Работа по данной проблеме осуществляется поэтапно:
Цель: повысить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
- определить содержание предварительной работы по обогащению представлений детей;
- разработать и апробировать игровые ситуации с гуманным содержанием для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх;
По мнению авторов (Нечаевой В.Г., Котырло В.К., Марковой Т.А. и др.), игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений. Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др. В своей работе мы наметили два направления:
Первое направление. Развитие у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.
Для решения задач первого направления мы предлагали проводить предварительную работу перед организацией сюжетно-ролевых игр.
Содержание предварительной работы:
- Чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
- Рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.
- Игры – упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети.
Второе направление. Формировать опыт проявления гуманных отношений посредством сюжетно-ролевой игры. Это направление будет осуществляться путем разработки и внедрения специальных игровых ситуаций в сюжетно-ролевые игры детей, позволяющих внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра "Семья"
1-е направление. Предварительная работа.
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других.
1) Беседа по серии картин, сопровождающих развитие сюжета
Воспитатель показывает 1 картинку: "Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детям скакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать". Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.
Показывает 2 картинку.
Воспитатель: "Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она "запуталась" в скакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?"
Показывает 3 картинку.
Воспитатель: "Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать!), а другая? (Предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)".
Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.
Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?
Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне и смеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?".
Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?
2) Игра – упражнение.
Задачи:
- воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
- активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
- формировать умение находить разные способы решения.
Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?".
Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.
– Ребята, а как еще можно порадовать маму?
– Кто предложит что-то новое?
Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.
3) Продолжи рассказ
Задачи:
- воспитывать сочувствие к переживаниям сверстника;
- желание помочь справиться с огорчениями.
Алина любила порядок. Она всегда убиралась в кукольном уголке. Расставляла игрушки на свои места, протирала пыль с кукольной мебели. Но однажды, за очередной уборкой, Алина нечаянно пролила воду на ковер. Она в растерянности стояла и смотрела на лужицу. У ней подошла Олеся… Продолжите рассказ. О чем говорили девочки? Чтобы вы сделали? Почему вы так думаете?
Воспитатель поощряет продолжения, в которых дети проявляют сочувствие и заботу.
4) Чтение художественной литературы. "Вовка добрая душа" А. Барто.
Задачи:
- учить употреблять слова благодарности;
- воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей.
После чтения этого произведения, воспитатель беседует с детьми, задает вопросы, помогающие детям осознать смысл поступков Вовки.
Вопросы:
- Что кричал из окна прохожим Вовка?
- Как поступил Вовка, чтобы успокоить Катю?
- Что случилось с Катей, почему она плакала?
Воспитатель поддерживает ответы детей, объясняет, что Вовка был внимательным к состоянию других людей и придумывал, как можно им помочь, позаботиться о них. Здесь же нужно обратить внимание на добрые поступки детей в группе.
"Волшебное слово" В. Осеевой – учит детей не только употреблять слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но показывает, как изменяется в хорошую сторону настроение окружающих из-за грубости "героя" и изменяется к лучшему, когда "герой" осознает свои ошибки.
Сюжетно-ролевая игра "Больница"
Задачи:
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность к сверстникам;
- формировать способы содействия.
В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния.
1) Рассматривание картины "Нечаянная оплошность"
Задачи:
- учить находить слова утешения для другого человека;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других.
На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.
- Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;
- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;
- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;
- Два мальчика смеются.
Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.
2) Игра – упражнение.
Задачи:
- формировать навыки взаимопомощи;
- воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" – спрашивает девочка.
Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.
3) Продолжи рассказ
Задачи:
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другим людям;
- предложить ребенку дать свой вариант ответа в данной ситуации;
- учить оказывать помощь другим людям в трудной ситуации.
Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.
4) Чтение рассказов
Задачи:
- на примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача;
- воспитывать у детей чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
"Навестила" В. Осеева, "Человек заболел" И. Туригин, "Обвал" Б. Житков.
Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.
Сюжетно-ролевая игра "Капитаны"
1) Рассматривание картин, сопровождающих развертывание сюжета.
Задачи: воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку.
Воспитатель показывает картину: "Ребята, посмотрите на картину, что на ней изображено, чем занимаются дети?"
На картине изображены дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.
Показывает 2 картину.
В группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации.
Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.
2) Игра – упражнение
Задачи:
- воспитывать отзывчивое отношение, переживание, сочувствие;
- формировать у детей способы поведения, адекватные ситуации;
- активизировать собственный опыт переживаний детей.
Воспитатель разыгрывает с помощью игрушек сценку, при этом объясняет: "На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?".
Воспитатель предлагает детям разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.
3) Продолжи рассказ.
Задачи:
- воспитывать доброжелательные отношения;
- формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.
Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки.
Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.
Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал – ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.
4) Чтение художественной литературы: "Далеко в море" Л. Кассиль.
Задачи:
- воспитывать внимательное отношение к окружающим;
- учить находить выход из сложившейся ситуации;
- формировать навыки заботливого и доброжелательного отношения к окружающим.
Беседа о прочитанном. Воспитатель беседует о профессии моряка, обращает внимание детей на то, какими качествами должны обладать моряки. (Быть сильными, выносливыми, справедливыми, отзывчивыми, прийти на помощь друг другу в трудную минуту).
2-е направление
Формирование опыта гуманных отношений в предложенных сюжетно-ролевых играх
Опыт справедливых отношений в предложенных сюжетно-ролевых играх мы предлагаем развивать с помощью создания в процессе игры специальных игровых ситуаций, которые вносит взрослый, требующих от детей не только выполнения ролевых отношений, но, прежде всего гуманной отзывчивости.
Сюжетно-ролевая игра "Капитаны"
Мы предлагаем ситуации, которые обогащают сюжет.
Задачи:
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку;
- Формировать умение действовать сообща.
- Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, который находится в нескольких милях от нашего корабля, команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …
- Люди за бортом!
- Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.
Сюжетно-ролевая игра "Больница"
Задачи:
- уметь предложить свою помощь другим людям;
- воспитывать внимательное. Отзывчивое отношение.
Мы предлагаем следующие ситуации для игры:
- Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.
- В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?
Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.
- В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…
Сюжетно-ролевая игра "Семья"
Задачи:
- уметь предложить свою помощь другим;
- организовать совместное дело;
- найти выход из сложной ситуации;
- воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение, внимательное отношение к состоянию другого человека.
Мы предлагаем ситуации для обогащения сюжета:
- Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?
- Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.
- У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.