Тема урока: "Безударные гласные в корне слова". 1-й курс НПО

Разделы: Русский язык


Учебник: Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М., Дрофа, 1999.

Цели:  

  • Систематизировать знания учащихся  правописании безударных гласных в корне слова, способствовать усвоению правила, развивать умение различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными, подбирать проверочные слова.
  • Создать условия совершенствования умений выявлять закономерности, сравнивать и обобщать.
  • Создать условия для совершенствования умения слушать друг друга.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (2 мин.)

2. Этап проверки домашнего задания (7 мин.)

Обучающиеся меняются тетрадями. Взаимопроверка. Правильный текст (Приложение 1, слайды 1-6)

Упр. 132 (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., Просвещение, 1983)
Безответственный, безаварийный, безукоризненный; изъявить, изъезженный, изобильный; обедать, объявлять; отъявленный, отэкзаменовать;  предубеждение, предуведомление, предъявлять; разучить, разуверить, разъяриться; сверхъестественный;  двухъярусный, двухэтажный; съежиться, съездить, сэкономить, сагитировать.
Обучающиеся по ходу проверки комментируют орфограмму.

3. Этап всесторонней проверки знаний (10 мин.)

На доске предложение с умышленными ошибками.

Халодные трещены трещены вазникающие в околошовной зоне ниже 200 градусов в ризультате савместного влеяния сварочных наприжений и водорода паступившего в околошовную зону из миталла шва.

–  Это предложение  из билета по сварке плакированной стали. Можно ли его отдать машинистке в таком виде? Почему? Исправьте ошибки.
– Почему были допущены ошибки?
– Чем отличаются безударные гласные звуки от ударных?
– В каких частях слова могут быть безударные гласные?
– Как проверить безударную гласную?
– Какие слова являются проверочными? Какими способами можно пользоваться, чтобы быстро подобрать проверочное слово? Подобрать однокоренное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы гласная оказалась под ударением.

Преподаватель показыает  карточку с пропущенной  буквой,  группа называет проверочное слово (Приложение 2)

Приб.. жать, объед ..нение, з.. лотой, упр.. жь, уд.. вление, агр.. ссивный,  ур.. внение,  сс..дой, з. мля

– Теперь откроем тетради, запишем число и тему сегодняшнего урока. О каком правиле мы сегодня будем говорить? (Приложение 1, слайд 7)

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

О безударных гласных в корне слова начинают говорить еще в младших классах, но ошибки допускают даже выпускники. Почему, как вы думаете?
– Не хватает словарного запаса, чтобы подобрать проверочное  слово.
– Много разновидностей корней с чередующимися гласными.
Сегодня мы будем  тренироваться в подборе проверочного слова, учиться различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.

5. Этап усвоения новых знаний

Запишем под диктовку 2 предложения.. Это описание комнаты старухи-процентщицы.
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, была  освещена заходящим солнцем. Мебель, состоящая из дивана, стола овальной формы, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок, была  очень старой.
–  Почему слово освещена нельзя проверить словом святость?
Нужно правильно подбирать проверочные слова, которые действительно являются однокоренными. В русском языке есть слова, которые звучат одинаково или сходно, а пишутся по-разному и имеют разное значение, например, пристежной – пристяжной. Я просила уточнить значения этих слов в толковом словаре.

 Упр. 78 (2 часть) устно.

К данному правилу есть ограничение. Проанализируйте примеры  (Приложение 3).
– Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? К какому выводу можно прийти?
В качестве проверочного нельзя использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами – -ива-, -ыва-.
Проблемная ситуация.  Предложить воспользоваться отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

Покл..ниться – кланяться, поклон; расст..лать– стелет, подстилка; отск чить – вскачь, вскочит; раст.. рать – терка, притирка; оз.. рять – зори, зарево, лучезарный, подр.. внять – ровный, равенство.
Обучающиеся делают вывод, что отработанный прием не дает результата: на заданный вопрос получается два ответа. Какой же выход?

 Таблица о безударных гласных (Приложение 1, слайд 10)

– Итак, безударные гласные могут быть проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. В русском  языке корней с чередующимися гласными много. В этом вы можете убедиться сами. Откройте  3 параграф.
Сейчас мы вместе с вами проведем аналитическую работу и сгруппируем корни с чередующимися гласными в три колонки по способу проверки.

