Имитационный урок "I am going to learn business English"

Разделы: Иностранные языки


За последние годы, в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки и часто с узкопрактическими целями (овладение языком делового общения, разговорной речью и т.д.), появились различные методы, объединяемые общим названием – интенсивное или ускоренное обучение языку. И поэтому применение именно этого метода более приемлемо для работы в Игримском профессиональном колледже, т.к. сравнительно небольшое количество часов, данное для изучения английского языка, разноуровневая базовая подготовка учащихся, а также «редкие встречи» (2 часа в неделю) предполагает интенсификацию обучения. Цели интенсивного метода следующим образом: обучить учащихся навыкам аудирования и говорения с использованием большого лексического материала за короткий (кратчайший по сравнению с традиционными методами) промежуток времени.

Под оптимизацией учебного процесса понимается такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащегося.

Метод активизации прежде всего ориентирован на обучение общению. Реализация обучения по методу активизации предполагает выделение трех последовательных этапов: введение нового материала (с помощью текста, лекции и т.д.), тренировка в общении, практика в общении (модель: синтез 1 – анализ – синтез 2) (см. Приложение 1).

Мой опыт работы по методу активизации показывает, что с его помощью обеспечивается за короткий временной интервал овладение основами иностранного языка как средством общения в пределах тем и ситуаций, отобранных для занятий и представляющих практический интерес для учащихся. Таким образом, обеспечивается мотивационная сторона обучения. Благоприятным фактором обучения оказывается и организация занятий: распределение учащихся по ролям, проблемный характер занятий, обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального и видеоизображения.

Несмотря на интенсивный характер занятий, студенты испытывают чувство удовлетворения от учебного процесса. Это можно наблюдать через активность, заинтересованность каждого учащегося в течение всего урока, а порой и их азартность и "неощущение" времени.

Итак, главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной, а также профессиональной тематике.

В условиях непрофильного учебного заведения интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения. Определим цели каждого из этих этапов.

Начальный этап:

  • создание устойчивого коммуникативного ядра;
  • поддержание глубокой заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения иностранных языков на среднем и старших этапах;
  • организация активного взаимодействия.

Средний этап:

  • активизация приобретенных ранее умений в сфере общения;
  • организация активного взаимодействия;
  • практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;
  • возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного языка и вера в свои силы и способности.

Старший этап:

  • совершенствование умений речевого взаимодействия;
  • расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования изучаемым иностранным языком;
  • расширение коммуникативного словаря учащихся, активизация употребление коммуникативно значимых грамматических конструкций;
  • углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в “живое “ общение;
  • создание мотивации для дальнейшего совершенствования в изучаемом иностранном языке.

Особую значимость интенсивная система обучения приобретает на старших этапах, и в этом смысле она более всего приспособлена для условий профильного обучения, то есть профессионально ориентированного изучения иностранного языка, главной целью которого является обеспечение плавного перехода к гуманитарному или естественно-математическому вузовскому образованию.

Следует отметить другую специфическую функцию обучения иностранному языку. Знание иностранного является непреложным при освоении любой специальности  и характеризует высококлассного специалиста в любой профессиональной области. Таким образом, даже если мы не ставим целью подготовку учащихся к поступлению в Вуз, глубокое и достаточно свободное владение иностранным языком необходимо для выпускников - будущих специалистов в самых различных профессиональных сферах.

По результатам отслеживания выпускников, основными результативными моментами, подтверждающими эффективность такого подхода к обучению английскому языку, являются:

1) использование усвоенных знаний и умений в практике устноречевого общения на языке; учение использовать полученный языковый материал не только в собственной речи, но и при понимании речи собеседника (поступление выпускников в ВУЗы, туристические поездки зарубеж);

2) создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого в форме неформального общения и мотивации общения приближенного к реальному;

3) преодоление психологических барьеров, в частности барьера страха перед говорением на иностранном языке и барьера страха перед возможностью сделать ошибку, а также преодоление внутренней и внешней скованности и стеснения.

