Методика сбора информации как основа обучения деятельности журналиста

Разделы: Внеклассная работа


Выбор данной темы не является случайным. Адаптированная образовательная программа «Основы журналистики» является профессионально – прикладной, она включает в себя 16 разделов и может познакомить с основами риторической деятельности, с историей развития средств массовой информации (СМИ), с видами газетного дела: редактированием, фотокорреспонденцией, техническим созданием газеты… и многими другими вещами. Но, подростки приходят в объединение писать, мало того, они мечтают печататься, быть журналистами, сообщать человечеству не просто новую информацию, но ещё иметь возможность высказать своё личное отношение к произошедшему. Причём, каждый обучающийся мечтает писать в своём собственном жанре. Журналистская же информация доносится до читателей в определённых жанровых формах. В литературоведении под жанрами подразумевают «Сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений». В публицистике жанрами именуют «устойчивые группы публикаций, объединённые сходными содержательно – формальными признаками».

В объединении «Журналист» изучаются:

  • информационные жанры – заметка, репортаж, отчёт, интервью;
  • аналитические жанры – корреспонденция, статья, рецензия;
  • художественно – публицистические – очерк, зарисовка, эссе, фельетон.

Что же объединяет столь различные жанры? Подготовительная работа.

Независимо от жанра и замысла произведения журналист в первую очередь нуждается в полной, разнообразной, правдивой информации об объекте своего произведения. Именно это порождает актуальность способностей журналиста получить «нужную» информацию. И именно поэтому на начальном этапе реализации образовательной программы у обучающихся необходимо формировать овладение навыками сбора и обработки фактического материала, что и является важнейшей задачей педагога, руководителя объединения «Журналист».

Для решения поставленной задачи для педагога важно не только научить увидеть, «почуять» нужную информацию, но главное – научить получить, «добыть» её.

В реализации поставленной задачи особо важную роль играет выбор формы организации познавательной деятельности обучающихся в осуществлении учебно-воспитательного процесса: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.  Да, формы традиционные, но используются они оригинально, чему способствует специфика самого предмета – журналистики.

Источники информации

Поиск информации – это в какой-то степени наука, которую осваивают юные журналисты в процессе обучения.  Для успешного осуществления функций журналиста обучающимся необходимо знать и уметь использовать все источники информации. На занятиях ребята изучают информационную среду, которая делится на три основных типа  источников информации, что является одним из важнейших звеньев в создании журналистского материала.

 Документальный тип источников информации

Документ– это материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и в пространстве. Источниками документальной информации для обучающихся являются: периодические издания (газеты, журналы), фотоархивы, нормативные документы (справки, положения о мероприятиях), (V раздел, тема 3).

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) при получении информации из документов

На начальном этапе обучения работе с документами используется, в основном, коллективная работа. Ребята при знакомстве с документом определяют по изученным ранее признакам жанр материала, учатся выделять в нём главную, основную мысль, отделяют фактическое  событие от авторского мнения. Выводы каждого ребёнка обсуждаются, что помогает не только закреплять теоретические знания, но и формировать собственный взгляд на событие, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, признавать ошибки.

После такой подготовительной работы обучающимся доверяются групповые задания. Например, первая группа (3-4 чел) должна найти в СМИ аналитическую информацию об объекте, вторая – подобрать фотоматериалы об этом же объекте, третья – ознакомиться с критическими материалами, изданными всё о том же объекте.

Собранные группой  материалы обобщаются, совместно составляется отчёт – справка с оценкой материалов и выносится на коллективное обсуждение.

Ребята оценивают собранную информацию по нескольким критериям:

  • достаточно ли освещён в печати объект;
  • имеются ли расхождения в изложении факта, события в материалах различных изданий;
  • какова в нём доля авторского мнения;
  • можно ли было данный объект (факт) изложить интереснее, объективнее, доступнее массовому читателю и имеется ли в этом необходимость.

 По справкам – отчётам предлагается написать собственный материал. За такие поручения  берутся обычно, единицы (т.е. используется индивидуальная форма организации познавательной деятельности). Достойные работы публикуются в газете «Сорока» (ЦДТ), «Узнавай-кА» (СОШ№3), местных печатных СМИ.

Необходимо отметить, что любая предварительная работа, проводимая вне объединения, осуществляется педагогом:

  • договорённость о представлении материалов, нормативных документов, фотоархивов, их объём;
  • время, место  встречи группы с носителем информации;
  • присутствие корреспондентов на мероприятии и т.п.

В дальнейшем рационально использовать групповую ФОПД и в парах (журналист, фотокорреспондент). Что, почти всегда, даёт положительный результат.

Например: Над созданием публикации «Дорога в школу и домой» («Северный кристалл» №41, от 09.10.2008г) работали два обучающихся  (София Юхимец, Сабина Менкаева).

