Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Экономика и экология"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: учащиеся должны:

  • закрепить знания детей по данным темам;
  • научиться работать в группах;
  • развивать  умения оценивать себя и своих товарищей, их возможности;
  • развивать самостоятельность в принятии решений; использовать знания на практике.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка проблемной ситуации.

– Сегодня наш урок будет проводиться не как обычно: учитель задаёт вопросы, а вы на них отвечаете. Сегодня каждый из вас выступит как в роли учителя, так и в роли ученика.

(Класс разбивается на экипажи по 4-5 человек; 1 – командир, 2 – помощник командира, остальные – дети послабее.)

2. Проверка полученных знаний.

1 этап: командиры получают свои задания и отвечают на них вслух; все члены команды его оценивают его в специальном табеле.

Имена участников

Отметка о выполнении задания командиром

Отметка о выполнении задания помощником командира

Отметка о выполнении задания участника №3

Отметка о выполнении задания участника №4

1. (командир)

 

 

 

 

2. (помощник)

 

 

 

 

3. (участник №3)

 

 

 

 

4. (участник №4)

 

 

 

 

Задания командирам:

1) Приведите не менее двух примеров, раскрывающих  взаимосвязи живой и неживой природы. Ответы напишите. (Из семени под воздействием света, воды и тепла вырастает растение и т.д.)

2) Как наука экология помогает делать экономику более безопасной? (Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, используя экологические прогнозы. Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу – сохранят нашу планету Земля для потомков.)

2 этап: следующую работу выполняет помощник командира, члены экипажа так же оценивают его.

Задания помощникам командира:

1) Как вы понимаете, что такое нарушение равновесия в природе? Ответ напишите. (Выпадение одного из всех звеньев цепи (питания) ведёт к исчезновению других звеньев.)

2) Перечислите вред, который наносит экономика окружающей среде? (Почву отравляет ядохимикатами, транспорт загрязняет воздух, разлив рек затапливает плодородные земли и леса.)

(По окончанию работы, дети так же оценивают помощника командира).

3 этап: Теперь выполняют задания другие члены группы, а командир и помощник командира проверяют их (работа в парах).

Задания другим членам:

1) Прочтите текст и ответьте на вопросы:

– Что случилось в природе?

– Какие правила поведения в природе нарушили ребята?

1 вариант. «Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных  цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

2) Какой экологический вред причиняет строительство ГЭС? (Реки затапливают плодородные земли, леса, деревни, города.)

2 вариант.

Однажды ребята пошли в лес. Возвращаясь домой, они увидели на тропе маленького бельчонка. Ребята взяли и принесли его домой. В скором времени бельчонок стал ручным. Когда белка подросла, ребята отнесли её в лес и выпустили.

2) Какой экологический вред причиняет отрасль металлургии? (Много отходов от производства каждой тонны металлов.)

4 этап:  Защита своих оценок: Выходят командиры экипажей, берут по одному жетону, на которых написано: «делегат», «все», «доверие», «выбор».

  • «Делегат» – означает, что экипаж выбирает одного делегата, который защищает работу своего экипажа на доске.
  • «Все» – означает, что карточки получают все, и каждый член экипажа будет рассказывать другому экипажу свой ответ.
  • «Доверие» – означает, что учитель им доверяет и их оценки не подвергаются проверке.
  • «Выбор» – означает, что учитель сам выбирает ученика, который должен будет защищать свои оценки.

Если учащиеся у доски не смогут ответить, значит оценки ставятся на балл ниже.

Задания для делегата:

1) Какое значение имеет вода в жизни людей, животных, растений? Как экономить воду? Как её охранять? (Без воды жизнь на Земле невозможна. Вода нужна для растений, для работы заводов, в производстве тканей, металлов, медикаментов, машин. Ставить фильтры на трубы, выливать в водоёмы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоёмов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течёт вода.)

2) Какой экологический вред причиняет авария на нефтяном танкере? (Загрязняется водоём, гибнет рыба.)

Задания для выборного учащегося:

1) Что такое почва? Какое значение имеет почва для жизни на земле? Какой вред человек наносит почве? Как нужно охранять почву? (Верхний плодородный слой земли. Земля – наша кормилица. На земле растут растения.Вырубает леса, загрязняет почву мусором, который не разлагается, вспахивает землю, нарушая жизнь микроорганизмов, живущих в земле. Лес нужно вырубать выборочно …сажать деревья на склонах оврагов.)

2) Какой экологический вред причиняет ТЭС? (Загрязняет воздух.)

Задания для экипажа, который весь участвует в контроле:

1 вариант:

1) Что означает слово Экология? Что изучает экология? Главная её задача? («Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «наука». Экология – это наука о нашем общем доме, о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.)

2) Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики? Три кита экономики. (Потребности в пище, образовании, одежде, жилье и др. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд (расшифровать))

2 вариант:

1) Что означает слово Экономика? Что изучает экономика? Главная её задача? (Экономика – это … Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.)

2) Что такое экологическая безопасность? Что такое цепь загрязнения? (Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Воздух – вода – продукты (расшифровать)).

5 этап:  Итог урока.

3. Итог урока. Рефлексия.

– Понравился вам сегодняшний урок? Чем?

– Чему полезному вы научились?

– Чьи ответы в группах вам запомнились?

Литература.

  1. Дмитриева О.И, Максимова Т.В.Окружающий мир 3класс: методические рекомендации. В помощь учителю. – Москва «ВАКО», 2008.
  2. Горячева А.В. «Дифференцированый подход на уроках природоведения», Москва «Баласс», 1991
  3. Дашевская Л.П. «Первые шаги групповой работы».//Начальная школа. – 1989.