяснили. Что такое дробь? Как на этот вопрос ответит учитель русского языка?
Учитель русского языка: Что такое? А в каком смысле? Ведь это слово многозначное.
Учитель математики: Но я знаю многозначные числа, но бывают ли многозначные слова?.....
Ребята помогите мне вспомнить.
………………………
Учитель русского языка: (обобщает ответы учащихся) Нужно вспомнить о логических значениях слов. Слово называется многозначным, если у него несколько значений. Если поразмышлять над словом “дробь” то нетрудно догадаться, что у него как раз несколько значений. Вот три словосочетания, в которых это слово используется с разными значениями: 1) охотничья дробь; 2) барабанная дробь; 3) десятичная дробь. В третьем словосочетании значение слова “дробь” относится к математике. Давайте договоримся называть математическим всякое слово, которое имеет значение, относящееся к математике.
Учитель математики: Приведите несколько примеров математических слов.
…………………………..
У вас на парте лежит таблица №1 в которой записаны многозначные математические слова.
Слово |
Словосочетание, где используется значение слова, относящееся к математике |
Словосочетание, где используется какое-нибудь другое значение слова |
Натуральный |
Натуральный ряд |
Натуральный сок |
Разряд |
Разряд десятков |
Разряд молнии |
Класс |
Класс миллионов |
|
Прямая |
|
Прямая речь |
Многозначное |
|
|
|
|
|
|
|
|
Назовите подходящие словосочетания для пустых клеток таблицы и заполните ее.
Дома продолжить и сдать к следующему уроку.
Некоторые многозначные слова могут иметь два разных значения из которых оба относятся к математике.
Внимание! Математический чемоданчик…(сносится чемоданчик) Здесь лежит то, что имеет два значения и оба математические. (Учащиеся угадывают, что лежит в чемоданчике)
Слово ”нуль”; есть число и есть цифра нуль.
Учитель русского языка: Как вы знаете значения слов указываются в толковом словаре. Бывает интересно узнать и происхождение слов.
От какого глагола происходит “точка”? Если не знаешь, можно обратиться к специальному словарю, в котором рассказывается о происхождении слов. Такой словарь называется этимологическим. Много слов вошло в русский язык из других языков, такие слова называют заимствованными.
“Цифра” заимствованное слово, оно арабского происхождения.
А возникло оно так. Индийские математики, придумавшие (в 6 веке) позиционную десятичную нумерацию, поняли (в 9 веке), что нужен специальный знак для обозначения отсутствия какого-нибудь разряда в записи числа. Такой знак она назвали “сунья”, что означает п у с т о й.
Арабы перевели это слово на свой язык, и получилось слово “сифр”. Из арабского языка это слово перешло( в средние века) в европейские языки, превратившись в “цифру”.
Итак, сначала слово “цифра” означало н у л ь.
Учитель русского языка: В русский язык слово “цифра” вошло в 18 веке.
Во французском языке слово “цифра” превратилось в слово “шифр”
Учитель математики: Немало заимствованных математических слов пришло из греческого и латинского языков.
Сейчас наш библиотекарь покажет словари какие есть у нас в школе и расскажет как ими пользоваться.
(Выступление школьного библиотекаря)
Учитель русского языка: Если хорошо помнить смысл некоторых приставок и корней, заимствованных из других языков, то легко будет понимать смысл многих математических слов.
Учитель математики: Обратимся к таблице №2
Приставка |
Ее значение |
Примеры |
Дека(гр.) |
10 кратно исходной единице |
Декалитр =10 литров |
Гекто(гр) |
100 кратно… |
Гектолитр = 100 литров |
Кило(гр.) |
1000 кратно |
Килолитр = 1000 литров |
Деци(лат) |
0.1 исходной ед. |
Дециметр = 1/10 м |
Санти(фр.) |
0.01 исходной ед. |
Сантиметр = 1/100 м |
Милли(лат) |
0.001 исходной ед. |
Мм = 1/1000м Мг = 1/1000 гр миллилитр = 1/1000л |
(гр – из греческого языка)
(лат – из латинского)
(фр – из французского)
Какие приставки вы видите? И что они означают? (работа с таблицей)
(Рекомендовать учащимся приклеить таблицу в дневник)
Эти приставки нередко используют в названиях единиц физических величин. Когда вы в старших классах узнаете, например, что такое вольт и ампер, автоматически будут понятны и слова “киловольт” и ”миллиампер”.
Приставка “гекто” (только без гласной “о”) используется в слове гектар, которое означает 100 аров.
А теперь давайте подведем итог нашего урока: что нового вы узнали? О чем хотели бы узнать более глубоко?
(Ответы учащихся)
Все работали хорошо. Но кто же набрал набольшее количество кружков на полях? (Выставляю оценки за работу на уроке)
Домашнее задание:
- Дописать таблицу №1, можно привлечь родителей (для всех).
- Для желающих поработать со словарями в библиотеке, приготовить информацию к следующему уроку.
- Составить вопросы по всему услышанному и изученному на уроке .
Литература:
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О. Учебник-собеседник для 5 класса.
- Энциклопедический словарь юного математика.