Группа в составе Чернятьевой Натальи, Менкаевой Сабины и Франковской Яны работая с фотоархивом Лянторского гарнизона пожарной охраны, выяснила, что с 2002 года по настоящее время в этой организации работает династия Гузиковых Александр Георгиевич и Данил Александрович. В результате ребята сделали фоторепортаж. Журналист Чернятьева написала текстовку, фотокорреспондент Франковская сделала  подборку фотографий, Менкаева оформила подготовленный материал в виде стенной газеты, которая заняла 3 место в конкурсе газет посвящённом Дню пожарной охраны (апрель 2009г)

Работу с нормативными школьными документами поручается выполнить, обычно, одному человеку. Необходимость в изучении данной информации возникает при освещении события, например, конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п. Справки, положения дают возможность получить объективную, полную информацию, которую использует в своей работе журналист.

Например: Гусельникова Мария  изучила  справку ЦДТ « Итоги проведения фотоконкурса «Зимушка – зима»», на основе фактических данных  появилась заметка «Конкурсы, конкурсы» («Сорока» №23 февраль 2010г).

 Наблюдение как тип источника информации

Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении даёт возможность изучить явление, а не  отдельные его аспекты.

В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.

Наблюдение делится также на включённое (когда журналист участвует в действии, которое должен осветить), и не включённое (корреспондент не является участником группы, процесса, явления). (V раздел, тема 5).

Особенности организации работы обучающихся в процессе наблюдения

В практике объединения объектом наблюдения, в основном, являются школьные, городские мероприятия, а также мероприятия  центра детского творчества. Зрелищность этих объектов облегчает организацию любой формы познавательной деятельности. Азы наблюдения ребята получают при коллективном посещении мероприятия.

Предварительно педагог ставит перед журналистами задачу успеть зафиксировать как можно больше информации и впечатлений. Фотокорреспонденты обязаны успеть заснять всё: событие,  участников, зрителей, жюри, окружение.

Следует отметить, что все массовые мероприятия ребята посещают только с педагогом, который не только руководит наблюдением, но и отвечает за безопасность детей.

Обработка собранной информации осуществляется либо в группах, либо индивидуально. Анализ и отбор – коллективно. Особо следует отмечать тех ребят, кто смог почувствовать и оценить атмосферу объекта. Коллективная аналитическая работа способствует выработке профессиональных качеств журналистов: коммуникабельности, способности объективно оценить свою и чужую работу, толерантности и др.

При достаточном объёме и желаемом качестве собранной информации ребята пишут заметки, репортажи и реже статьи.

Как в процессе наблюдения, так и в процессе анализа и отбора информации у ребят развивается интуиция, ёмкое воображение, они учатся видеть чужое восприятие события, улавливают общую атмосферу. Существенно и то, что при наблюдении традиционных мероприятий у ребят накапливаются документальные и фотоматериалы, что позволяет им самостоятельно проводить аналитическую работу.

Например, за время работы объединения, обучающиеся 3 раза наблюдали за организацией и проведением городской игры – соревнования «Имею право», и именно на основе наблюдения  написаны заметки:

  • «Имею право!?» автор Эдуард Шарипов, «Узнавай-кА» №2, 2006г;
  • «Не человек существует для закона, а закон для человека» автор Ольга Линдеберг, «Узнавай-кА» № 12, 2008г;
  • «Лента новостей» автор Юлия Воробьёва, «Узнавай-кА» №20, 2009г.

На следующих этапах сбор информации осуществляется группами в 2-3 человека.

Педагог дифференцированно должен подходить к созданию групп: учитывать не только желания, но навыки и способности детей. Менее подготовленные ребята объединяются в группу из 4-5 человек, за работой которой наблюдает педагог. Создаются временные группы для выполнения разового поручения из равного количества ребят второго года обучения и новичков. Часто формируются постоянные группы из более опытных обучающихся, способных выполнять самостоятельные задания. Обычно это пара – корреспондент и фотооператор. Так, в результате сотрудничества Веры Ткаченко и Миланы Ибрагимовой появился качественный фоторепортаж с районного конкурса «Югорская красавица Миснэ», «Сорока» №26, ноябрь 2010г.

«Живой источник» журналистской информации

Человек является в системе информационных источников ключевым звеном. Человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Способы получения информации: интервью, анкетирование, реже – телефонные опросы. (V раздел, тема 4).

Психологические и педагогические аспекты организации познавательной деятельности обучающихся при работе с интервьюируемыми людьми

Интервью

Основой успешного интервью является качество журналиста «сходиться с людьми». Это требует от него определённого поведения, внешнего вида, знания основ психологии общения и теоретической подготовки.

Работа над интервью делится на три основных этапа: подготовка, беседа, написание материала.

I этап – подготовка к интервью – содержит: выбор темы, выбор собеседника, составление примерного списка вопросов, определение способа записи ответов, получение согласия собеседника на встречу и разговор с журналистом.

