Тренинг "Здоровье или вредные привычки. Что выбираешь ты?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании.
  • Сформировать неприятие к употреблению психоактивных веществ.
  • Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Форма занятия: тренинговое занятие с использованием современных компьютерных технологий.

Оборудование и материалы:

  • цветные карандаши + карточки по числу участников;
  • разноцветные жетоны (красные, синие, голубые, зеленые, серые, желтые,черные, коричневые) + 2 коробочки;
  • ватман + маркер;
  • «браслетики» с высказываниями о здоровье (Приложение 1);
  • релаксационная музыка на протяжении всего занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока

(Приложение 2, слайд 1)

1. – Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем мы начнем наш серьезный разговор, давайте познакомимся. Пред вами на столах лежат карандаши и бумага. Вам дается 5 минут, чтобы сделать свою личную визитную карточку. На ней должно быть:

  • ваше имя,
  • прилагательное, начинающееся на первую букву вашего имени (Лена – ласковая, Миша – мужественный и т.д.);
  • рисунок (свой знак, символ, греб);

– Эти визитки прикрепите у себя на груди.

2. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу) (Приложение 2, слайд 2)

– Давайте с вами поздороваемся

Скажем мы «Привет» соседу.
Скажем «Здравствуйте» мы всем
Улыбнемся мы по кругу –
Станет радостно нам всем!

3. Определение эмоционального состояния присутствующих:

– Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный, голубой, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения после полученных эмоций).

4. Сообщение темы и цели занятия

– Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

(Приложение 2, слайд 3)

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранить!!!

– Ребята, вы много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете,  какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

(Приложение 2, слайд 4)

– Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,  буду выбирать.

(Приложение 2, слайд 5)

5. Принятие правил

– Каждый из вас имеет право свободно высказывать свое мнение, но для этого я предлагаю следовать нескольким правилам, а именно:

  • каждый говорит от своего имени "я считаю", "я думаю";
  • искренне говорим то, что думаем и чувствуем;
  • правило поднятой руки, т.е. говорит только тот, кому дали слово, никто его не перебивает.

II. Работа по теме

1. Итак, ребята, давайте начнем наш серьезный разговор о выборе между здоровьем и вредными привычками.

– Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того что мы выбираем.

(Приложение 2, слайды 6-10)

2. «Древо жизни»

– В почву нашей жизни часто попадают так называемые ненужные удобрения: физические, эмоциональные, духовные насилия. Их воздействие очень влияет на корни; появляются неуверенность, стыд, страх, беспокойство, одиночество. И из этих «удобренных» корней вырастает дерево зависимости с ветвями токсикомании, наркомании, алкоголизма, курения и др.
А если в почву добавлять не зло, а более благодатные «удобрения» – доверие, приятие, безопасность, защищенность, поливать это дерево настоящей любовью, вырастает  чувство собственного достоинства. А ствол становится  здоровым крепким организмом, который начинает приносить плоды. Плоды самоуважения, самореализации, ответственности, радости к жизни.
И только от тебя зависит, чем ты будешь удобрять свою почву жизни.

3. «Причины – последствия»

– Давайте поиграем с вами в игру: перед вами лист бумаги, на одной половине которого мы напишем причины употребления наркотиков, курения, алкоголизма и других вредных привычек, а на другой половине последствия.
Я буду писать причину, а вы мне называете последствие. (Приложение 2, слайд 11)

  • чтобы уйти от решения какой-то проблемы;
  • уйти от реальной жизни;
  • из любопытства;
  • чтобы не отставать от других, быть как все;
  • потому что не смог отказаться;
  • чтобы казаться взрослее;
  • чтобы поднять настроение;
  • чтобы быть более раскованным, смелым;

Последствия:

  • скандалы дома,
  • денежные трудности,
  • потеря друзей,
  • плохое самочувствие,
  • столкновение с правоохранительными органами,
  • истощение,
  • смерть.

– Посмотрите на то, сколь несерьезные причины приводят к таким тяжелым последствиям. И прежде чем что-либо попробовать, нужно подумать, а стоит ли?

4. Игра-упражнение «Жизнь с болезнью»

Цель упражнения: дать участникам возможность прочувствовать состояние полной зависимости от наркотиков.

Участникам раздаются 12 небольших листочков бумаги и ручка (карандаш). Задание: написать 4 любимых блюда, 4 любимых занятия и 4 любимых человека.
Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я прошу отдать по 1-й карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого психолог сам проходит по кругу и забирает не глядя по 1 листочку любимого блюда, занятия, близкого человека у каждого участника. Это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

ОБСУЖДЕНИЕ

– Как себя чувствовали участники во время игры?
– Как сейчас себя чувствуют?
– С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации.

5. Упражнение «Стряхни»

Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас  как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

АНАЛИЗ:

– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

III. Этап обобщения. Итоги урока

(Приложение 2, слайд 12)

1. Анализ мероприятия:

– Что вы чувствовали?
– Когда вам было тяжело, а когда легко?
– Что вам понравилось или не понравилось?

Ребята говорят по очереди, отвечая на один из вопросов.

2. Оценка эмоционального состояния

– Ребята, в начале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

3. «Якорь»

– И разрешите мне подарить вам на память «браслетики» о нашем мероприятии.