Цель урока: Объяснить ученикам особенности модернизации (реформ Петра I) в России, показать на примере Петра Великого значение роли личности в истории.
Задачи урока:
- Создать условия для осмысления заявленной темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и средствами технологий “дидактический цикл и дебаты”.
- Продолжить обучение учеников умению выделять главное, составлять таблицы, схемы (кластеры); подбирать аргументы, доказывающие свою мысль; умению слушать и слышать говорящего и т. д.
- Воспитывать у школьников умение общаться и работать в группах; уважительное отношение к одноклассникам, умение прислушиваться к их мнению; формировать чувство гордости за свою Родину, в короткий срок проводившую модернизацию, за людей, участвовавших в этом процессе.
Урок: Повторительно-обобщающий с элементами изучения нового материала, сдвоенный на 90 мин.
Домашнее задание:
- дописать синквейны,
- написать эссе (один лист в клетку, через строчку) на любую из трех тем: “На чьей стороне я в споре о Петре I”; “Так ли велик Петр Великий”; “ Кто для меня Петр I – великий тиран или великий творец”.
Фазы урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Обнаружение незнания. |
|
Учитель начинает урок с вопроса к ученикам:
Чем мы пользуемся благодаря Петру I? (Записывает на доске.)
Затем учитель говорит о том, что с Петром I в Россию ворвался свежий ветер перемен. Эти перемены называются – модернизацией. Далее ученики отвечают на вопросы: Что такое модернизация? Когда она проходила в Европе? Что собой представляет классическая европейская модернизация? Далее учитель говорит, что модернизация в России связана с именем Петра I, предлагает посмотреть на реформы Петра I с этой точки зрения. |
Ученики перечисляют: европейский облик людей (одежда,
борода); европейский образ жизни, мысли; первое общедоступное СМИ –
“Ведомости”; попытка создания систем светского образования; елки и новый
год; новое летоисчисление и гражданский шрифт. Ученики дают определение понятию “модернизация”, сообщают, когда она проходила в Европе, какие стороны европейской жизни затронула. |
2. Усвоение нового учебного материала. |
|
Учитель задает проблемные вопросы:
Необходима ли была в России модернизация? Почему? Какие сферы
общественной жизни охватили петровские реформы? |
Ученики работают с учебником, записями в тетрадях, если необходимо в Интернете. |
3. Осознание приращения к знанию (ликвидация незнания). |
|
Учитель предлагает обсудить вопросы по группам. Учитель контролирует процесс обсуждения. Предлагает первым выполнившим задание записать его на доске. |
Ученики обсуждают в группах поставленные вопросы и делают необходимые записи. |
4. Применения нового учебного материала. | Применение знаний в знакомой или новой для учеников ситуации. | Учитель проводит обсуждение и окончательное оформление, и запись в таблицы и схемы. | Ученики осмысливают полученные знания при их окончательном обсуждении и оформлении записей. |
5. Присвоение знаний |
|
Учитель предлагает ученикам использовать знания,
полученные на уроке для оценки личности Петра I. Слова учителя: Академик, выдающийся русский филолог. А.М. Панченко писал о Петре I: “Петр, сейчас снова, в который раз, стал жгучей проблемой. Он вообще – оселок русской мысли. Есть и всегда будут апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир”. Учитель организовывает “минидебаты”. Раздает в помощь ученикам листы с высказываниями о Петре I великих людей, оговаривает правила дебатов, кто “за” Петра, кто “против” определят учитель. Две группы (по жребию) участвуют в дебатах, а две другие задают вопросы. |
Ученики готовят и записывают аргументы “за” и “против” Петра, внимательно слушают выступающих , их ответы на вопросы и делают вывод : чья точка зрения победила. |
6. Осуществление обратной связи. | Ученик, используя критерии для адекватной самооценки, делает вывод о самостоятельной позиции по данному вопросу. | Учитель предлагает ученикам на писать на уроке синквейн
на тему: кто такой Петр I. На уроке, если есть время , или дома написать эссе (на страницу листа в клеточку через строчку) на любую из предложенных тем :
Завершая, урок учитель подчеркивает его актуальность: обсуждалась не только проблема модернизации, которая сейчас в очередной раз (при Петре I, в концеХ1Х начале ХХ веков, сталинская) стоит перед Россией, но и роль личности ее поводящей, что конечно сказывается на ходе и результатах модернизации. |
Ученики, выполняя задания, формулируют и высказывают свой взгляд на Петра I и проводимую им модернизацию России. |
Список использованной литературы.
- Киримов В.В. “Отечественная история (в схемах и таблицах)”. М. Эксмо2007.
- Петорович В.Г. и Петрович Н.М. “Уроки истории.10 класс”. М. Творческий центр. 2004.
- Семенникова Л.И. “Россия в мировом сообществе цивилизаций”. Брянск. Курсив. 1999.
- Старобинская Г.И. “ Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова, А.И. Боханова “История России ХVIII – ХIХ века”. М. Русское слово.2006.
- Захарова Е.” На торне вечный был работник”. (“Учительская газета” 26.03.2006.)