Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным.
Б.Паскаль
Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Проблема формирования когнитивного интереса школьников к учению относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.
Станет ли кто-то в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации знаний по математике? Само собой разумеется, что умственную самодеятельность, сообразительность и смекалку нельзя ни “вдолбить”, ни “вложить” в чью-то голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в данные области знаний совершаются в легкой и приятной форме.
Данная игра предназначена для учащихся 10-х классов.
Предлагаемая Вашему вниманию математическая игра-викторина “Своя игра” предназначена для развития познавательного интереса учащихся к математике, воспитания стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.
Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.
Цели и задачи:
- развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
- развивать и укреплять интерес к математике;
- развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
- познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.
- формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.
Место проведения: актовый зал.
Форма проведения: дидактическая игра (две команды по 7 человек и болельщики)
Предварительная подготовка:
создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов;
в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;
подбор материала для конкурсов.
Оборудование: компьютер, проектор, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, оценочная карта для команд, призы.
Несмотря на то, что непосредственных участников в игре небольшое количество, ее форма позволяет задействовать всех присутствующих зрителей, т.к. во-первых, между турами проводятся игры с болельщиками, а во-вторых, все задания для участников решают и болельщики, ведь в любой момент ведущий может обратиться к ним за помощью, если никто из игроков с поставленной задачей не справился.
Разработанные приложения позволяют упростить работу ведущего и стоять перед аудиторией не с огромным сценарием в руках, а с небольшими карточками, что более эстетично и практично, на мой взгляд.
Созданные в презентации гиперссылки позволяют просто переходить от одного вопроса по выбору команд к другому вопросу, даже не пользуясь “стоп-кадром” проектора.
Разработанное мной мероприятие по математике “Своя игра” я думаю, поможет учителям в организации внеклассной работы.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”.
Мы проверим ваши знания по математике. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этому предмету. Победители будут награждены дипломами и призами.
Ведущая: Внимание! Объявляю участников игры! (Представление команд – название команды и выбор капитана команды).
Ведущий: Правила игры. Игра состоит из трех раундов: 2 раунда по 20 вопросов, которые объединены в четыре категории и третий раунд – Большая игра. В каждой категории вопросы различаются по цене (стоимости). На игровом поле записаны категории и очки. Участник выбирает вопрос по категории и по цене. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет руку. При правильном ответе количество баллов команды увеличивается, при неправильном – баллы снимаются. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает команда– соперница. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются.
Ведущая: Количество баллов будет считать счетная комиссия в составе:
Ведущий: А теперь выберем команду, которая будет начинать игру! Для этого мы поступим следующим образом – Я задаю вопрос. Кто первым ответит, тот и будет выбирать категорию.
Внимание, вопрос!
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках,
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (плюс – полюс)
Первой выбирать вопрос будет команда
Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Начинаем игру!
Первый тур
Математики |
Четырёхугольники |
Считаю устно |
Числа вокруг нас |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Ведущий: 1 тур. Математики.
- 2. Назовите авторов учебников алгебры и геометрии, по которым вы сейчас занимаетесь. Ответ: алгебра – Александр Григорьевич Мордкович, геометрия — Алексей Васильевирч Погорелов
- 3. Назовите фамилию автора учебника по математике, по которому все вы учились в 5 классе. Ответ: Виленкин Наум Яковлевич
- 4. Во время ремонта не хватило обоев, и стены комнаты пришлось оклеить страницами из учебников по высшей математики Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику, впоследствии став академиком и членом-корреспондентом Петербуржской академии наук. А какие стихи писала!!!
Ответ КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна (3.01.1850-29.01.1891), русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор.
В юности брала уроки у видных преподавателей; чтобы получить возможность заниматься наукой вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 была удостоена ученой степени “доктора философии” в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (повесть “Нигилистка”, 1884, драма “Борьба за счастье”, 1887, семейная хроника “Воспоминания детства”, 1890). С 1883 преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии
5. Кто из них сказал:
“Математику уже затем учить надо, что она ум в
порядок приводит!”?
Ответ Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 года – 1765 года) – гениальный русский ученый
во многих отраслях знаний, поэт, просветитель,
один из самых выдающихся светил мировой науки.
Родился в семье крестьянина в деревне Денисовка.
В 1730 он приходит пешком в Москву, где получает
образование в Славяно-греко-латинской академии.
В начале 1736 года как один из лучших студентов
Ломоносов был направлен в университет при
Петербургской академии наук, а осенью того же
года – в Германию, где он изучает философию,
физику, химию, минералогию. В 1741 после
возвращения в Санкт-Петербург он назначен
адъюнктом физического класса, а в 1745 –
профессором химии (академиком) Петербургской
академии наук. Ломоносов публикует труды по
теории цвета, открывает (раньше Лавуазье) закон
сохранения материи. В 1752 он пишет на латинском
языке "Введение в истинную физическую
химию". Первым сочинением Ломоносова,
касавшимся проблем языка, было написанное еще в
Германии Письмо о правилах российского
стихотворства (1739, опубликовано в 1778). Его перу
принадлежат две трагедии – "Тамара и Селим"
(1750) и "Демофонт" (1752), "История
Российская", публицистические работы.
