План-конспект урока геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика


Класс: 7 класс

Характеристика класса: 25 учеников; 7 учеников имеют хорошие математические способности, 14 учеников имеют средние математические способности, 4 ученика имеют низкие математические способности. Возраст: 1998 г. – 11 ч.; 1997 г. – 14 ч. Состав семей: многодетные – 1, неполные семьи – 9; дети, находящиеся на опеке – 1, малообеспеченные – 7, единственные дети в семье – 7. Образовательный уровень родителей: высшее образование – 5 человек, средне – специальное – 20 человек, среднее – 16 человек. Социальный состав родителей: служащие – 16 человек, интеллигенция – 3 человека, рабочие – 17 человек, не работают – 5 человек. Состояние здоровья учащихся: имеют хронические заболевания – 2 ученика, нарушено зрение – 9 человек.

Программа:

1. Сборник нормативных документов математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебный планы. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. “Дрофа”, 2008 г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия.7-9 классы. Москва. “Просвещение”, 2010 г.

Учебник: Л.С.Атанасян и др. Геометрия 7–9. Учебник: М., “Просвещение”, 2009 г.

Раздел: глава I. Начальные геометрические сведения.

Количество часов в неделю – 2 часа, год – 68 часов.

Тема урока: Перпендикулярные прямые.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Ввести определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков; рассмотреть свойство перпендикулярных прямых.

Образовательные задачи:

- повторить понятие перпендикулярные прямые;

- рассмотреть свойство перпендикулярных прямых;

- совершенствовать у учащихся умение решать задачи.

Развивающие задачи:

- развивать навыки построения геометрических фигур;

- осуществлять поиск знаний с помощью коллективной формы обучения, т.е. работы учащихся в парах сменного состава;

- развивать логическое мышление; воспроизводить изученную информацию, рассуждать и обобщать, работая в парах.

Воспитательные задачи:

- формирование у учащихся познавательного интереса к математике;

- воспитание таких качеств характера, как умение правильно организовывать свой самостоятельный труд, нести ответственность за работу своего соседа;

- воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе, сотрудничать как во время работы, так и во время проверки ее результатов.

Оборудование:

- дидактическая доска, плакаты, таблица (записываются данные), карточки с заданием.

Используемые цифровые образовательные ресурсы: рисунок 1; рисунок 2; рисунок 3.

I. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока. Предлагается учащимся распределиться на пары для работы. Домашнее задание: п.12. № 66, 68.

II. Введение в знание

Технология ведения урока: активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики средствами развивающего обучения.

1. Устная работа.

- Но для начала нам нужно вспомнить некоторые геометрические фигуры. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры изображены? Какими особенностями обладают эти фигуры?  (Рисунок 1)

Какие геометрические фигуры изображены?

2. Историческая справка.

- Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское “перпендикулярис” означает “отвесной”. Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол. Это вы умеете делать с помощь чертежного треугольника и с помощью транспортира.

III. Поиск знания. (Коллективная деятельность)

Применяем коллективную форму обучения. Учитель наблюдает за работой пар, консультирует, проверяет и оценивает результаты работы первых пар. Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь заданиями.

- Прямые CD и MN пересекаются и образуют 4 прямых угла (рисунок 2). Такие прямые называются перпендикулярными. В математике слово “перпендикулярные” обозначают знаком “”. Пункт учебника 12.

Перпендикулярные прямые

- Доказать свойство перпендикулярных прямых. Пункт учебника 12.

- С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые? Пункт учебника 12, рис. 44.

IV. Воспроизведение

Применяем методику, основанную на принципе развития математических способностей (дифференциация).

- Выполнить практическое задание № 57. Уровень А.

- Решить задачу № 69 (один ученик работает у доски, остальные- в тетрадях). Уровень А, Б, С.

V. Подведение итогов

- Какие прямые называют перпендикулярными? Какие отрезки и какие лучи называют перпендикулярными? С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые?

VI. При наличии времени решить устные задачи

(рисунок 3)

Устные задачи
  1. Прямые CM и MP пересекаются в точке K. Угол CKP равен 90°. Найдите остальные три угла, образовавшихся при пересечении CE и MP.
  2. Прямые CM и OE пересекаются в точке K. Один из углов, образовавшихся при пересечении – прямой. Образовался ли при этом хотя бы один не прямой угол?
  3. Прямые AB и OC пересекаются в точке M. Один из углов, образовавшихся при пересечении – не прямой. Образовался ли при этом хотя бы один прямой угол?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3