Цель уроки:
Обучающий аспект: сделать вывод об основных причинах победы России в Отечественной войне 1812 года.
Развивающий аспект: развивать речь, умение анализировать, выделять главное, работать со схемой и картой.
Воспитательный аспект: воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за стойкость и мужество русского народа, талант полководцев; выстраивать стратегию поведения в экстремальной ситуации; развивать умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока
1. Подготовительный этап.
– Прочитайте тему урока. Объясните смысл слов «день Бородина».
– С каким важным событием 19 века мы начали знакомиться?
– Посмотрите на карту. Что обозначает сплошная чёрная стрелка? прерывистая красная стрелка?
– Давайте восстановим в памяти, как развивались события летом 1812 года:
- Какая цель была у Наполеона?
- Почему он был убеждён в победе?
- Достиг ли он этой цели? Почему?
- Была ли паника (страх) в русских войсках? (В опасные часы жизни первое, и самое важное, – это не испугаться, не растеряться.)
- Где соединились армии Барклая де Толли и Багратиона?
- Почему русская армия продолжала отступать?
- Где Кутузов решил дать генеральное сражение? Почему? (Позиция на Бородинском поле прикрывала оба пути на Москву: новую и старую Смоленские дороги.) Напишите название деревни у себя на схеме. (Приложение 2)
- Когда произошло сражение? (7 сентября 1812 года) Напишите дату в своих листочках. (Приложение 1)
2. Этап усвоения нового материала.
– Мы с вами посетили музей «Бородинская панорама».
– Вспомните, какой план был у Наполеона? (Прижать русскую армию к берегу Москвы-реки и разгромить.)
–Достиг ли он своей цели?
– Сколько продолжалась битва?
– Кто выиграл Бородинское сражение?
– Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородине? Напишите ответ на листочках. Отметьте на своей схеме путь русской армии и подпишите название города. (Приложение 2)
– Посмотрите, пожалуйста, отрывок из видеофильма и приготовьтесь ответить на следующие вопросы (1 и 3 вопросы записаны на доске):
- Для чего Кутузов принял решение сдать Москву?
- Ваше мнение, легко ли ему далось это решение?
- Почему Москва стала «ловушкой» для Наполеона?
– Куда же отступила русская армия? (Слайд «Военный совет в Филях» 13 сентября 1812 года) (Приложение 4) Посмотрите на карте. Отметьте на своих схемах деревню Тарутино. (Приложение 2)
– Кутузов решил повернуть на юг, т.к. в Туле располагались оружейные заводы, а в Калуге – большие продовольственные запасы. В Тарутино к Кутузову Наполеон прислал своего посла Жака Александра Лористона с просьбой подписать договор о мире, но Кутузов ответил, что война только начинается. Не получил никакого ответа Наполеон и из Петербурга. Александр 1 не желал и слушать о мире.
– Посмотрите на свои схемы. Что обозначают стрелки вверху и внизу направления движения основной армии? (Партизаны, народное ополчение) Каким цветом закрасите? Слайды «Партизанское движение». (Приложение 4)
– Чем закончилась для Наполеона война 1812 года? (Позорным бегством и гибелью французской армии) Слайды об отступлении французской армии. (Приложение 4)
3. Этап первичной проверки.
Письменная работа на индивидуальных листах.
- Какой названа война 1812 года?
- Почему отечественной? народной? Напишите ответы.
- Почему Наполеону не удалось покорить Россию? Запишите, каковы причины победы России в Отечественной войне. (Работа в группах). (Приложение 2)
(После проверки вывесить на доске соответствующий плакат.) (Приложение 5)
4. Итог урока.
– Почему тема урока названа «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»? Выделите голосом первое слово (Какое значение приобретает фраза?); второе слово и т.д.
– Как вы думаете, на каком слове надо сделать логическое ударение?
Рана, полученная «Великой армией» под Бородином, оказалась смертельной. Бородинское сражение было решающим в ходе войны 1812 года.
– Откуда эти строки?
Слайды памятника на Бородинском поле и Триумфальной арки в Москве. (Приложение 4)
5. Домашнее задание.
Заполнить тест «Бородинская панорама». (Приложение 3)
– Что обозначает слово «панорама»? (Панорама – картина, написанная по кругу)
– Чем вы можете воспользоваться для успешного выполнения домашнего задания?