Основой моей воспитательной работы является изучение русской народной культуры, потому что я считаю, что русская народная культура – это наилучший инструмент для воспитания и развития школьников, да и просто потому, что мне это нравится, потому что я на себе испытала её положительное воздействие. Дети различных национальностей должны изучать культуру и традиции страны, в которой они живут и обучаются. Это так же необходимо, как и знать историю и традиции собственной семьи.
Национальная история и культура – это
неисчерпаемый источник развития, ресурсная зона
для каждого представителя этноса. Приобщение к
культуре должно начинаться с первых дней жизни
ребенка:с маминой колыбельной, бабушкиных
потешек, потом приходит черед народных песен и
сказок.
Логично продолжать эту работу в младших классах
школы.
Кроме того, формирование межнациональной
толерантности – это актуальная проблема для
нашей страны. В нашей школе и в моём классе учатся
дети разных национальностей. Они с таким же
удовольствием учат народные песни, танцы,
изучают культурные традиции и обычаи русского
народа. Это помогает им изучать русский язык,
адаптироваться и ассимилироваться в нашем
обществе.
В тоже время на классных часах мы узнаём
культуру, обычаи и традиции их родных стран.
Совместно с психологом проводятся «Уроки
толерантности», на которых грузинка пела на
родном языке «Сулико», узбек угощал пловом с
лепёшками, особой популярностью пользовались
бутерброды с украинским салом и манил своей
загадочностью и необычностью традиционный
арабский завтрак с лепёшкой, растительным маслом
и смесью неизвестных трав и специй…
В общем, нам всем было весело, вкусно и интересно.
Моя любимая форма работы – это
постановка спектаклей и праздников. Эти
мероприятия являются обобщением всего, чем мы
занимались в течение учебного года. В этом
возрасте детям ближе народные фольклорные
мотивы и не только по содержанию, но и, что не
менее важно, по оформлению. Для детей очень важны
внешние атрибуты праздника: сарафаны, кокошники,
вышитые рубахи…
Во многих семьях костюмы и другие атрибуты
делают дети самостоятельно, вместе с родителями.
Родители помогают готовить декорации,
сопровождают на выездных выступлениях. Всё это
способствует более тесному общению детей,
родителей и учителя.
Кроме того, такая форма работы помогает решать
актуальные проблемы учащихся. Например,
традиционно в мой класс приходит много новых
учеников из других учебных заведений. Как помочь
им быстро влиться в коллектив? Организуя
классные мероприятия, я активно задействую этих
учеников, помогая им проявить свои способности,
таланты. Это помогает им быстрее адаптироваться
в нашей школе. К слову, в этом учебном году в класс
пришла ученица, которую не сразу приняли в свой
круг девочки, не взяли её в свой вокальный номер
художественной самодеятельности. Я решила дать
ей одну из основных ролей в Новогоднем празднике
для детских садов. Она прекрасно справилась со
своей ролью, во время репетиций сблизилась и
сдружилась с другими учениками. Ведь мы все
знаем, что у детей большим уважением пользуются
сверстники, умеющие хорошо делать что-либо.
Также эти мероприятия и их подготовка полезны
для застенчивых, закомплексованных детей, для
тех, кто испытывает страх публичных выступлений.
Очень часто я наблюдаю, что эти дети впоследствии
гораздо спокойнее и свободнее чувствуют себя при
ответах у доски. Например, пришел мальчик с
нейродермитом, негативным отношением к школе,
при ответах заикался и говорил очень тихо. Я дала
ему большую роль в сказке, с которой он справился,
хотя я волновалась за него! Но ему очень хотелось
выступать, чтобы показать своей маме, что он
что-то может делать хорошо и не подвести всех
участников спектакля. Сейчас у него нет
психосоматических проявлений, да и учиться он
стал гораздо успешнее.
А ещё во всех классах бывают дети с излишним
весом. Часто этих детей начинают дразнить, и
беседы с учениками, как правило, бывают
малоэффективны. Я поступаю по-другому: даю им
значимые роли богатырей, борцов со злом, ярких
персонажей в сказках. Их выступления всегда
имеют большой успех, они научились справляться
со своими комплексами, находить достоинства в
своих недостатках. После этого дразнить их
становится бесполезно, проблема перестаёт быть
такой острой.
Таких примеров я могу привести множество. Над
всеми проблемными ситуациями мы работаем
совместно с школьным психологом.
В заключении я хочу сказать, что все формы
воспитательной работы, как то классные часы,
экскурсии, дополнительное образование
объединены этой тематикой: «Изучение русской
народной культуры». Такое направление работы
очень нравится детям и родителям моих классов, а
также радует то, что наше творчество
востребовано: мы часто выступаем на школьных
концертах, показываем свои праздники в детских
садах, участвуем в конкурсах различного уровня и
занимаем призовые места.