В дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях и человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
Красота животных и растений может рассматриваться с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд, изодеятельность, рассказы детей и др.). Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.
Хочу поделиться опытом взаимодействия дошкольников с природой на примере долговременных наблюдений за живыми объектами.
Описание работы
Возраст детей: 4-6 лет.
Продолжительность: 3 месяца.
Предполагаемый результат: вырастить бабочку в искусственных условиях.
Оборудование:
- контейнер для выращивания (баночка),
- сахар, мёд,
- гусеница.
Цели работы:
- показать этапы развития бабочки;
- выявить предполагаемые различия в развитии бабочек из разных по размеру гусениц одного вида;
- продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни насекомых;
- закрепить представление о названиях и об основных частях тела бабочек, учить видеть их характерные особенности, ввести названия бабочек в активный словарь;
- развивать:
- умение выделять признаки сходства и различия насекомых;
- умение наблюдать, описывать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- способность имитировать движения бабочки (гусеницы);
- зрительное восприятие, память, внимание;
- эстетическое восприятие окружающего мира;
- связную речь, активизировать и расширять словарный запас;
- воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Таблица наблюдений. (см. Приложение 1)
Выполнение опыта
- Поместить гусеницу в контейнер, положив ей несколько листочков тех растений, которыми она питается (посмотреть в атласе насекомых) и кусочек ваты для окукливания.
- Поместить контейнер в затемненное место, не беспокоить несколько дней.
- После окукливания можно достать контейнер и наблюдать за тем, как бабочка будет вылупляться.
- После появления на свет бабочку надо кормить сладкой водой или мёдом.
Итогом данной работы стало выступление (в 2010 году) одного из воспитанников (6 лет) на 10-ой ежегодной Научно-практической Конференции в НОУ СШ «Лексис». Рассказ сопровождался презентацией.
Текст выступления ребёнка
Тема моей работы «Выращивание бабочки в условиях группы детского сада».
Летом мы часто наблюдали на прогулках за насекомыми, особенно всем нравятся бабочки. Но лето пройдет, и бабочек не станет. Вот нам и стало интересно: сумеем ли мы вырастить гусеницу из бабочки в своей группе. Это и стало целью нашей работы. В конце лета мы нашли несколько гусениц разного вида, но особенно нам понравились такие:
Их было несколько, одного вида, но разных по размеру. Они красивые, необычные, с хвостиком. Сначала мы их рассматривали через лупу, потом посадили двух в специальные контейнеры и принесли в группу.
В группе мы решили определить, как называются гусеницы и кто из них вырастет. Вместе с воспитателем мы взяли специальный атлас насекомых (показать атлас) и нашли наших гусениц: это Семейство ВОЛНЯНКИ (лат. Lymantriidae).
Первый день мы за ними просто наблюдали, пытались кормить травой. Потом оба контейнера мы убрали в темное место. Через несколько дней достали и увидели: большая гусеница полностью обмоталась паутиной, а маленькая только начала заматываться. Потом мы их несколько раз доставали, но не было никаких изменений. В начале зимы одна наша бабочка вылезла из кокона. Как вы думаете, которая: большая или маленькая? (Большая).
Мы стали кормить её сахаром и сладкой водой. Тогда мы ещё не знали, что волнянка живёт всего несколько дней и не может питаться нектаром, так как у нее нет длинного хоботка. А живёт она за счет запасов, накопленных гусеницей. И мы думаем, что именно поэтому наша маленькая гусеница не превратилась в бабочку – ей не хватило запасов. На память мы оставили и бабочку, и кокон с гусеницей.
В следующий раз мы хотим попробовать вырастить из личинки майского жука или стрекозу!
Список используемой литературы:
- Вахрушев А.А. Здравствуй, мир. Методические рекомендации. Москва, 2009.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 2001.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва, 1995.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Цикл лекций. Москва, 2009.
- Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Цикл лекций. Москва, 2007.