За последние годы, в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки и часто с узкопрактическими целями (овладение языком делового общения, разговорной речью и т.д.), появились различные методы, объединяемые общим названием – интенсивное или ускоренное обучение языку. И поэтому применение именно этого метода более приемлемо для работы в Игримском профессиональном колледже, т.к. сравнительно небольшое количество часов, данное для изучения английского языка, разноуровневая базовая подготовка учащихся, а также «редкие встречи» (2 часа в неделю) предполагает интенсификацию обучения. Цели интенсивного метода следующим образом: обучить учащихся навыкам аудирования и говорения с использованием большого лексического материала за короткий (кратчайший по сравнению с традиционными методами) промежуток времени.
Под оптимизацией учебного процесса понимается такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащегося.
Метод активизации прежде всего ориентирован на обучение общению. Реализация обучения по методу активизации предполагает выделение трех последовательных этапов: введение нового материала (с помощью текста, лекции и т.д.), тренировка в общении, практика в общении (модель: синтез 1 – анализ – синтез 2) (см. Приложение 1).
Мой опыт работы по методу активизации показывает, что с его помощью обеспечивается за короткий временной интервал овладение основами иностранного языка как средством общения в пределах тем и ситуаций, отобранных для занятий и представляющих практический интерес для учащихся. Таким образом, обеспечивается мотивационная сторона обучения. Благоприятным фактором обучения оказывается и организация занятий: распределение учащихся по ролям, проблемный характер занятий, обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального и видеоизображения.
Несмотря на интенсивный характер занятий, студенты испытывают чувство удовлетворения от учебного процесса. Это можно наблюдать через активность, заинтересованность каждого учащегося в течение всего урока, а порой и их азартность и "неощущение" времени.
Итак, главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной, а также профессиональной тематике.
В условиях непрофильного учебного заведения интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения. Определим цели каждого из этих этапов.
Начальный этап:
- создание устойчивого коммуникативного ядра;
- поддержание глубокой заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения иностранных языков на среднем и старших этапах;
- организация активного взаимодействия.
Средний этап:
- активизация приобретенных ранее умений в сфере общения;
- организация активного взаимодействия;
- практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;
- возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного языка и вера в свои силы и способности.
Старший этап:
- совершенствование умений речевого взаимодействия;
- расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования изучаемым иностранным языком;
- расширение коммуникативного словаря учащихся, активизация употребление коммуникативно значимых грамматических конструкций;
- углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в “живое “ общение;
- создание мотивации для дальнейшего совершенствования в изучаемом иностранном языке.
Особую значимость интенсивная система обучения приобретает на старших этапах, и в этом смысле она более всего приспособлена для условий профильного обучения, то есть профессионально ориентированного изучения иностранного языка, главной целью которого является обеспечение плавного перехода к гуманитарному или естественно-математическому вузовскому образованию.
Следует отметить другую специфическую функцию обучения иностранному языку. Знание иностранного является непреложным при освоении любой специальности и характеризует высококлассного специалиста в любой профессиональной области. Таким образом, даже если мы не ставим целью подготовку учащихся к поступлению в Вуз, глубокое и достаточно свободное владение иностранным языком необходимо для выпускников - будущих специалистов в самых различных профессиональных сферах.
По результатам отслеживания выпускников, основными результативными моментами, подтверждающими эффективность такого подхода к обучению английскому языку, являются:
1) использование усвоенных знаний и умений в практике устноречевого общения на языке; учение использовать полученный языковый материал не только в собственной речи, но и при понимании речи собеседника (поступление выпускников в ВУЗы, туристические поездки зарубеж);
2) создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого в форме неформального общения и мотивации общения приближенного к реальному;
3) преодоление психологических барьеров, в частности барьера страха перед говорением на иностранном языке и барьера страха перед возможностью сделать ошибку, а также преодоление внутренней и внешней скованности и стеснения.
Все вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что:
- основным принципиальным отличием интенсивного метода от традиционного является распределение времени;
- отдельные приемы интенсивного метода могут быть успешно использованы на уроках иностранного языка в непрофильном среднем учебном заведении;
- выстраивание нового характера взаимодействия учителя и ученика (принцип «Мосты доверия», (см. Приложение 4, Приложение 5)), а также учащихся друг с другом.
План урока
Planning.
Тема: Изучение текста «I am going to learn business English» (см. Приложение 2).
The theme of the lesson is learning the text «I am going to learn business English».
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
- Максимально активизировать деятельность учащихся в ходе проведения занятия.
- Мобилизовать скрытые психологические резервы личности учащегося путем глобального использования средств воздействия.
Задачи:
- Закрепить приобретенные грамматические знания по использованию глагола-связки “to be”.
- Активизировать лексический минимум раздела «Деловой английский язык».
- Выучить текст наизусть к концу урока.
The aims of the lesson are to activate student’s work; to learn text by heart to the end of the lesson; to show commands and aims behind other students.
Оборудование: таблица «Глагол «to be»; ЖК телевизор, компьютер.
Место проведения: лингафонный кабинет.
Ход урока
The Lesson.
- Организационный момент.(The organization).
Преподаватель приветствует присутствующих, поясняет цели урока учащимся.
– Good morning, students! Today we shall learn the new text which can help you to talk with every foreign man about your command of English. Well, let’s begin our work.
- Повторение (актуализация).
Учащиеся называют правильные формы глагола – связки to be для названного преподавателем подлежащего (в помощь студентам на доске висит таблица форм глагола).
Actuality: students call right forms of the verb to be repeating after the teacher.
Введение нового текста (см. Приложение 3).
Преподаватель читает текст поэтапно, применяя интенсивную методику обучения:
- Первое предъявление текста с применением паралингвистических приёмов (интонация, жесты, мимика…).
- Второе предъявление текста в системе: учитель (предложение на английском языке) – учащийся (повторяет за преподавателем) – учитель (перевод прочитанного предложения).
- Третье предъявление текста: активный сеанс – применятся методика ассоциаций, которая способствует сверхзапоминанию новых слов или фраз (учащиеся могут предлагать свои ассоциации на данное слово или фразу, выстраивая логическую цепочку). Цель этого этапа – непроизвольное запоминание нового материала путем представления общей картины смысла всего текста. После устного вводного курса учащиеся получают распечатанные тексты, смотрят на английский текст и про себя повторяют его за учителем. Учитель читает его в форме так называемой “интонационной люльки” (тихо-средне-громко). При этом русский текст всегда произносится тихо и нейтрально.
- Четвертое предъявление текста: музыкальный сеанс. Это последний этап введение нового текста – чтение учителем под спокойную классическую музыку текста на английском языке (без перевода). Можно вытянуть ноги и закрыть глаза, чтобы получить наибольшее удовольствие от общения с музыкой. Кроме функции отдыха и восстановления сил учащихся этот сеанс способствует появлению чувства уверенности в своих силах, удовлетворенности обучением, так как, прослушав текст в четвертый раз без перевода, учащиеся легко воспринимают и понимают текст на английском языке.
- Тренировка в общении.
Учащиеся воспроизводят текст по памяти, вспоминая ассоциации (похожее слово, жест преподавателя и т.д.).
- Итог урока. (The result of the lesson).
Преподаватель раздает листы бумаги учащимся для выражения своего мнения о пройденном уроке.
- Домашнее задание.
Повторять выученный текст дома. Составить собственный текст (сочинение) на тему: «Мой английский язык…» с применением правила глагол – связка to be.
Home assignment is to repeat the text at home. To consist their own text ”My English is …”.