Игра на уроке иностранного языка очень важна. Ведь целью игры является не только передача знаний от педагога к ученику. Дидактические игры на уроках помогают учителю создать интересную и притягательную атмосферу. Их использование в учебном процессе выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.
На сегодняшний день существует множество определений дидактических игр. На наш взгляд, все они дополняют друг друга. Они так же являются основополагающими для выработки рабочих для данной статьи определений терминов “игра” и “игровой прием”.
В данной статье игра трактуется как метод обучения, направленный на образование, воспитание и развитие личности ребенка, базирующийся на дидактических основах.
Игра включает в себя следующие звенья:
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- выбор нескольких вариантов решений (основа проблемности);
- ярко выраженное соревнование и высокая эмоциональность;
- полная мобилизация всех возможностей соревнующихся;
- завершение игры победой одной из команд/учеников;
- награждение победителей.
При этом игра складывается из отдельных элементов, которые называются “игровыми приемами”. Применительно к данной статье мы обозначили игровой прием как модуль игры, который может быть выделен в технологии проведения игры и использован применительно к другому учебному материалу.
Несмотря на то, что многие учителя и методисты рекомендуют использование игр на уроке иностранного языка, так как они повышают и поддерживают интерес к изучаемому предмету, в большинстве современных российских УМК мы не часто встретим такой метод обучения. В связи с этим возникает необходимость разработки собственных игр.
При их разработке и практическом использовании мы рекомендуем соблюдать методические положения, разработанные Д.Берном [2, 100-105], так как он является одним из ведущих методистов в области языкового образования:
- соответствие возрастным особенностям учащихся;
- учет уровня обученности игроков;
- следование стадиям формирования навыков;
- учет количества учеников в классе;
- планирование времени выполнения игры;
- объяснение правила игры, при необходимости переход на родной язык;
- обязательное иллюстрирование примером хода игры во избежание непонимания со стороны учеников;
- вовлечение в игру как можно больше игроков. Будучи сначала в центре внимания, учитель должен отдать первенство ученикам;
- запись счета на доске для выявления победителей;
- поощрение ответов.
Помимо методических условий использования игр важно соблюдать и дидактические основы, являющиеся их фундаментом [1,174-185]:
Соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых:
- учет индивидуальных характеристик темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.
Создание оптимальных условий для обучения:
- создание ситуации успеха для каждого из участников.
Сознательность и творческая активность:
- высокий уровень мотивации, осознанная потребность учащихся в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам.
Развивающий и воспитывающий характер обучения:
- всестороннее развитие личности,
- формирование не только знаний и умений, но определённых нравственных и эстетических качеств,
- формирование самостоятельности, усидчивости, деловитости, требовательности к самому себе и другим, дисциплинированности.
Связь обучения с жизнью:
- демонстрация того, как изучаемый материал используется в реальных условиях общения.
Использование наглядности:
- применение разнообразных иллюстраций, демонстраций, карт, схем, ярких примеров и жизненных фактов.
Преемственность, последовательность и систематичность обучения:
- наличие связей между изучаемыми лексическими и грамматическими материалами,
- систематизация знания учащихся, обеспечение прочность их усвоения,
- прогнозирование темпа усвоения того или иного учебного материала.
Научность обучения:
- использование проблемных ситуаций,
- вовлечение учащихся в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов,
- проведение анализа результатов собственных наблюдений,
- поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
Прочность результатов обучения:
- проявление интеллектуальной и познавательной активности;
- структурирование материала, выделение главного, обозначение логических связей;
- осуществление систематического контроля проведения, проверки и оценки игры;
- формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому материалу.
Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы:
- разнообразные формы организации обучения: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.
Исходя из этих положений, мы предлагаем свою схему разработки игр для формирования лексических навыков:
Целеполагание в организации игры:
- выделение целей игры - мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную и ее задач.
Технология проведения дидактической игры:
- отбор изучаемых единиц;
- выбор формы обучения;
- подбор игровых приемов как составляющих игры;
- определение времени, отводимого на данный прием;
- осуществление контроля.
Первичное и вторичное пилотирование.
Учет методических и дидактических принципов помогает учителю предвидеть ошибки, связанные с подготовкой и ходом проведения игры, а так же позволяет разработать и подобрать наиболее эффективные дидактические игры для конкретной возрастной группы.
Список литературы
- Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика./В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - Москва, 2002.
- Byrne, D. Teaching Oral English./ D.Byrne. - Longman, 1996.