Корни с чередованием гласных

по ударению

по  следующей букве

по значению

  кас – кос-а (касаться – коснуться) ровн – равн
гар – гор (загар – загорать, искл. пригарь) лож – лаг (предлагать – предложить, искл. полог) мак – мок
зар, зор – зар (зарево, зорька, заря, озарение, искл. зоревать) раст(щ) – рос (расти – наращение – выросший, искл. отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав)  
твор – твар – твор (тварь, творчество, творение) бер – бир – а (беру – собирать)  
клон – клан – клон (кланяться, поклон, поклониться) дер – дир-а ( деру – задирать)  
  мер – мир-а (умереть – замирать)  
  пер – пир-а ( запереть – запирать)  
  тер – тир-а (стереть – стирать)  
  блест – блист-а (блестеть – блистать)  
  жег – жиг-а (выжегший – выжигать)  
  стел – стил-а (расстелить – расстилать)  
  чет – чит-а (вычет – вычетать)  
  -а-(-я-) – им, ин – а (пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать)  
  скак – скоч (скакать – вскочить, подскакать – подскочить, искл. скачок, скачи)  

В 3 столбик занесем корни,  правописание которых зависит от значения слова.

– Расскажите, пользуясь таблицей, как пишутся корни с чередованием гласных.

Разделить на группы по 4 человека и подготовить выступающего.

6. Проверка понимания нового материала

1) Разминка

Определительный словарный диктант. От каждой колонки выходит один человек и записывает одно слово. Чья колонка победит?

  1. Молодые побеги растений (поросль).
  2. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет (подросток).
  3. Специалист по выращиванию растений (растениевод).
  4. Количество лет от рождения (возраст).
  5. Отдельная область знаний, производства (отрасль).
  6. Увеличение, прибавление в количестве (прирост)
  7. Что-либо сросшееся в одно целое (сросток)
  8. Недавно появившийся из семени стебелек (росток)
  9. Наросшее, наслоившееся на поверхности вещество (нарост).
  10. Размеры человека или животного в высоту (рост).
  11. Небольшой лиственный лес (роща).
  12. Тот, кто дает деньги в долг под большие проценты (ростовщик)
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).

2) Раздаточный материал. Вставить пропущенные буквы (Приложение 4)

Далекие зарницы, вечерняя заря догорает, вырастить кукурузу, раздражать, воображение, чахоточный, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, попечение, облокотиться, равномерное движение, равняться на передовиков, подровнять клумбы, широкая равнина, вояка, дворняга, огниво, обмакнуть сухарик в варенье, ботинки промокают.

Затем выдать карточки  без пропущенных букв. Проверить себя. Поднять руки тем, кто допустил ошибки. Объяснить орфограмму.

7. Закрепление

1) Словарный диктант

Гористый, подгоревший, горевать, пригорюнился, загорать, гарнитур; опираться на перила, пировать, пернатые; непромокаемый, промокашка, обмакнуть; озаренный, заревой, зарница, зорянка; накосить, косуля, прикасаться, касательная; позарастали, позаросли, подростковый, мал росточком, отраслевой; сровнять поверхность, сравнять счет, держать равнение.

– Где можно применить проверочные слова? В каких случаях необходимо пользоваться другими правилами и почему?

2) Индивидуальное задание – работа с карточкой у доски (Приложение 5)

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы-гласной.

Поглощать, воплощать, оросить, поросль, отрасль, измерение, замирать, потирал руки, потерял перчатки, вытерпеть, вытереть, растирание, сочетать, предпочитать, почитаемый. скачок, выскочка, раскачать, блестящий, блистательный, проблесковый, плавучесть, пловец, стилистический, стеллаж, обаяние, обоняние.

 – После проверки – запись словарных слов стеллаж, обоняние. Обаяние – баять (говорить).
Составить с ними предложения.

3) Самостоятельная работа по вариантам. Вставить пропущенные буквы. (Приложение 6)

1 вариант – упр. 18
2 вариант – упр. 19.

4) Для тех, кто закончит самостоятельную работу быстрее, – индивидуальное задание по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по группам как однокоренные. (Приложение 7)

Наб.. вать, обв.. лить, к.. леный, выв.. ривать, добив.. ться, отв.. литься, зав.. рить, зак.. ленный, выв.. ливать, зав..рной, зак..лить, раск.. лить, выб.. ться, перев.. литься, зак.. ляться, перек.. литься, наб.. вной,  разв.. литься, обв.. риться, нак.. лить, выб.. валка.

– Сколько групп выделили? (Четыре: с корнем -би-, -вал-, -вар-, -кал-.)

5) Конкурсное задание «Кто быстрее?». Устно.

Соб.. рать представителей – соб.. рет сведения, зап.. рать сейф – зап.. реть дверь, соч.. тать работу с отдыхом – зач.. тать приказ, бл.. стать знаниями – бл.. стеть на солнце, зам.. рать от волнения – зам.. реть от восторга, ст..реть данные – ст.. рать написанное, предпоч.. тать наличные расч.. ты – выч.. сть из зарплаты, прид..раться к мелочам – прид.. рется к неточности, разж.. гать споры, нач.. нать подготовку, зан.. маться проблемами, напом.. нать о сроках.

8. Итог урока

Информация о домашнем задании и инструктаж к его выполнению. Упр. 92.