Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цели:
- создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя;
- способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения;
- содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить
Оборудование: презентация (Приложение 2), выставка рисунков, заготовки кластера, словарь Ожегова, карточки характеристики Соболько, карточки для домашней работы (Приложение 1), для дополнительной работы – тесты (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный этап
– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
2. Проверка домашнего задания
– К сегодняшнему уроку вам предлагалось нарисовать рисунки к изученным стихотворениям Брюсова, Есенина, Цветаевой и рассказать отрывки.
– Для каких целей можно использовать ваши красочные рисунки по окончании этого урока?
– А можем мы подарить детскому саду, составив из ваших рисунков книжку? На классном часе оформим это.
– Какая общая тема всех стихотворений?
– Чему учат такие стихи?
3. Подготовка к восприятию нового материала
– Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела (Слайд 1)
Учащийся читает:
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
– Чему будут посвящены произведения?
– Называется раздел «Природа и мы» (Слайд 2)
– Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг (Слайд 3)
– Читаем названия…
– Кто автор? (Слайд 4)
4. Сведения об авторе
– Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Кристина и Галя познакомят вас.
Ученик: Мы посетили библиотеку, поискали в интернете, расскажем сейчас о творчестве писателя, а дополнительно можно прочитать сведения из этой папки.
– Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Учитель: Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
Ученик: Печататься начал Мамин-Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
«Это счастье писать для детей», – говорил он. Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.
Учитель: Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
5. Работа с учебником
– Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.
– Назовите произведение.
6. Составление кластера
– Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приёмыш? (Ассоциации на доску)
– В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
7. Составление плана исследования
– О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
– Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением (Слайд 5)
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Приёмыш
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
(Открываем страницу с произведением)
8. Словарная работа (Слайды 6, 7)
– При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. Как вы понимаете?
- Церемония
- Доспехи
- Протока
- Сайма
- Заводь
- Муштровать
- Бобылём
- Увечить
- Хиреет
- Божья тварь
9. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
10. Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над содержанием
– Прочитаем произведение по частям.
– Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, выражения, карандашом делайте пометки, мы их объясним.
– Слушая 1 часть, исследуем (Слайд 8)
- Где происходят события?
- Кто герои?
(Первичное чтение двумя уч-ся, хорошо владеющими техникой чтения)
– Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
– Итак, ответим…
– Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Ответы детей)
Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны.
– Продолжив работу над 2 частью, исследуем (Слайд 9)
- Кто оказался Приёмышем?
- Как Приёмыш появился у Тараса?
(Первичное чтение двумя уч-ся, хорошо владеющими техникой чтения)
– Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
– Ответим на вопросы…
– Какие слова учебника характеризуют Приёмыша? (Добавление кластера)
– Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто?
– Здесь лебедь – сирота. Почему?
11. Работа в парах
– Продолжив работу над 3 частью, исследуем (Слайд 10)
- Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
– Помечайте непонятные для вас слова и выражения
(Первичное чтение 3 части двумя учащимися с хорошей техникой чтения)
– Встретились трудные слова? (Объясним)
– Прочитайте ещё, какая цель работы предстоит над этой частью?
– Внимание! Работаем в парах в одном учебнике в течение 3 минут (Зачитываем)
– Мы дали характеристику двум главным героям, кому?
– А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем?
12. Индивидуальная работа
– Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова (1 мин.)
Слова из текста |
Соболько |
бобыль |
|
пёстрый |
|
князь князем |
|
лучший друг человека |
|
гордая |
|
умный |
|
дружелюбный |
|
ласковый |
|
– Мы дали характеристики всем главным героям?
13. Прогнозирование
– А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
14. Чтение 4 части учителем, работа над содержанием
– Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем… (Слайд 11)
- Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
(Чтение последней части учителем)
– Встретились трудные слова?
– Совпало ваше мнение с авторским?
– А мог ли Тарас не отпустить птицу?
Учитель: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья расстались.
– А легко ли расставаться с другом?
Учитель: Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
– Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?
– А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»?
15. Итог урока (Слайд 12)
– Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока.
16. Рефлексия
– Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях (Слайд 13)
Закончите предложения:
- Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
- Рассказ помог понять…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
17. Домашнее задание (Слайд 14)
– Выразительное чтение рассказа с. 76-84.
– Карточка «Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?» (диаграмма Венна)
– Оценки за урок…
(Встали) Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке.