Место и роль семьи в подготовке детей к школе

Разделы: Работа с родителями


“Психолого-педагогическая помощь детям, имеющим нарушения речи и их родителям при подготовке к школе (изучение различных разделов языка, профилактика дисграфии)”.

По мере углубления процессов обновления общества, все большее количество людей освобождается от сложившихся стереотипов мышления и социального поведения.

Система социальных представлений и норм поведения оказывает влияние на формирование личности ребенка. Огромную роль в этом процессе играет семья. Ребенок с рождения попадает в определенную семейную ситуацию, с ее индивидуальными законами и правилами. В семье возникают важные со всех точек зрения процессы самоопределения личности. Именно семья закладывает основы психического здоровья ребенка.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, возникает острая необходимость повышения педагогической компетентности родителей.

Разработка способов практической организации помощи родителям, реального опыта сотрудничества, которые могут осуществить психолого-педагогический тренинг для совместной работы логопедпсихолог – воспитатель – мама – ребенок. В данном случае психолого- педагогическая работа рассматривается как один из способов воздействия, имеющий практическую направленность и носящую характер корригирующего воздействия.

Из опыта работы американского педагога и психотерапевта Х. Жино важна концепция семейного воспитания, основанного прежде всего на идее “деневротизации” эмоциональной среды родителей, благодаря осознанию ими своих подлинных родительских чувств, при этом спонтанно возникают явления, которые в полное мере можно назвать открытым диалогом с ребенком, а также совместным продуктивным творчеством ребенка и взрослого.

Представление о том, что для воспитания ребенка, для создания с ним учебных, игровых заданий нужны специальные знания еще не укрепилась в сознании значительной части современных родителей. Большинство из них считает, что все это будет реализовываться на интуитивном уровне, стоит только родить ребенка.

На самом же деле есть много вещей, которые следует знать родителям, чтобы правильно выстроить отношения с ребенком, дать ему полноценное воспитание, суметь выполнить с ним небольшое задание, или просто захотеть и правильно поиграть с ним в совместную ролевую игру, понимая для чего это сейчас моему ребенку надо.

Для разъяснения этих вещей нужна консультативная работа с родителями. Консультирование не является здесь самостоятельным направлением деятельности узкого специалиста, а выступает неотъемлемой частью общего комплексного коррекционного процесса, когда возникает необходимость использования в этом процессе психолого-педагогических методов и приемов.

Каждый родитель видит в своем ребенке свое продолжение и ему больно видеть несостоятельность своего ребенка, в каком бы виде она не проявилась. Из практики проведения первых занятий “Мамина школа”, проводимой под девизом “Играем и учимся вместе с мамой”, родители по-разному реагировали на неуспешность своего ребенка:

  • пытались сделать за ребенка, если ребенок не знал ответ, обижались на него;
  • в случае неудачи ребенка, прекращали посещение занятий;
  • агрессивно реагировали на несостоятельность ребенка, отругать ребенка после занятия.

В таких случаях помогало индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей.

Включение родителей в совместную деятельность логопед – психолог – родитель – мама – ребенок - это попытка усилить эффективность организованного обучения и воспитания, действуя совместно. Это изменяет позицию родителей по отношению к ДОУ, повышает уровень мотивации к сотрудничеству:

Родители начинают более адекватно оценивать возможности своего ребенка;

Понимать целесообразность и необходимость коррекционной работы;

Возрастает число участников, влияющих на процесс обучающего воздействия – это условие для сокращение сроков коррекционной работы.

В этой работе важно дать поддержку родителям, помочь увидеть перспективу развития, а не только указать на недостатки ребенка.

Родителям надо помогать с учетом их возрастного и жизненного опыта, ведь это люди, воспитанные во времена приоритетов познавательного развития, когда внутренний мир ребенка, его чувства и переживания не являлись столь важными.

В педагогической практике нередко сталкиваемся с недостаточной компетентностью родительского поведения. Мама или папа, сами имевшие проблемы в воспитании и обучении, сосредоточены на том “как должно быть”. И часто такие родители глухи к индивидуальным возможностям и способностям своего ребенка. В таких случаях между родителями и ребенком складываются непродуктивные отношения (сверхзависимые, эмоционально “холодные”, отвергающие, жестко-агрессивные). К тому же, родителей буквально осаждают советами родственники, знакомые, средства массовой информации.

