Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой…
М.И. Алигер
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА).
Задачами курса является научить:
- употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
- пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
- отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- править написанное;
- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы:
№ занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Тема занятия |
1. |
1 |
08.09 |
О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. |
2. |
1 |
15.09 |
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. |
|
1 |
22.09 |
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1. Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. |
4. |
1 |
29.09 |
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. |
5. |
1 |
6.10 |
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. |
6. |
1 |
13.10 |
Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов («Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи). Тренинг. |
7. |
1 |
20.10 |
Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг. |
8. |
1 |
27.10 |
Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг. |
9. |
1 |
10.11 |
Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность. |
10. |
1 |
17.11 |
Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг. |
11. |
1 |
24.11 |
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг. |
12. |
Т |
01.12 |
Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг. |
13. |
1 |
08.12 |
Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг. |
14. |
1 |
15.12 |
Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг. |
15. |
1 |
22.12 |
Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. |
16. |
1 |
29.12 |
Обобщающее повторение. Проверенная работа 3, 4. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. |
|
|
|
Задания на осмысление содержания текста |
17. |
1 |
12.01 |
Чтение и аудирование текста . «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения. |
18. |
1 |
19.01 |
Как слушать текст, чтобы понять его содержание? |
19. |
1 |
26.01 |
Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. |
|
|
|
Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности |
20. |
1 |
02.02 |
Определение функционального стиля текста. |
21. |
1 |
09.02 |
Определение смыслового типа речи. |
22. |
1 |
16.02(-23.02) |
Определение темы и главной мысли текста. |
23. |
1 |
02.03 |
Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный). |
24. |
1 |
09.03 |
Составление логической схемы текста. |
25. |
1 |
16.03 |
Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса). |
26. |
1 |
23.03 |
Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. |
27. |
1 |
06.04 |
Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). |
28. |
1 |
13.04 |
Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста (текст А, текст Б, текст В). |
|
|
|
Создание собственного текста |
29. |
1 |
20.04 |
План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. |
30. |
1 |
27.04 |
Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления). |
31. |
1 |
04.05 |
Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2. Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение? 4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» «Копилка мудрых мыслей»). |
32. |
1 |
11.05 |
Работа над заключением. Приёмы написания заключения. |
33. |
1 |
18.05 |
Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным. |
34. |
1 |
25.03 |
Примеры написания сочинений. |
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
- отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования офографического правила, роли определённой части речи в текст;
- составлять текст сочинения на социально-нравственную тему (С.2.);
- уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста (задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным разделам школьного курса русского языка.