Отношение школьников к физической культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Уже много лет преподавание уроков физической культуры в школе велось узко, однобоко. Целью уроков физической культуры было воспитание физических способностей школьников, достижение спортивных результатов, спортивные победы, отбор  талантов. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен заботиться о физическом развитии школьников и в зависимости от возрастных этапов искать средства и методы для максимального развития их возможностей в такой теории целенаправленного воспитания гораздо меньше внимания уделяется всестороннему развитию личности, когда согласуются аспекты физического, психического, душевного и социального здоровья, воспитывается потребность в здоровом образе жизни. Именно в это время формируются мотивы и навыки физической активности, которые сохранились бы по окончании школы до самой старости, то есть стали бы нормой жизни личности. Узкоспециальный взгляд на значение физической культуры и физического воспитания не способствовал поддержанию престижа данного предмета у общественности, формировал пренебрежительное отношение к нему. Это, возможно, и предопределило сегодняшнее состояние здоровья жителей России (в частности, г.Москвы). Научные исследования подтверждают ежегодное ухудшение здоровья школьников и их недостаточное физическое развитие. Сегодня основная цель системы образования страны – воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. Изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем школьникам по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.

Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого – только увеличить уровень физической подготовленности школьников. Сегодня школа должна не столько развивать у детей физические способности, а формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Очень важно уметь правильно подбирать формы физической активности в зависимости от потребностей своего организма и состояния здоровья. Проще говоря, сегодня от школьника требуются активность, творчество и самовоспитание.

По моему мнению, одним из основных факторов, определяющих активность и потребность в самовоспитании школьников, является их отношение к причинам результатов своих занятий физкультурой. Поэтому, формируя мотивы физической активности школьников и навыки физического самовоспитания, данному фактору необходимо уделить максимум внимания.

Для оценки отношения к причинам успеха и неудачи на уроке физической культуры мы применяли разработанный нами опросник. В него кроме  вопросов о причинах успеха и неудач занятий школьников физическими упражнениями вошли и другие связанные с этим вопросы.

Исследуемую выборку составила  группа из 149 учащихся, подобранная случайным образом в 9– 11-х классах  ГОУ СОШ 887 г. Москвы.

В процессе исследования мнения школьников о причинах успеха на уроках физической культуры  мы не заметили различия между мальчиками и девочками. Так, 63% школьников  эти причины склонны объяснять своими стараниями. Несколько меньшее влияние, по их мнению, оказывают различные благоприятные обстоятельства 15% (спортивная экипировка, инвентарь). В объяснениях причин успеха способностями к физической деятельности значимых различий между учащимися не выявлено.

Анализ причин успеха также показал, что 10% могли бы добиться большего, но мешает лень. Среди упомянутых причин  19% указали на отсутствие оборудованной спортплощадки. Несколько другие данные были получены при исследовании указанных школьниками причин неудачи на уроках физической культуры. Они главным образом связаны с прилагаемыми школьниками стараниями при выполнении упражнений/тестов, так утверждает 55,0% . Меньшее влияние, по мнению опрошенных, оказывают такие факторы, как: неблагоприятные обстоятельства 19%, сложность задания 21% и способности 11%. В отличие от объяснения причин успеха ни в одном из указанных факторов не было обнаружено больших различий в мнениях мальчиков и девочек.34% объясняли свои неудачи сложностью задания.

Обсуждение результатов, позволили предположить, что некоторые  ученики всю ответственность за происходящее с ними в жизни возлагают на себя (свои старания и способности), а другие склонны считать ответственными за все происходящее с ними либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. 

Обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Людям, которые склонны приписывать ответственность внешним факторам: другим людям, случайности, окружающей среде, – свойственна внешняя локализация ответственности . Внутренняя локализация ответственности свойственна тем, кто события своей жизни склонен объяснять своим поведением, характером, способностями. Поэтому они верят, что все в жизни зависит от их собственных усилий и поведения, а не от случайных обстоятельств или других людей.

Результаты опроса показали, что большинство школьников 68% причины успеха видят в самих себе. То же самое можно сказать и о причинах неудач: 61% как на причину неудачи указали на недостаточность собственных усилий. Это позволяет утверждать, что большая  часть опрошенных школьников  ответственно относится к результатам, показанным на уроках физической культуры, главной причиной своего успеха или неудачи считая свои собственные усилия. Таким образом, большинству из них свойствен внутренний контроль. Кроме того, существует положительная корреляция между этим позитивным качеством и наличием смысла в жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере он находит в жизни смысл и цели.

Результаты опроса  не выявили  различия в мнении мальчиков и девочек об уроках физической культуры. Мальчикам они доставляют значительно больше радости и удовлетворения, поэтому они, определяя причины успеха на этих уроках, гораздо чаще, чем девочки, указывали на легкость задания и собственные усилия. Девочки же среди причин успеха отметили значительно большую роль фактора случайности. Видимо, они равнодушнее относятся к урокам физической культуры, прилагают меньше усилий и принимают в них участие лишь потому, что это необходимо.

Немалая часть школьников склонна думать, что локализация причин их успеха на уроках физической культуры – внешняя, например счастливая случайность 28%  или несложность задания 27%, а причины неудачи они чаще склонны приписывать внутренним факторам (например, недостаточным способностям). Таким образом, приписывая всю ответственность за неудачу стабильному внутреннему компоненту (например, способностям), а за успех – внешнему ( счастливой случайности), эти школьники как бы оправдывают себя в том, что не прилагают достаточно усилий для выполнения заданий . Зная, что модели причин достаточно постоянны во времени и ситуации, особенно важно обратить внимание на тех школьников, которые склонны видеть источник успеха во внешней среде, этим школьникам не хватает смелости взять на себя ответственность за свои поступки, активность в достижении цели и в конечном счете уверенности в себе. Кроме того, им свойственны повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность. Поэтому имеются основания предполагать недостаточную мотивацию таких субъектов к физически активной деятельности что, подчеркивает важность педагогических форм контролируемого воздействия с целью повышения мотивации школьников на уроках физической культуры.

Однако нет смысла и в безоговорочном предпочтении контроля, который в основном определяется внутренней локализацией ответственности и уверенностью личности в том, что все происходящее с ней в жизни зависит от нее самой. Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач служит основательной почвой для возникновения комплекса вины, что, в свою очередь, является фактором риска, грозя обернуться  ростом дискомфорта и напряжения.

Значительное снижение важности фактора случайности при объяснении причины неудач может быть связано с уменьшением роста физических возможностей школьников в старших классах. Кроме того, все большие усилия, необходимые для успешного выполнения заданий на уроках физической культуры, возможно, свидетельствуют о недостаточной физической активности школьников. Изложенное дает право предположить, что анализ причин успеха и неудачи школьников на уроках физической культуры позволит эффективнее формировать мотивы их физической активности и навыки физического самовоспитания.