Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц

Разделы: Начальная школа


Цели:

Познакомить с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих и Ц». Закрепить написание слов с изученными орфограммами.

Развивать общеучебные умения и навыки, мыслительные операции.

Воспитания интереса к родному языку, бережного отношения к своему здоровью.

Ход урока:

Название этапа

Содержание этапа

Примечание

1. Орг. момент.

Проверить готовность детей к уроку.

1 мин.

2.Актуализация познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка и мы продолжаем работать над разделом «Правописание»

а) Проверка домашнего задания

(c.56 упр.3)

- Кому было легко справится с домашним заданием?

Что вы знаете о собственных именах существительных?

- На какие группы можно разделить слова из домашнего задания?

Слайд 1

Фронтальный опрос

2 мин.

б) Орфографическая минутка.

Щ Ж Ц Ч Ш

Какая буква лишняя (Ц, т.к обозначает не шипящий звук)

- потренируемся в написании буквы Ц ц

- продолжить закономерность Цц Ццц Цццц

Итог: Сегодня эта буква будет часто встречаться на уроке, не забываем записывать ее верно

- на какие группы можно разделить остальные буквы? (на твердые и мягкие)

- вы верно классифицировали звуки,  еще поработаем над классификацией

1 мин.

в)  Тест, словарная работа.

Цель: Знакомство с новым словарным словом, повторение знаний   по разделу «Правописание»,

 

 

 

 

 

  1. Дать название данной группе.

ОСТРОВ, СНЕГ, ВЕЧЕР, ПЧЕЛА, ДЕТИ (существительное)

  1. По какому признаку создана группа? Как ее можно продолжить?

ПЧЕЛКА, ЖЕЛУДЬ, ШОФЕР (буквы О-Ё после шипящих и Ц)

ЦИЛИНДР, ЦИРК, АКАЦИЯ ( звук Ы- И после Ц)

АЛЛЕЯ, ТЕРРИТОРИЯ, СУББОТА, ШОССЕ (удвоенная согласная в корне слова)

  1. По какому признаку создана данная группа слов?

Рожь                 ключ

Дочь                 ландыш

Брошь              малыш

(Имена сущ. м.р и ж.р)

  1. Распределите звуки на 2 группы, используя свойство «Все шипящие»

П Р Ж С Ч Щ М Ш Н Как назвать данную группу слов?

УЛИЦА, УЛИЦЫ, УЛИЦЕЙ, УЛИЦУ (однокоренные слова, формы слова)

  1. Какое слово лишнее в данной группе?

КАПЕЛЬ, СКВОРЕЦ, ПШЕНИЦА, ПТЕНЕЦ, ЗЕЛЕНЬ

- почему? (непроверяемая гласная в корне)

- Записываем новое словарное слово.

- авторы учебника предлагают запомнит написание слова КАМЫШ

- Составьте предложение.

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Слайд 8

 

Слайд 9

3. Введение в проблему.

Цель: Создать проблемную ситуацию для изучения темы урока.

- поставьте слово ПШЕНИЦА и КАМЫШ в форму Т.п

ПШЕНИЦЕЙ? КАМЫШОМ?

К какой части речи относятся слова? На что обратили внимание при записи?

 - Какая будет тема урока?

Чему мы должны будем научиться?

Слайд 10

4. Сообщение темы и целей

 Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Цели: Познакомить с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих и Ц». Закрепить написание слов с изученными орфограммами. Учиться работать с учебником, слушать ответы друг друга. Развивать мыслительные операции.

Слайд 11

Постановка темы учениками с помощью учителя

5. Изучение нового материала.

 

Задания на проверку результатов классификации

а) Работа по учебнику с 57. Рубрика «Давай подумаем»

- прочитайте слова парами.

- Что вы замечаете в словах первой группы? (ударное окончание)

Что можно сказать о словах второй группы (ударение в корне)

- какой вывод можно сделать?

Сверим наш вывод с учебником.

Задание на самостоятельный выбор основания для классификации УПР. 1

Классифицируйте слова на 2 группы по признаку. Слова с ударным окончанием, во второй с безударным.

- В ударном окончании пишется О!

в) Физкультминутка (если встречается изученное правило, хлопаем в ладоши)

Дети гуляли рощей,
Дети гуляли речкой.
Побежали за зайцем и  за лисицей,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.

Любовались грачом и чижом
Но и он.
Помахал им крылом,

И с товарищем своим они вернулись к школе.

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

6. Закрепление изученного

 

- в форме какого падежа стоят существительные в этом упражнении?

- в форме какого падежа стоят существительные на слайде?  Можем мы сказать что во всех существительных орфограмма находиться в окончании? На какие группы можно разделить слова? Распределим слов на группы. В зависимости в какой части слова орфограмма.

Вывод. Осталось ли слово, которое не вошло ни в одну группу? Можно ли взять слово из группы и поместить его в другую. Классификация выполнена правильно.

 

Упр 4 Выполнить классификацию. Разбейте слова на 2 группы по признаку. В зависимости от места орфограммы в слове.

 

 

 

 

Слайд 14

 

Слайд 15

(проверка)

7. Физкультминутка

1 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить четыре – пять раз.

2 В средне темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2 раза.

 

Закрепление изученного

Карточки

1.  Зачеркни в каждой строке лишнее слово. Запиши получившиеся группы.

  • Рощей, водицей, моржом, задачей
  • Птицей, сторожем, лещом, зайцем
  • Чёлкой, борцом, душем, полотенцем, свечой
  • Овощем, большой, танцем, дворцом, кольцом

2. Найди ошибки в словах. Раздели слова на группы. Запиши слова в зависимости от буквы в окончании.

Кожой, задачей, борщём, гаражом, бойцём, душем, обручем, мечом, лучём,  маршем,  ключём, товарищем

Дифф.

 

 

Проверка слайд 16

 

8. Контроль.

Цель: Проверить усвоение изученного материала

Заполнить таблицу. Если в слове пишется О, ставим +. Если Е

1ножом, 2 плечом, 3 саранчой  4 экипажем, 5 кирпичом, 6 врачом, 7 курицей,, 8 шалашом, 9 пальцем, 10 камышом., 11 ключом, 12 Сашей, 13пыльцой, 14 свечой 15 дворцом

(если соединить плюсы получается 5)

9. Итог.

- Какая была тема урока?

- Какое упражнение было самым интересным?

- Какое самым трудным?

-У вас все получилось

- Какое должно быть настроение?

Дифф.

10. Д/З

У. с.58 упр. 3 Поставить имена существительные в форму Т.П..

11. Рефлексия

Покажите мне свое настроение.

Слайд 17

Презентация