Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • проверить знания учащихся по глаголам;
  • учить распознавать и обосновывать правильность выбора орфограммы при написании слов;
  • создавать проблемные ситуации и типов заданий поискового характера;
  • развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

Подготовка к уроку:

  • Класс делится на две группы.
  • У учителя есть помощники – ведущие, эксперты.
  • Задания могут предлагаться в одном, двух вариантах с учетом количества участников.
  • Участники игры: «Грамотеи», «Знатоки».

Каждая из команд готовит эпиграф (домашнее задание), эмблему.

  • Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет («Круг чтения»).
  • Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее (И.Этвес).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

– Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о языке. Каждая команда представляет в качестве своего лозунга высказывание-эпиграф о роли знания. Итак, в добрый путь от игры к знанию!

2. Часть первая. «Знание – сила»

Ученик:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.

Учитель: О какой части речи говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

Первый конкурс выявляет знания учащихся по чередующимся гласным в корнях глаголов (Приложение 1, слайд 1).

Второй конкурс: объясните условия выбора ь (начальная форма глагола, повелительное наклонение, 2л. после шипящего) (Приложение 1, слайд 2).

Конкурс на смекалку и быстроту учащихся. Заполните клетки квадратов глаголами в повелительном наклонении единственного числа, используя уже проставленные буквы а (Приложение 1, слайд 3).

Ответы: задавай, загадай, нападай, накатай, закатай.

Конкурс капитанов. «Почему так говорят?»

Это домашнее задание готовят эксперты или капитаны команд. Оценивается наиболее интересная, подходящая к теме урока информация (Приложение 1, слайд 4).

Конкурс знатоков. Какие глаголы с НЕ пишутся слитно? (Приложение 1, слайд 5)

Конкурс грамотеев. Определите, есть ли в записи ошибки, и исправь их (Приложение 1, слайд 6)

Разминка для болельщиков.

Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

Пять рабочих ставят дом
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр.
Ставит фильмы режиссер
(Снял он сказку «Колобок»
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(Подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Конкурс знатоков. Согласуйте глаголы-сказуемые с подлежащими (Приложение 1, слайд 7)

Конкурс грамотеев. Найди «лишнее слово» (Приложение 1, слайд 8)

Следующий конкурс оценивают болельщики каждой команды. Выдвигают одного из участников для представления небольшой сказки о глаголе.

Жили-были Глаголы. Были они дружелюбными и очень гостеприимными. Но однажды случилось несчастье. Прилетела в страну Глаголию злая волшебница. Решила  поссорить между собой народы. И вот в самый разгар большого праздника пустила она по ветру семена раздора и зависти. Разнеслись они вмиг по всей стране и стали сеять смуту среди мирных граждан.
Стали Глаголы ссориться друг с другом,  закрывать двери своих домов, общаться.
Страх и хаос воцарились вокруг. Облетела эта весть все  царства и королевства. Волшебники решили помочь и  выбрали самого могущественного среди колдунов. Отправили его в Глаголию, чтобы снять чары злой волшебницы. Он долго готовил  зелье и подыскивал заклинанье, но допустил одну ошибку.
В стране Глаголия воцарился мир, но люди поделились на две группы. Одни стали относить себя к первому спряжению, другие же  – ко второму. Но и тут не обошлось без казуса, некоторые глаголы перепутали свои места и оказались среди другой группы. Им  так понравилось, что решили  обосноваться  там  навсегда. С тех пор живут Глаголы в мире и согласии.

В некотором царстве в некотором государстве жил не тужил Глагол. Было у него три времени, которые наводили порядок. Но однажды на государство налетел огромный злой Ветер и размешал всё вокруг. Что за кутерьма началась. Поданные Глагола потеряли свои места, и изменился весь уклад царства.

Решил Глагол бросить клич по всему свету о том, что нужен чародей, который установит порядок. Долго не находился такой колдун, много бедствий произошло за это время: никто из жителей не мог разобраться, где настоящая жизнь, где прошлая и будущая. Судьба решила вмешаться в жизнь и помогла найти человека, который мог всё исправить.

С тех самых пор стали радоваться люди и жить в мире и согласии. А чародея, который помог им всё исправить, огласили почётным жителем  страны Глагола.

Конкурс знатоков. Правописание суффиксов. Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с правилом (Приложение 1, слайд 9).

Конкурс грамотеев. Разберите глаголы по составу, объясните написание окончаний (Приложение 1, слайд 10).

Творческий конкурс. Напишите сочинение-миниатюру о весенней грозе, используя указанные глаголы. Задание оценивают эксперты (Приложение 1, слайд 11).

Заключительное задание для болельщиков команд. Кто быстрее отгадает кроссворд?

Вопросы:

  • На что мы обращаем внимание при определении спряжения?
  • На какой признак у глагола указывает местоимение?
  • В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?
  • Ещё какое название имеет условное наклонение?
  • Какой признак глагола определяется употреблением существительного без предлога в винительном падеже?
  • Спряжение – это изменение глаголов по лицам и …?

Заключение

Жюри подводит итоги, объявляет победителей. В качестве призов могут быть самодельные оригинальные эмблемы – значки («Лучшему знатоку», «Самому смекалистому»).

Учитель: Благодарю всех, кто помог в организации мероприятия, подготовил интересные творческие задания. Можно объявить тему следующего мероприятия и задания к нему. При такой проверке знаний интерес учеников в поиске материала и изучение теоретических сведений о языке значительно возрастает.

 Литература:

1. Журналы «Вожатый», «Пионер».
2. Журнал «Русский язык в школе».
3. Подгарецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.
4. Шилова К.А., Усманова Е.Э. Играйте с нами – играйте сами! – М.: Русский язык, 1989.
5. Андреева А.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку. – Чебоксары: КЛИО, 1999.