Немудрено, что перед всем этим потоком советов родители теряют чувство уверенности в своих действиях, в своих способностях воспитывать ребенка.

Поэтому курс подготовки родителей представляет возможность выбрать тот метод обучения и воспитания, который подходит в данной ситуации оптимально.

Парадоксальным образом этот факт снижает мотивацию родителей на сотрудничество со специалистами, тат как внешний эффект имеющегося недостатка не настолько социально порицаем, не вызывает нездорового любопытства со стороны окружающих.

Проблему родители, конечно, осознают и приводят ребенка в коррекционную группу для детей с нарушением речи, спокойно оставляют его на попечение специалистов, но сотрудничать и обеспечивать преемственность в коррекционной работе дома не все готовы, так как не считают эту меру достаточно значимой. В тоже время родители не понимают всей глубины последствий, которые ждут в школе детей с нескомпенсированными тяжелыми речевыми нарушениями.

Для того, чтобы родители поняли и приняли значимость своего участия в коррекционной работе, необходимо личное общение родителей со специалистами. Общение педагога с родителями в ДОУ – это особый, специфический вид деятельности. Он лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников.

Это общение опосредованно деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия и позволяет вовлечь семью в образовательный процесс.

В данной ситуации – наиболее часто испытывается интерес взрослого к происходящему и удивление, что все оказывается так, как он и не предполагал. Благодаря этим эмоциям, в большинстве своем положительным, у родителей возникает желание расширить свой опыт общения со своим ребенком путем узнавания новой информации.

Специалисты на занятиях формируют дополнительную мотивацию посещения курса “Мамина школа”, опираясь на положительный опыт, полученный родителями и желание продолжить обучение вместе с ребенком.

Положительные эмоции родителей усиливает также общение их друг другом до и во время занятий. Взаимный обмен мнениями и впечатлениями с участием специалистов представляет особый интерес, так как родители, в свое время имевшие проблемы в собственном обучении воочию видят положительные сдвиги в обучении своего ребенка. А если специалист усилит эту ситуацию успеха публичной похвалой, то интерес к совместным занятиям у таких родителей возрастает в разы. Поэтому такие занятия должны существовать как совместная познавательная, эмоциональная и продуктивная деятельность ребенка, его матери и педагога.

Во время занятий специалист доносит до родителей необходимую информацию о приемах работы:

- со звуко-буквенным составом слова;

- со слоговой структурой слова;

- со структурой предложений разного типа, картинно-графического моделирования предложений разного типа;

- со структурой простого цепного рассказа;

- с графическим моделированием рассказов по сериям сюжетных картинок;

- с приемами использования на занятиях дополнительных анализаторов (зрительного, слухового, кинестетического)

- с представлениям о физических и психических возможностях ребенка данного возраста;

- с возможностью сочетания учебных заданий и игровых упражнений, способствующих более эффективному познавательному процессу, предупреждающих переутомление у детей;

- со здоровьесберегающими технологиями:

  • снятие психо-эмоционального напряжения;
  • снятие мышечной усталости;
  • профилактика нарушений осанки и зрения.

- по увеличению объема памяти на линейный ряд;

- по переключению, по устойчивости внимания с одного вида деятельности на другой;

- по развитию моторики кисти и пальцев;

Такие виды занятий стимулируют родителей обращаться к специалистам ДОУ за помощью или разъяснением, а так же поделиться собственным опытом.

Значение запаса знаний накопленных, в первые годы жизни ребенка очень значимо. Если родители это понимают и прислушиваются к мнению специалистов-дошкольников, то более внимательно относятся к связи между тем, что делают они сами для ребенка, что делают педагоги в этом направлении с той колоссальной работой, которую ребенок делает сам, пытаясь чему-либо научиться.

Немаловажен тот факт, что дети, посещающие вместе с родителями группу “Играем и учимся вместе с мамой”, легче адаптируются в первом классе. Родители, заинтересованные в школьных успехах своего ребенка, посещают такую группу вместе с ним один раз в неделю. А значит формирование произвольности, являющееся центром психического развития, происходит рядом с мамой, при ее непосредственном участии. Мама наблюдает, как произвольной становится организация деятельности, как ее ребенок учится управлять своим поведением.