Информационно-коммуникативные технологии находят все более широкое применение в преподавании школьного курса математики. В связи с этим представляется актуальной постановка вопроса об издании всем нам хорошо знакомых книжных сборников уроков опытных педагогов и педагогов-новаторов теперь уже в формате компьютерных презентаций с сопроводительными методическими материалами. Мне хотелось бы внести свой скромный вклад в это направление педагогической работы, и я представляю и подробно описываю в данной статье разработку урока по алгебре в 7 классе “Умножение разности двух выражений на их сумму” в форме компьютерной презентации. Сама презентация прилагается к статье. Разработка ориентирована, в первую очередь, на классы, работающие по учебнику Ю.Н. Макарычева, но может быть использована также в классах, применяющих учебники других авторов.
Урок проходит в интерактивном классе, этапы урока представлены в виде слайдов, которые демонстрируются в ходе всего урока. Подобный подход к построению урока существенно увеличивает время учителя, используемое для непосредственной работы с учащимися, в том числе, и индивидуальной работы с ними. Кроме того, при проведении урока в форме компьютерной презентации усиливается эмоциональное воздействие учебного материала за счет зрительных эффектов, а именно: специальным образом выстроенной композиции каждого слайда; красочных и анимационных эффектов и т.д. Это безусловно способствует лучшему усвоению преподносимого материала. Урок может проводиться как в обычных классах, так и в более “сильных” классах, так как материалы урока содержат и задания повышенного уровня сложности, которые могут быть опущены в обычных классах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемно-поисковая организация познавательной деятельности с элементами репродуктивного метода.
Цели урока
- Вывести формулу произведения разности двух выражений на их сумму.
- Научить применять эту формулу при умножении многочленов.
- Научить пользоваться формулой для устных вычислений.
- Показать геометрический смысл формулы.
- Развивать навыки самостоятельного применения полученных знаний; развивать активную мыслительную деятельность.
- Воспитывать интерес и серьезное отношение к учебному труду.
Ход урока
1-ый этап. Организационный момент
2-й этап. Актуализация опорных знаний и умений, в форме устных вычислений и вопросов, в том числе, и на понимание структуры алгебраических выражений и правильное применение терминов.
Слайд 3.
3-й этап. Объяснение нового материала, усвоение новых знаний.
Изложение нового материала начинается с демонстрации учащимся математического “фокуса”: учитель устно вычисляет значения произведений двузначных и трехзначных чисел, подобранных определенным образом.
Слайд 4.
Затем, заинтересовав таким образом учащихся и создав интригу, учитель сообщает, что для разгадки секрета этого фокуса нужно познакомиться еще с одной формулой из группы “Формул сокращенного умножения”.
Приводится вывод формулы (a-b)(a+b)=a2 – b2. Учащимся дается установка на запоминание формулы и ее словесной формулировки.
Слайд 5.
Рассматриваются простые примеры, способствующие формированию умения правильно применять формулу и запоминанию словесной формулировки.
Обращается внимание учащихся на то, что в формулировке на первом месте указывается разность двух выражений и именно по ней определяется уменьшаемое в разности квадратов. Учащимся дается возможность самостоятельно выполнить преобразования и затем сверить свои результаты с появляющимися на слайде ответами.
Слайд 6.
Слайд 7.
Далее учитель возвращается к “фокусу”, представленному в начале урока, и, с помощью учащихся, раскрывается алгоритм вычисления на первом примере.
Слайд 8.
Затем учитель предлагает учащимся устно вычислить таким же способом остальные произведения и записать ответы в рабочих тетрадях. Данная работа также способствует усвоению новой формулы. Учителем выполняется оперативная проверка ответов и фиксация успешных работ, затем на слайде открываются ответы.
Слайд 9.
Следующие два слайда – это своеобразная пауза в вычислительной работе. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о “геометрической алгебре”, использовавшейся математиками древней Греции, и им предлагается вывод уже знакомой формулы геометрическим способом. Учитель, последовательно нажимая на появившиеся на пустом вначале слайде кнопочки, показывает этапы геометрического вывода уже знакомой формулы.
Слайд 10.
Слайд 11.
4-й этап. Подведение итогов, итоговый срез знаний.
Далее при активном участии учащихся проводится закрепление усвоенного материала, подводятся итоги урока, и учащимся предлагается убедиться в процессе самостоятельной работы, насколько успешно каждый из них усвоил новые знания. После оперативной проверки выставляются оценки, и, если исчерпан лимит времени, учитель может уже на этом этапе перейти к слайду с домашним заданием, применив управляющую кнопку.
Слайд 12.
Слайд 13.
Если работа происходит в сильном классе и остается время, учитель может в качестве творческого развивающего задания познакомить учащихся с одним любопытным фактом, связанным с новой, выведенной на уроке формулой, и попросить учащихся объяснить этот факт. (Объяснение данного факта, в случае нехватки времени, может быть предложено как один из этапов домашнего задания).
Слайд 14.
Слайд 15.
В структуре урока предусмотрена, на случай появления в конце урока лимита времени (или как вариант задания для некоторых учащихся на отдельную оценку ) и “Страничка повторения”.
Домашнее задание содержит как обязательную часть, так и часть с упражнениями повышенного уровня сложности на отдельную оценку.
Слайд 17.