Петр I: место и роль в российской истории. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель урока: Объяснить ученикам особенности модернизации (реформ Петра I) в России, показать на примере Петра Великого значение роли личности в истории.

Задачи урока:

  • Создать условия для осмысления заявленной темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и средствами технологий “дидактический цикл и дебаты”.
  • Продолжить обучение учеников умению выделять главное, составлять таблицы, схемы (кластеры); подбирать аргументы, доказывающие свою мысль; умению слушать и слышать говорящего и т. д.
  • Воспитывать у школьников умение общаться и работать в группах; уважительное отношение к одноклассникам, умение прислушиваться к их мнению; формировать чувство гордости за свою Родину, в короткий срок проводившую модернизацию, за людей, участвовавших в этом процессе.

Урок: Повторительно-обобщающий с элементами изучения нового материала, сдвоенный на 90 мин.

 

Домашнее задание:

  • дописать синквейны,
  • написать эссе (один лист в клетку, через строчку) на любую из трех тем: “На чьей стороне я в споре о Петре I”; “Так ли велик Петр Великий”; “ Кто для меня Петр I – великий тиран или великий творец”.
Фазы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Обнаружение незнания.
  • Актуализация имеющейся структуры знания,
  • Обнаружение недостатка этого знания для выполнения проблемного задания.
Учитель начинает урок с вопроса к ученикам:

Чем мы пользуемся благодаря Петру I? (Записывает на доске.)

 

 

Затем учитель говорит о том, что с Петром I в Россию ворвался свежий ветер перемен. Эти перемены называются – модернизацией.

Далее ученики отвечают на вопросы:

Что такое модернизация? Когда она проходила в Европе? Что собой представляет классическая европейская модернизация?

Далее учитель говорит, что модернизация в России связана с именем Петра I, предлагает посмотреть на реформы Петра I с этой точки зрения.

Ученики перечисляют: европейский облик людей (одежда, борода); европейский образ жизни, мысли; первое общедоступное СМИ – “Ведомости”; попытка создания систем светского образования; елки и новый год; новое летоисчисление и гражданский шрифт.

Ученики дают определение понятию “модернизация”, сообщают, когда она проходила в Европе, какие стороны европейской жизни затронула.

2. Усвоение нового учебного материала.
  • Создание познавательного дискомфорта”,
  • Постановка учебной цели.
Учитель задает проблемные вопросы:

Необходима ли была в России модернизация? Почему? Какие сферы общественной жизни охватили петровские реформы?
Если реформы Петра I – модернизация России, то каковы ее плюсы и минусы?
Особенности модернизации в России?

Ученики работают с учебником, записями в тетрадях, если необходимо в Интернете.
3. Осознание приращения к знанию (ликвидация незнания).
  • Сравнение цели с результатом,
  • Структурирование цели.
Учитель предлагает обсудить вопросы по группам.

Учитель контролирует процесс обсуждения. Предлагает первым выполнившим задание записать его на доске.

Ученики обсуждают в группах поставленные вопросы и делают необходимые записи.
4. Применения нового учебного материала. Применение знаний в знакомой или новой для учеников ситуации. Учитель проводит обсуждение и окончательное оформление, и запись в таблицы и схемы. Ученики осмысливают полученные знания при их окончательном обсуждении и оформлении записей.
5. Присвоение знаний
  • Осознание учеником значимости нового знания, ответ на вопрос:
    Зачем мне это было нужно?
  • Подготовка ученика к внешкольной деятельности.
Учитель предлагает ученикам использовать знания, полученные на уроке для оценки личности Петра I.

Слова учителя:

Академик, выдающийся русский филолог. А.М. Панченко писал о Петре I: “Петр, сейчас снова, в который раз, стал жгучей проблемой. Он вообще – оселок русской мысли. Есть и всегда будут апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир”.

Учитель организовывает “минидебаты”. Раздает в помощь ученикам листы с высказываниями о Петре I великих людей, оговаривает правила дебатов, кто “за” Петра, кто “против” определят учитель.

Две группы (по жребию) участвуют в дебатах, а две другие задают вопросы.

Ученики готовят и записывают аргументы “за” и “против” Петра, внимательно слушают выступающих , их ответы на вопросы и делают вывод : чья точка зрения победила.
6. Осуществление обратной связи. Ученик, используя критерии для адекватной самооценки, делает вывод о самостоятельной позиции по данному вопросу. Учитель предлагает ученикам на писать на уроке синквейн на тему: кто такой Петр I.

На уроке, если есть время , или дома написать эссе (на страницу листа в клеточку через строчку) на любую из предложенных тем :

  1. На чьей стороне я в споре о Петре I.
  2. Так ли велик Петр Великий.
  3. Кто для меня Петр I – великий тиран или великий творец.

Завершая, урок учитель подчеркивает его актуальность: обсуждалась не только проблема модернизации, которая сейчас в очередной раз (при Петре I, в концеХ1Х начале ХХ веков, сталинская) стоит перед Россией, но и роль личности ее поводящей, что конечно сказывается на ходе и результатах модернизации.

Ученики, выполняя задания, формулируют и высказывают свой взгляд на Петра I и проводимую им модернизацию России.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Список использованной литературы.

  1. Киримов В.В. “Отечественная история (в схемах и таблицах)”. М. Эксмо2007.
  2. Петорович В.Г. и Петрович Н.М. “Уроки истории.10 класс”. М. Творческий центр. 2004.
  3. Семенникова Л.И. “Россия в мировом сообществе цивилизаций”. Брянск. Курсив. 1999.
  4. Старобинская Г.И. “ Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова, А.И. Боханова “История России ХVIII – ХIХ века”. М. Русское слово.2006.
  5. Захарова Е.” На торне вечный был работник”. (“Учительская газета” 26.03.2006.)