Все вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что:

  • основным принципиальным отличием интенсивного метода от традиционного является распределение времени;
  • отдельные приемы интенсивного метода могут быть успешно использованы на уроках иностранного языка в непрофильном среднем учебном заведении;
  • выстраивание нового характера взаимодействия учителя и ученика (принцип «Мосты доверия», (см. Приложение 4, Приложение 5)), а также учащихся друг с другом.

План урока

Planning.

Тема: Изучение текста «I am going to learn business English» (см. Приложение 2).

The theme of the lesson is learning the text «I am going to learn business English».

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

  • Максимально активизировать деятельность учащихся в ходе проведения занятия.
  • Мобилизовать скрытые психологические резервы личности учащегося путем глобального использования средств воздействия.

Задачи:

  • Закрепить приобретенные грамматические знания по использованию глагола-связки “to be”.
  • Активизировать лексический минимум раздела «Деловой английский язык».
  • Выучить текст наизусть к концу урока.

The aims of the lesson are to activate student’s work; to learn text by heart to the end of the lesson; to show commands and aims behind other students.

Оборудование: таблица «Глагол «to be»; ЖК телевизор, компьютер.

Место проведения: лингафонный кабинет.

Ход урока

The Lesson.

  1. Организационный момент.(The organization).

Преподаватель приветствует присутствующих, поясняет цели урока учащимся.

– Good morning, students! Today we shall learn the new text which can help you to talk with every foreign man about your command of English. Well, let’s begin our work.

  1. Повторение (актуализация).

Учащиеся называют правильные формы глагола – связки to be для названного преподавателем подлежащего (в помощь студентам на доске висит таблица форм глагола).

Actuality: students call right forms of the verb to be repeating after the teacher.

Введение нового текста (см. Приложение 3).

Преподаватель читает текст поэтапно, применяя интенсивную методику обучения:

  • Первое предъявление текста с применением паралингвистических приёмов (интонация, жесты, мимика…).
  • Второе предъявление текста в системе: учитель (предложение на английском языке) – учащийся (повторяет за преподавателем) – учитель (перевод прочитанного предложения).
  • Третье предъявление текста: активный сеанс – применятся методика ассоциаций, которая способствует сверхзапоминанию новых слов или фраз (учащиеся могут предлагать свои ассоциации на данное слово или фразу, выстраивая логическую цепочку). Цель этого этапа – непроизвольное запоминание нового материала путем представления общей картины смысла всего текста. После устного вводного курса учащиеся получают распечатанные тексты, смотрят на английский текст и про себя повторяют его за учителем. Учитель читает его в форме так называемой “интонационной люльки” (тихо-средне-громко). При этом русский текст  всегда произносится тихо и нейтрально.
  • Четвертое предъявление текста: музыкальный сеанс. Это последний этап введение нового текста – чтение учителем под спокойную классическую музыку текста на английском языке (без перевода). Можно вытянуть ноги и закрыть глаза, чтобы получить наибольшее удовольствие от общения с музыкой. Кроме функции отдыха и восстановления сил учащихся этот сеанс способствует появлению чувства уверенности в своих силах, удовлетворенности обучением, так как, прослушав текст в четвертый раз без перевода, учащиеся легко воспринимают  и понимают текст на английском языке.
  1. Тренировка в общении.

Учащиеся воспроизводят текст по памяти, вспоминая ассоциации (похожее слово, жест преподавателя и т.д.).

  1. Итог урока. (The result of the lesson).

Преподаватель раздает листы бумаги учащимся для выражения своего мнения о пройденном уроке.

  1. Домашнее задание.

Повторять выученный текст дома. Составить собственный текст (сочинение) на тему: «Мой английский язык…» с применением правила глагол – связка to be.

Home assignment is to repeat the text at home. To consist their own text ”My English is …”.