II этап – беседа  – начинается со знакомства, прежде всего журналист представляется сам, задавая первый вопрос он должен постараться установить, насколько собеседник общителен, какое у него настроение. В конце беседы необходимо поблагодарить собеседника и договориться с ним о встрече для согласования интервью. На данном этапе работы важно соблюдать очерёдность типов вопросов.

III этап – написание материала – начинается после тщательной перепроверки полученной информации, данных о собеседнике. Далее идёт расшифровка и обработка ответов,  написание материалов.

Пресс-конференция

Так как в объединении занимаются подростки, естественно, они не владеют психологией общения, не всегда обладают навыками тактичного поведения и умением вести беседу.

Безусловно, поэтому первоначальные навыки получения информации от человека формируются на общих занятиях, которые проводятся в виде деловых игр. Примером таких занятий может служить деловая игра «Пресс-конференция».

На подготовительном этапе дети аргументировано предлагают различные темы для интервью, отражающие подлинные факты, события. Из представленных тем коллективно выбирают одну. Из числа обучающихся избирается собеседник – интервьюируемый, играющий роль реального участника события. Подготовка к пресс– конференции проводится по описанной выше схеме индивидуально. Каждый участник должен подготовить не менее пяти вопросов. Педагог, выступая в роли консультанта, советует уделить внимание 1-2 вопросам, чтобы избежать  дублирования, но не сообщает, какие вопросы уже есть у других ребят. Непосредственно игра имитирует настоящую пресс-конференцию.

При подведении итогов игры анализируются не только качество содержания интервью, но поведение, манера вести диалог, одежда участников – так формируется представление об этике журналистов, происходит знакомство с элементами психологии общения.

Блиц-интервью

Проводится на занятии и особый вид работы – «Блиц-интервью». Это тренинг на способность журналиста быстро реагировать на событие, работать без подготовки в экстремальной ситуации.

Тренинг проводится в парах, роли журналиста и собеседника распределяются по договорённости. Совместно придумывается ситуация, событие, обозначается роль и степень участия собеседника в данном событии. Время  тренинга ограниченно – 10-15 минут.

Аналогичный тренинг можно проводить в группах, когда при диалоге присутствуют ещё 2-3 обучающихся, оценивающих, анализирующих работу пары.

Все эти виды учебной деятельности носят только тренировочную нагрузку, поэтому материалы по игровым интервью не пишутся.

После соответствующей подготовки обучающимся поручается взять интервью у близких людей: членов семьи, друзей. По этим интервью пишутся материалы, которые анализируются, устно рецензируются ребятами и педагогом.

О реальных интервью договаривается сначала педагог, а со временем ребята выполняют всю работу самостоятельно. Наиболее удачные материалы в жанре  интервью публикуются в местных печатных СМИ. Например: Работа «Будет ли у радио вторая жизнь» автор Гусельникова Мария, заняла 1 место в городском конкурсе «Юный журналист» в номинации «Лучшее интервью», опубликовано в «Лянторской газете» №31 от 10 августа 2010 года.

Работа «Интервью с…» авторы Анна Деменко, Алексей Кузнецов, опубликовано в  городской газете «Северный кристалл» №40 от 2 октября 2008 года.

Анкетирование

Полученный опыт используется при организации и проведении анкетирования.

Анкетирование – это метод получения информации о состоянии общественного сознания, общественного мнения с помощью опроса  многих лиц.

Главная трудность для журналиста при  анкетировании заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Темы для анкет предлагают ребята. Вопросы разрабатываются группами, анализируются коллективно. Анкетирование проводится парами для полной уверенности и ощущения поддержки со стороны партнёра при выполнении задания.

Обработка полученных материалов: статистика, систематизация осуществляется в группах, количество которых соответствует количеству вопросов в анкете. Группы составляют отчёт – справку, по которой и пишется материал.

Например:

В данном случае анкетирование и социологический опрос проводился  с целью выявления проблемы тиражирования газеты «Сорока», на основе которой разрабатывался  и реализовывался социальный проект «Наша газета» (2009г.)

Выполняются и социальные заказы, так для МОУ ДОД «ЛЦДТ» было разработано и проведено анкетирование среди обучающихся и их родителей с целью внешней оценки деятельности учреждения. Данный вид работы выявил недостаток в ЛЦДТ технических и  спортивно– технических объединений.

В настоящее время тремя группами разрабатывается анкета «Почему взрослые бьют детей». По итогам анкетирования планируется написание статьи.

Заключение

Таким образом, в зависимости от учебной ситуации и обучающих целей при сборе журналистской информации используются все современные формы организации познавательной деятельности. Но особое внимание необходимо уделять самостоятельным заданиям. Они должны разрабатываться с учётом индивидуальных особенностей подростка, его интересов, склонностей, способностей.

Одним из примеров использования форм организации познавательной деятельности может служить план занятия по теме «Интервью – один из ведущих жанров журналистики».

Работы детей из объединения «Журналист» (Приложение 1).