Сценарий проведения круглого стола "С думой о России"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: сформировать патриотические чувства к Родине, рассмотреть на примере истории понятия: “героизм”, “мужество”, “ответственность”, “интернационализм”; пробуждать интерес к своим историческим корням; воспитывать сознательную любовь к Родине.

Ход мероприятия

Ведущий: История нашей Родины – долгая и трудная. С одной стороны, это был процесс роста территории России и укрепления центральной власти, а с другой – борьба с многочисленными опасностями: внешней – угрозой кочевниками и ревнивыми соседями, а так же угрозой внутренней – бунтами, голодом, эпидемиями, стихийными бедствиями. В этих условиях сложился особый характер русского человека – смелого, находчивого, умеющего выдержать любые трудности и лишения, и поэтому непобедимого в сражении.

Но не одна храбрость являлась отличительной особенностью русского воина. Православная вера воспитала в нем, поражавшее многих милосердие поверженному, побежденному врагу. В мирное же время русские “чудо-богатыри”, уповая на Бога, терпеливо, долго и безропотно, как во время войны, сносили природные и социальные напасти, лишь изредка, но страшно восставая против перешедшей все допустимые границы несправедливости.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какую еще роль играла религия?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский, глава православной церкви в России Сергий:

“Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания . С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжёлый час испытаний всем, чем каждый может…”.

Чтец 1:

Россия – это сердца боль,
Многострадальная Отчизна!
Делили люди хлеб и соль,
По воинам справлялась тризна,
Но бились в унисон сердца,
И мужество в рядах взрастало
Девиз: “Сражаться до конца!”
Покуда сил у всех хватало;
Святая к Родине любовь
На ратный подвиг вдохновляла,
Чтоб никакая нечисть вновь
России дух не подавляла,
Чтоб голубого неба свет
Не затмевал разрыв снарядов,
Земля встречала бы рассвет
В одном из радужных нарядов!

Чтец 2: Великое множество русских людей полегло в бесчисленных сражениях. Если бы не мужество нашего народа, монголо-татарские орды стерли бы с лица земли европейскую цивилизацию, а варварские полчища фашистов уничтожили бы большинство восточноевропейских народов. В этих сражениях особое уважение заслужил солдат – с Куликова поля до Курской дуги не было его храбрее и выносливее.

Ведущий: Разнообразные документы: летописи, хроники, воспоминания современников из глубины веков доносят до нас голос наших предков – их сострадание и радость, ненависть к врагам и любовь к Родине.

“С чего начинается Родина?” - поется в одной замечательной песне. Наверное, существует множество ответов на этот вопрос. Символ Родины зависит от того, где родился и вырос человек, чем ему пришлось заниматься, от того, в какое время он живет. Но все же есть образы Родины, которые символизируют ее в глазах всех жителей страны, граждан других стран. В первую очередь к ним относятся герб, флаг и гимн государства.

Чтец 3: Государственный герб, флаг и гимн нашей Родины имеют большую историю. Эта история – наше культурное достояние. Знать ее, уметь объяснить значение символов, помнить наизусть государственный гимн – такая же неотъемлемая черта культурного гражданина России. Чувство уважения к гербу, гимну и флагу – часть сознания настоящего патриота своей Родины. Ведь не случайно символы государства тесно связаны со знаками воинской доблести, с героическими подвигами наших предков.

Ведущий: Любовь к Родине проявляется в мужестве, в героических поступках людей, проявившихся в годы Великой Отечественной войны.

Чтец 4: Мы были молоды, но не жаждали личного счастья, а рвались в бой. 23 февраля 1942 года в День Красной Армии, которая отмечала свою 24-ю годовщину ожесточенными сражениями под Москвой с немецко-фашистскими захватчиками, великая русская поэтесса Анна Ахматова отчеканила слова торжественной клятвы своего поколения:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Нам страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Чтец 5: Мужественное, героическое, нравственно чистое предвоенное поколение, объединившее в своих рядах представителей всех народов России, людей всех возрастов и профессий, всех граждан, перед лицом иноземного вторжения, забывших о религиозных, мировоззренческих, политических разногласиях, сдержало эту клятву: жестокий враг был повержен, наши войска вошли в дымящийся Берлин, над рейхстагом взметнулось Красное знамя Победы!

Чтец 6: Путь к этой победе был тернистым и долгим. Важнейшей вехой на нем стала битва под Москвой. Именно в этой битве был развеян миф о непобедимости фашистской армии. Советские воины, командиры и военачальники накопили опыт ведения крупных оборонительных и наступательных операций, обрели уверенность в себе, что позволило им затем под Сталинградом и Курском окончательно переломить ход войны в свою пользу.

Чтец 7: Долгих четыре года шла война. В ней принимал участие весь народ. Боролись с врагами мужчины, женщины и даже дети. Они помогали взрослым приблизить победу. Ребята работали на заводах и фабриках, заменив взрослых, которые ушли на войну, а некоторые дети даже принимали участие в боевых действиях. Таких детей было много. Они помогали раненым, участвовали в боевых операциях, добывали ценные сведения о расположении вражеских частей, сражались в партизанских отрядах, уничтожая склады с боеприпасами, взрывая фашистские поезда, мосты, железные дороги. Один немецкий солдат написал в своем дневнике: “Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои”

Чтец 8 Поколению героев, с детских лет мечтавших о том, чтобы умереть в боях за высокие идеалы, мальчишкам и девчонкам, со школьной скамьи шагнувшим в окопы, чтобы защищать независимость и достоинство своей Родины – вечная память. В их подвиге мы черпаем сегодня надежду на славное будущее Отечества.

Ведущий: Героизм и мужество проявляются и в современном мире – Афганская, Чеченская война – множество молодых ребят отдали жизни, выполняя интернациональный долг, защищая Россию.

Учитель: Нынешнее поколение должно помнить, какой ценой нам достался мир, ценить это, и делать все возможное, чтобы не допускать конфликтов между народами.

Ведущий:

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!...
Люди, покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Учитель: Мы не должны забывать о подвиге, совершенном в годы войны нашим народом. Обязательно нужно знать историю своей семьи, нужно гордиться своими предками. Нужно знать, за что давались награды, какою ценой было заплачено за эти ордена и медали, чтобы беречь их, как драгоценности, и передавать из поколение в поколение. Очень важна поисковая работа, она открывает нам глаза на прошлое нашей семьи, страны. Нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.

Приложение (Фото)