Открытый межвозрастной урок по окружающему миру на тему "Удивительный космос"

Разделы: Начальная школа

Цели урока: обобщить знания детей по теме: «Планеты солнечной системы, созвездия, легендарные страницы нашей космонавтики».

Задачи урока:

• развивать познавательный интерес у учащихся;
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать речь, память, внимание, эмоциональную сферу учащихся;
  • развивать умение работать в разновозрастных группах;
  • воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, добротворчество;
  • научить детей сочетать формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью каждого ученика;
  • прививать любовь к истории своей страны;
  • применять методы театральной педагогики и деятельностный подход.

Оборудование: 4 ракеты, звёздное небо, макеты планет, звёзды, карта созвездий, кроссворд, карточки с буквами, аудиозаписи, презентация «Удивительный космос», светомузыка, гирлянда с огоньками, газеты, сделанные детьми.

ХОД УРОКА

Учитель 1: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу. Потрите ладошку об ладонь. Всё увидим, всё услышим, всё поймём, всё получится.
Сегодня у нас итоговый межвозрастной урок по окружающему миру на тему: «Удивительный космос», который является продолжением традиционного школьного Праздника Знаний.

Учитель 2: Дорога в космос началась с мечты, и эта мечта исполнилась для всего человечества. И мы не случайно обратились к этой теме.
В 2011 году наша страна и весь мир будут отмечать 50-летие со дня первого полета человека в космос.
И сегодня наш коллектив – это экипаж корабля, состоящий из 4 команд. Ребята 4 класса назначаются старшими помощниками первоклассников. Каждый член команды должен быть внимательным, находчивым, сообразительным, соблюдать дисциплину и помогать друг другу. При успешном завершении полёта экипаж будет принят в отряд космонавтов.

Учитель 1: Итак, внимание!

Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Скомандует диктор: « Внимание! Взлёт!»
И наша ракета помчится вперёд.

Учитель 2: До старта нашей ракеты осталось 5 секунд. Отсчитываем: 5, 4, 3,2, 1 – старт.

Включается музыка группы «Space», светомузыка и гирлянды.

Учитель 1: Наш экипаж совершил посадку на станции « Планетная». Первоклассники, вам первое задание. По сигналу соберите из карточек с буквами названия планет. Четвероклассники помогают малышам. (Звучит музыка).
Ну-ка, планеты, встаньте в ряд. Молодцы.
Ребята, сейчас у нас с вами игра, но мы хотим напомнить вам, что планеты на самом деле не стоят, выстроившись в ряд (хотя такое тоже случается, но очень редко). Планеты движутся вокруг Солнца, каждая по своей дорожке, которая называется «орбита».

Первоклассники выстраиваются в ряд и читают стихотворение:

Планеты у солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше – Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше – Сатурн в кольцах видится нам.
Последние две едва различимы,
Мрачны, холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и дело всё в том,
Что так мы прошли планетарный закон.

Учитель 2: Спасибо, ребята, занимайте свои места. А сейчас четвероклассники расскажут вам, что они узнали о планетах солнечной системы.

Четвероклассники выходят к доске, прикрепляют макет планеты и рассказывают о планете.

1. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Меркурий относится к планетам земной группы.

2. Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты. Выглядит она как яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара. Год на Венере длится приблизительно 225 земных суток. Венера относится к планетам земной группы.

3. Земля – это планета, на которой мы живём. Это третья от Солнца Планета. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров. Земля имеет естественный спутник, он называется – Луна. Именно на нашей планете возникли благоприятные условия для жизни. На планете Земля есть атмосфера, пригодная для дыхания. 71% поверхности Земли занимает Мировой океан. Планету Земля справедливо называют «Планета-сад»

4. Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе обозначает Страх и Ужас. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов. Год на Марсе длится 687 суток. Марс относится к планетам земной группы.

5. Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все планеты, взятые вместе. Состоит из различных газов. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. У Юпитера 16 спутников. Год на Юпитере длится 12 лет.

6. Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. У Сатурна 30 спутников. Год длится 30 земных лет. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Кстати, подобные кольца, только, гораздо менее заметные, обнаружили у Юпитера, Урана и Нептуна.

7. Уран открыл английский учёный Вильям Гершель в 1781 году. Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов, как и Сатурн, имеет систему колец и много ледяных спутников. У Урана есть удивительная особенность – он вращается как бы лёжа на боку. Свой путь вокруг Солнца планета делает за 84 года

8. Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Год на планете Нептун длится 165 суток. На этой планете дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, примерно со скоростью 2400 километров в час.

Учитель 2: Спасибо, ребята.

Первоклассники: А разве Плутон – это не планета?

Учитель 2: По последним предположениям учёных, Плутон – это астероид, а за ним находятся два небесных тела, которые в будущем соединятся с Плутоном и образуют планету-гигант.

Учитель 1: Первоклассники, вы внимательно слушали? Тогда попробуйте ответить на вопросы. Для этого один представитель от команды должен подойти к доске, взять любую звезду и прочитать вопрос.

• Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
  • Какая планета носит имя богини красоты? (Венера)
  • Какая планета третья от Солнца? (Земля)
  • Планета эта горяча, к Солнцу ближе всех она. (Меркурий)
  • У какой планеты имеются хорошо заметные в телескоп кольца? (Сатурн)
  • Какая планета красного цвета? (Марс)

Учитель 2: Молодцы, ребята. А ещё мы хотим научить всех считалке, которая поможет легко запомнить расположение планет:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.

– Вы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Учитель 1:

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным быть и ловким
В невесомость мы попали
И руками помахали.
Головой теперь вращаем вправо, влево,
А потом –
Три-четыре – приседаем,
Наши ножки разминаем.
Отдохнуть мы все успели
И в ракету дружно сели.

Звучит музыка. Выходит Звездочёт (ученик 4 класса).

Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Вы попали в Звёздную страну.
– А вы, знаете кто я? (Звездочёт)
– Правильно. А кто такой Звездочёт? (Тот, кто считает звёзды, изучает планеты)
– А как по-другому называют человека, который изучает звёзды? (Астроном)

Учитель 2: Уважаемый Звездочёт! На уроках окружающего мира первоклассники уже много узнали о звёздах. Давайте проверим их знания.

Звездочёт:

– Что такое звёзды? (Огромные пылающие шары)
– Почему звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками? (Расположены далеко от Земли)
– Назовите самую Ближайшую к Земле звезду. (Солнце)
– Как называется прибор, с помощью которого изучают звёздное небо? (Телескоп)
– Молодцы, первоклассники. Желаю вам удачного путешествия по Звёздной стране. Уходит.

Учитель 1: Ребята, вы помните, на наш Праздник Знаний приходил учёный из Планетария. И процитировал вам слова одного астронома: «Звёздное небо – Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса». И сегодня, в Звёздной стране мы попробуем понаблюдать за созвездиями.

Учитель 2: Современные астрономы разделили небо на 88 созвездий. У вас на партах карта созвездий. Первоклассники – соедините звёзды так, чтобы у вас получились созвездия. Ребята из 4 класса будут вам помогать. И ещё, каждая группа должна обязательно рассказать о получившемся созвездии.

Звучит музыка « Кто тебя выдумал, Звёздная страна?»

Учитель 1: Время, отведённое на выполнение задания, закончилось. Пожалуйста, представители от команды выходите к доске.

Выходят по 2 человека от команды (четвероклассник и первоклассник). Первоклассник прикрепляет созвездие к доске, четвероклассник – рассказывает.

1. Созвездие Малая Медведица. Её звёзды образуют фигуру в виде ковша. На ручке ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звёзд – Полярная Звезда (показывает указкой). Она указывает точное направление на Север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

2. Созвездие Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют 3 звезды, расположенные рядом. Их называют пояс Ориона.

3. Созвездие Большой Пёс. Рядом с созвездием Ориона находится созвездие Большой Пёс. Орион был охотником, а Большой Пёс – одна из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда – Сириус, что означает сверкающая, блестящая.

4. Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за ножки букву «М». Весной и летом
Эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.

Учитель 2: Спасибо, ребята. Занимайте свои места. Мы с вами отправляемся на станцию.

Звучит музыка.

Учитель 1: Ребята, давайте вспомним легендарные страницы нашей космонавтики, о которых мы говорили на нашем Празднике Знаний.

Показ презентации: «Удивительный космос».

Учитель 2: Ребята, у каждой команды на партах лежит кроссворд. Работая дружно, помогая друг другу, разгадайте кроссворд.

Звучит музыка.

1. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе? (Лайка)
  2. Первый генеральный конструктор космических ракет в нашей стране. (С.П. Королёв)
  3. Как назывался корабль, на котором Гагарин поднялся в космос? («Восток»)
  4. Какой день отмечают в нашей стране 12 апреля? (День Космонавтики).
  5. Первая женщина космонавт. (В.В. Терешкова).
  6. Кто первый вышел в открытый космос? (А.А. Леонов)
  7. Первый космонавт мира. (Ю.А. Гагарин)
  8. Кого в нашей стране называют отцом космонавтики? (К.Э. Циолковский)
  9. Как назывался космический аппарат, запуск которого состоялся 4 октября 1957 года. (Спутник)

Учитель 1: Время, отведённое на выполнение задания, окончилось. Давайте проверим, как вы ответили на вопросы кроссворда.

Идёт проверка на доске.

– Молодцы, ребята. А теперь, давайте хором прочитаем слово, которое у нас получилось по вертикали. КОСМОНАВТ. А теперь нам пора в обратный путь.

Звучит музыка, включается светомузыка.

Учитель 1: Наш экипаж благополучно приземлился. Все ребята сегодня были находчивыми, добрыми, дисциплинированными, внимательными друг к другу и заслужили право называться космонавтами.

Каждая команда получает диплом.

Ну, теперь:
Вы спешите, ребята в свой класс
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут.
Ребята, готовьтесь к полёту!
Скоро, скоро наступит тот час
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс.

Учитель 2: Наш урок-игра подошёл к концу. И мы хотим, ребята, чтобы вы помнили, что Земля – наш космический дом, и в нашем общем доме надо жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо. А теперь, давайте вместе споём любимую песню наших космонавтов.

Звучит песня «Надежда».