Цели:
Оборудование урока:
- раздаточный материал (текст для комплексного анализа);
- выставка книг К.Г. Паустовского;
- портрет писателя;
- картины о Мещере;
- словари (“Топонимический словарь Рязанской области”, “Большая советская энциклопедия”).
Ход урока
Для всего, что существует в природе...
есть великое множество... слов...
К.Г. Паустовский
I. Вступительное слово учителя.
На уроках русского языка мы с вами часто отправляемся в путешествие. Вспомните, где вы уже побывали? (В стране Глаголии, в созвездии Наречий, плавали по морю Местоимений и т.д.).
А сегодня я приглашаю вас на экскурсию по Мещерскому краю. В этом нам поможет комплексный анализ текста (тема нашего урока), благодаря нему мы увидим и почувствуем скромную красоту этого края. Иллюстрациями к тексту будут картины, написанные нашим учителем и учениками.
Эпиграфом нашего урока будут слова замечательного писателя, который любил и воспел этот край: “Для всего, что существует в природе... есть великое множество... слов...”. Именно слова помогут нам увидеть величественную Мещеру. Поэтому вы должны быть особенно внимательны к тексту.
П. Анализ текста.
- Прочитайте выразительно текст.
- Как можно озаглавить? (Мещорские леса).
- Определите тему текста. (Красота Мещорских лесов).
- Основная идея текста (Уметь видеть прекрасное в обычном, повседневном. Любить родную природу).
5. Тема и идея раскрываются постепенно, неторопливо, поэтому текст можно разделить на части. Какие? Составьте план текста.
А) Мещора - остаток лесного океана.
Б) Путь в лесах.
В) Закат.
Г) Ночь уже стоит.
Д) Зарождается рассвет.
6. Назовите микротемы текста. (Это те же пункты плана).
7. Прочитайте 1-ое предложение. Какова его роль в тексте? (Помогает понять, о чем будет этот текст).
8. Назовите средства связи частей текста и предложений. (Части текста связаны по смыслу и структурно). Смысловая связь выражается в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль: рассказывают о притягательной силе Мещерского края.
Предложения 1-го абзаца связаны цепной связью, лексическим повтором.
Предложения 2-го абзаца связаны параллельной связью при помощи указательной частицы это, которая заставляет обратить внимание на то, что увидел и почувствовал внимательный писатель.
Предложения 3-го и 4-го абзацев связаны морфологически, обращается внимание на признак действия и явления природы, потому что произошли изменения.
9. Определите тип речи. (Описание).
10. Определите стиль текста. (Художественный, так как нарисована запоминающаяся картина природы).
11. Писатель показывает природу не статично, а в динамике. Динамичность речи достигается использования глаголов. Назовите их.
12. Анализируя текст, отмечаем особенности стиля писателя. Я хочу обратить ваше внимание на 1-ое предложение 3-го абзаца. Писатель, говоря о закате, что он пылает, употребил наречие тяжело. Почему? Именно это слово подчеркивает наступление ночи, движение в природе. Пылает - это движение, а тяжело - уже нет легкости. Мы правы в своей догадке, потому что следующее предложение сообщает, что внизу темно и глухо. Вот такие детали и помогают глубже прочувствовать текст, именно это и составляет особенность стиля-писателя, манеру его письма. С описанием природы каких писателей вы уже знакомы?
13. Кто является автором этого текста? (Паустовский).
14. Слово о писателе (учитель).
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. В детстве мечтал о далеких путешествиях, о южных странах, яркой природе. Но прошли годы, и Паустовский нашёл радость во встречах со среднерусскими лесами, озерами, с простыми людьми. Он открывает особую страну Мещеру - местность, расположенную к югу от Москвы, - и показывает красоту её лесов, озёр, болот в таких произведениях, как “Мещерская сторона” и “Повесть о лесах”. По своей манере письма писатель оказался близок к Андерсену: он так же умел увидеть в обыкновенном необычное. В русской прозе он остался певцом природы среднерусской полосы, великолепным знатоком русской речи, неподражаемым мастером слова.
15. Понаблюдайте за синтаксическим строем предложений. Какие предложения преобладают и почему?
17. Составьте схемы предложений:
1 вариант: со сравнительным оборотом;
2 вариант: тире между подлежащим и сказуемым.
18. Повторим орфографию. Выпишите слова с орфограммой:
1 вариант: Н и НН в прилагательных и причастиях;
2 вариант: НЕ с разными частями речи;
3 вариант: чередующиеся гласные в корне слова.
III. Итог урока.
Итак, наше путешествие по тексту закончено. Читая и анализируя, мы рассмотрели его как речевое произведение и попытались пройти путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно всё: и слово, и звук, и интонация. Важно, как он начинается: оказывается, 1-ое предложение помогает понять, о чем будет текст. Увидели, как велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору ярко выразить свои мысли и чувства. Когда обсуждали, то было видно, что вы понимали прочитанное по-своему. Это значит, что каждый текст неисчерпаем.
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание: написать пейзажную зарисовку “Мой любимый уголок природы” или “В зимнем парке”. Написать стихотворение о любимом уголке природы.
Приложение
Комплексный анализ текста
Мещора - остаток лесного океана. Мещорские леса величественны, как кафедральные соборы. По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхи”.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
Ночь уже стоит над озером и смотрит в его темную воду... На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь... Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.
- Прочитайте выразительно текст.
- Озаглавьте.
- Основная тема текста.
- Основная идея текста.
- План текста.
- Назовите микротемы текста.
- Роль первого предложения в тексте.
- Назовите средства связи предложений в тексте.
- Определите тип речи.
- Определите стиль текста.
- Назовите автора текста.
- Объясните лексическое значение слова: Мещёра.
- Какие предложения преобладают, почему?
- Составьте схемы предложений: 1 вариант - со сравнительным оборотом; 2 вариант - с тире между подлежащим и сказуемым.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Выпишите слова с орфограммой: 1 вариант - Н, НН в прилагательных и причастиях; 2 вариант - НЕ с разными частями речи; 3 вариант - чередующиеся гласные в корне.