Ломоносов является одним из создателей
современного русского языка. Умирает он в
Санкт-Петербург в зените славы.
6. Вопрос аукцион. Чтобы занять первоклассников, учитель велел им сложить все числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение условия задачи, как этот первоклассник написал на своей грифельной доске ответ и положил на учительский стол. Позднее он стал одним из крупнейших математиков XIX века, “царем математиков”
Ответ Гаусс Карл Фридрих (1777–1855гг.) – немецкий математик, внесший также фундаментальный вклад в астрономию и геодезию, почетный член Петербургской Академии наук (с 1824г.). Отличительные черты творчества Гаусса – глубокая органичная связь в его исследованиях между теоретической и прикладной математикой, необычайная широта проблематики. В частности, Первый эффектный успех пришел к Гауссу, когда ему не было еще девятнадцати — доказательство того, что можно построить правильный 17 — угольник циркулем и линейкой. Лично Гаусс придавал этому открытию очень большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на своем памятнике. Что и было исполнено.
Ведущая: 1 тур. Четырехугольники.
- 2. Сколько тупых углов в квадрате? (Нисколько)
- 3. Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)
- 4. В каких четырехугольниках диагонали взаимно перпендикулярны? (Ромб, квадрат)
- 5. Какая фигура получится из 2-х равносторонних треугольников? (Ромб)
- 6. “Кот в мешке” Сколько осей симметрии у квадрата?)(4)
Ведущий: 1 тур. Считаю устно.
- 2.(3)
- 3 (4,5)
Ведущая: 1 тур. Числа вокруг нас.
- 2. Назовите наименьшее натуральное число. (1)
- 3. Сколько атомов водорода в серной кислоте? (2)
- 4. Сколько чудес света создано людьми? (7)
Пирамиды в Эль-Гизе, Статуя Зевса Олимпийского, слайд Фаросский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, слайд Мавзолей в Геликарнасе, Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды
- 5. Назовите самое маленькое простое число. (2)
- 6. “Кот в мешке” Может ли быть в одном месяце пять воскресений? (да)
Ведущий: Пока счетная комиссия подводит итоги после первого тура, для вас звучит музыкальный подарок.
Ведущий: Итак, готова ли счетная комиссия подвести итоги первого тура.
Победитель первого тура – _____.
Второй тур.
Дадим право победителю первого тура выбрать первую категорию второго тура.
Начинаем игру!
Формулы тригонометрии |
Формулы и теоремы по геометрии |
Линии и фигуры |
Уравнения |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
11 |
2 тур. Формулы тригонометрии.
7. Основное тригонометрическое тождество.
8. Формула косинуса двойного угла.
9. Вопрос аукцион. Формула синуса двойного угла
10.Формула разности синусов двух углов.
11. Формула тангенса суммы tg
2 тур. Формулы и теоремы по геометрии.
7. Площадь круга.
8. Теорема Пифагора. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
9. Формула длины окружности. С=2
10. Формула площади трапеции S = (a+b)/2*h
11. Теорема косинусов Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов длин двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
2 тур. Линии и фигуры.
7. Какой многоугольник называют правильным? (у которого все стороны равны)
8.Вопрос-аукцион. Назовите основные простейшие фигуры стереометрии (плоскость, прямая, точка)
9. Назовите основные простейшие фигуры планиметрии (точка, прямая)
10. Чем отличается окружность от круга? (Окружность — это точки, равноудаленные от центра окружности. Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью)
11. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь, какой фигуры больше? (ромб)
2 тур. Уравнения.
7. Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.
8. Решите уравнение (ответ:2 и 3)
9. Кот в мешке. Решите уравнение (ответ: )
10. Решите уравнение | x – 27 | = 31
11. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?
Ведущий: Пока счетная комиссия подводит итоги второго тура, для вас музыкальная пауза.
Ведущая: Итак, по итогам 2 туров победителем является команда________________
Ведущий: Финальный тур Большая игра. Игроки делают ставки, затем письменно отвечают на вопрос. Исходя из правильности ответа, сумма ставки прибавляется или вычитается из общей суммы очков. Победитель – тот, кто набрал больше всех очков. На ответ вопроса вам дается 2 мин.
Ведущая: Команда победительница первой выбирает вопрос из любой категории.
1. |
Смекай, отгадывай |
2. |
Шарада |
3. |
Цифра |
4. |
Ребус |
5. |
Дети |
Смекай, отгадывай.
1. Вставьте недостающее число 5 9 17 33 … 129
Шарада.
2. Привычное слово
кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите–ка,-нота
Важна для любого оркестра.
На третьем одна одинокая буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом. Прочтите. (Косинус)
Цифры.
3. В какие цифры мужчины одеваются? (тройка)
Дети.
4. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? (12)
Ребус – (диагональ)
Ведущий: Для вас музыкальная пауза.
Подведение итогов. Вот они – команда победителей! Они проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).
Ведущая: Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям за подготовку вопросов, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.
Все науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она – Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку,
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты!
Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов!